Отделение места труда от места жительства
Несколько тенденций в жизни технополиса способствуют отделению места труда человека от того места, где он живет. Углубляющаяся специализация труда заставляет людей сходных занятий работать вместе на все более компактных пространствах. Законы эффективности, чаще всего диктующие укрупнение, уничтожили большинство семейных ферм и мелких семейных предприятий. Планы застройки городов и законы о районировании содействуют отделению промышленных и деловых районов от жилых. Даже там, где эту тенденцию пытаются повернуть вспять, где был введен весьма изощренный порядок «смешанного» использования земли, где офисы, магазины и квартиры располагаются в одном здании, — даже там не происходит возврата к недифференцированному семейному производству. Психологическая дистанция между работой и домом сохраняется даже там, где жилые и деловые районы сознательно сближены. Труд продолжает утрачивать семейный характер.
В результате место труда, магазин и школа ушли из жилых районов. Мясники и бакалейщики расположились за сверкающими витринами торговых центров из стекла и бетона, окруженных огромными автостоянками. За ними последовали продавцы обуви, парфюмерии, одежды и домашней утвари. Конечно, к вам в дверь по-прежнему может позвонить чистильщик обуви или старшеклассник, продающий журналы. Но все же торговля происходит главным образом в снабженных кондиционерами гигантских универмагах и супермаркетах. Та же тенденция наблюдается и в других областях. Школы располагаются в специально отведенных кварталах и объединяются в большие комплексы. Это продиктовано соображениями дорожной безопасности, принципами обучения, а также экономикой. Педагоги и архитекторы стараются избавиться от бесконечно длинных коридоров и огромных холодных классов, которые подавляют и обезличивают детей. И все же хотя бы только оборудование, необходимое для современного обучения, делает немыслимым возврат к добрым старым школам в маленьких кирпичных домиках. Химическая лаборатория сегодняшней школы требует как минимум такого оборудования, которое лет двадцать назад показалось бы роскошью любому преподавателю колледжа и которое стоит слишком дорого, чтобы им можно было обеспечить множество маленьких школ.
То же относится и к другим услугам. Врач, который до недавнего времени вел прием у себя дома, внося тем самым некоторое разнообразие в привычную жизнь предместья, теперь тоже перенес приемную в город. Его все чаще можно увидеть в
деловых кварталах — в здании медицинского комплекса или специального центра. Как и остальным, ему нужно дорогостоящее оборудование, которое выгоднее покупать на паях с коллегами. К тому же, когда прием ведется в городе, всегда можно проконсультировать пациента у других специалистов.
Один за другим рабочий, ремесленник, торговец и врач покинули жилые кварталы. И их обитатели не возражают. Им не слишком нравится соединение деловых отношений с семейными, а врачи и бизнесмены в этом с ними согласны. Хотя они иногда и жалуются на утомительную дорогу, все же психологически их гораздо больше устраивает удаленность места работы от дома. Расстояние, отделяющее одну сферу жизни от другой, полезно для обеих, так как охраняет каждую из них от нежелательного вторжения другой. Возможно, молодого окулиста радуют периодические визиты в его офис жены, а иногда даже и детей. Но ситуация была бы совершенно иной, если бы они жили за стеной его приемной. Точно так же для сотрудника рекламного бюро длинная дорога домой имеет как психологическое, так и техническое значение. Ведь по пути домой он старается хотя бы отчасти забыть о незавершенных служебных делах и сосредоточиться, например, на подключении нового телевизора. Пригородный поезд или автострада соединяют его дом с работой, но в то же время и отделяют друг от друга два набора отношений, между которыми, как он чувствует, лучше сохранять дистанцию.
Заметное стремление городского жителя не допускать соприкосновения этих областей жизни понятно и обоснованно. Ведь он участвует в многочисленных и разнообразных функционально определенных отношениях, причем его роли не всегда согласуются между собой, так что ему необходимо хоть в какой-то мере изолировать эти сферы друг от друга. Вот почему бесцеремонные попытки корпораций включить в себя семейную жизнь служащих встречают такое негодование.
Один молодой бухгалтер служил в фирме, у руководителей которой были собственные, по их мнению прогрессивные, идеи относительно работы с персоналом. Среди прочего они создали особую программу, призванную знакомить жен служащих с работой мужей, в надежде на то, что их интерес и поощрение благотворно повлияют на работу всей корпорации, фирма ежемесячно проводила вечерние встречи для мужей и жен, где анализировались простые случаи из практики. При этом использовался метод социологических исследований, основанный на изучении отдельных случаев. Присутствующим предлагалось легкое угощение, а энергичный руководитель программы ловко направлял дискуссию таким образом, чтобы у женщин возникло представление о решениях, которые приходится принимать их мужьям. Все это мероприятие, разумеется, имело самый демок-
ратический и свободный характер и использовало все достижения теории групповой динамики.
Однажды вечером, в разгар сезона заполнения деклараций, т.е. в самое беспокойное для бухгалтеров время, наш молодой человек допоздна трудился над финансовыми отчетами и бухгалтерскими книгами, так что едва поспел на последний пригородный поезд, доставивший его домой. А за несколько дней до этого они с женой участвовали в особенно жаркой ежемесячной дискуссии, организованной фирмой. Итак, придя домой в ту ночь, молодой человек стал тихо раздеваться в темноте, потому что жена уже легла. Неожиданно из темноты раздался се голос: «Можешь зажечь свет, дорогой, я еще не сплю. Я тут лежу и все пытаюсь придумать: как же все-таки быть в случае Хейвигхерста?» На следующее утро за завтраком молодой бухгалтер сказал необычно решительным тоном, что будет гораздо лучше, если они перестанут посещать устроенные корпорацией семейные занятия.
Утрата трудом семейного характера, связанная с разделением места работы и дома, создает для них необходимую обособленность, и попытки повернуть этот процесс вспять грозят принести большой вред. Правда, некоторые социологи и градостроители все еще тоскуют по тем блаженным с их точки зрения временам, когда жизнь еще не разделялась на дом и работу. Они лелеют память о «целостной жизни», предшествовавшей разрушению семьи, о той поре, когда отец, сын и внук пахали и засевали одно поле или стояли у одной кофейной мельницы; когда простое семейное предприятие спаивало детей и родителей в единое звено в системе производства, а не только потребления. Это была подлинная совместность. По мере того как эпоха совместного производства все дальше уходит в прошлое, ее достоинства становятся все несомненнее. И с особой силой ностальгия по этому золотому веку звучит в одах, воспевающих красу и гордость американской экономики — семейную ферму.
Но экономисты-визионеры, жаждущие, во что бы то ни стало сохранить семейную ферму, и писатели, мечтающие об уничтожении разрыва между работой и семьей, забывают об одном. Они забывают, что как раз те люди, у которых есть опыт семейного бизнеса, которые жили над своим магазином или в примыкающем к фабрике доме, — эти самые люди больше ничего подобного не хотят. Именно они и получили освобождение. Они лучше других оценили блага, которые принесла человеку революция труда, раз и навсегда разрезавшая пуповину, которая соединяла семейную жизнь с трудом. При всех их видимых до-
стоинствах семейная ферма или бизнес часто скрывали жестокую эксплуатацию семейных отношений и детского труда — еще долгое время после того, как он был запрещен на фабриках. Надо радоваться тому, что все это кончилось, и стараться по-настоящему гуманизировать наш сегодняшний труд, а не жалеть об исчезновении того, что никогда не было таким прекрасным, как это иногда кажется теперь. Мы должны понять, что большинство людей хочет отделения работы от семейной жизни. Нужно признать и научиться уважать ту новую свободу, которая стала возможной вследствие столь часто оплакиваемой «фрагментации» человека.
Так или иначе, реальная экономическая ситуация в эпоху технополиса всецело выступает на стороне дальнейшей дифференциации и против возврата к идиллиям прошлого века. Менее сентиментальные экономисты, которые действительно знают, что такое семейная ферма, почти единодушно утверждают: чем скорее она уступит место более экономичным формам сельскохозяйственного производства, тем лучше. Вместо того чтобы пытаться ее поддержать, стоит задуматься о реальных проблемах нашего сельского хозяйства: об устаревшем и несправедливом принципе равного распределения земли, о чудовищной диспропорции в распределении продуктов питания в мире, о колоссальных затратах на хранение продуктов, о жестокой эксплуатации труда сезонных рабочих (в среде которых, кстати, родители и дети по-прежнему связаны общей работой)1.
Так же и в случае мелкого семейного бизнеса: не стоит придавать значения попыткам остановить функционализацию трудовой жизни в Америке путем превращения семейных и иных центров независимой жизни индивида в основу организационного единства или разновидность загородного клуба для корпорации. Ведь именно функционализм создает организацию как ключевую форму современной жизни, предпочтительную по сравнению с гильдией или семейным производством.
Как мы уже говорили, люди не в состоянии выдержать отношений типа «Я—Ты» со всеми, с кем им приходится вступать в контакт в разнообразных сферах современной жизни. Поэтому городской человек должен выбирать. Множество отношений, в которые он вступает с другими людьми, предъявляют к нему столько требований, что он вынужден в одних случаях ограничиваться чисто деловыми контактами, а в других может переводить их в сферу дружеских. Сегодня гуманизация труда путем возвращения ему семейного характера недостижима. Это привело бы к пагубным последствиям как для семьи, так и для труда. Желаемого результата можно добиться, лишь перенеся процесс принятия настоящих решений как можно глубже в
сферу трудовой деятельности. А это подразумевает распределение власти и ответственности и не имеет ничего общего с теплыми товарищескими отношениями. Если в газете какой-нибудь компании часто появляются образы «большой и сплоченной семьи», можно не сомневаться, что здесь за патернализмом кроется несправедливое распределение власти. Для гуманизации труда в современной корпорации необходимо избавиться от патернализма. Новая теория относительно работы с персоналом, которая до сих пор главным образом обеспечивала руководство новыми фразами для оправдания старых методов, не заменяет серьезных структурных изменений в системе распределения власти в рамках американской экономики.