Правосознание и правовая культура. 1. Понятие, структура и функции правосознания.

1. Понятие, структура и функции правосознания.

2. Виды правосознания.

3. Понятие и формы деформации правосознания.

4. Понятие и виды правовой культуры.

1. Понятие, структура и функции правосознания.

Сознание в психологии определяется как свойство человека, выражающееся в способности отражать окружающую действительность.

Правосознание– это форма общественного сознания, представляющая собой совокупность правовых идей, взглядов, представлений, убеждений, эмоций и чувств, выражающих отношение людей к праву, деятельности органов государства, а также правовому поведению других лиц.

Признаки правосознания:

1. Правосознание – это лишь одна из форм общественного сознания. Существуют различные формы общественного сознания: правовое сознание, нравственное, политическое, религиозное, национальное, эстетическое и др.

2. Компонентами правосознания являются: правовые идеи, взгляды, представления, эмоции, чувства, переживания.

3. Носителями правосознания являются отдельные индивиды, коллективы и общности людей.

4. Правосознание отражает отношение людей к праву и ко всем правовым явлениям.

Структура правосознания:

Включает два элемента: правовую идеологию и правовую психологию.

Правовая идеология – элемент правосознания, включающий правовые идеи, взгляды, представления, понятия, убеждения, суждения и тд.

Правовая идеология по глубине и объему правовой информации может быть обыденной или научной.

Правовую идеологию называют рациональным элементом правосознания.

Правовая психология – это элемент правосознания, охватывающий правовые эмоции, чувства, переживания, настроения, желания, выражающие отношение людей к праву и правовым явлениям (например: неприязнь к разрабатываемому законопроекту, страх к росту преступности, стыд за совершенное правонарушение).

Правовую психологию называют эмоциональным элементом правосознания.

Функции правосознания:

1. Познавательная функция – выражается в познании субъектом права и правовых явлений, получении новым правовых знаний, правовой информации.

2. Оценочная функция – выражается в оценке людьми правовых фактов, документов, действий с точки зрения соответствия и не соответствия их определенным требованиям.

3. Регулятивная функция - выражается в регулировании поведения и поступков людей, посредством формирующихся правовых установок.

2. Виды правосознания.

По субъектам или носителям различают:

· Индивидуальное правосознание – правосознание отдельной личности.

· Групповое правосознание – правосознание социальных групп (молодежи, работников правоохранительных органов, преступных группировок и тд.).

· Общественное правосознание – правосознание населения страны или региона.

· Массовое правосознание – выражается в условиях стихийных, кратковременных массовых мероприятиях правового характера (митинги, забастовки, шествия, демонстраций и тд.).

По уровню различают:

· Обыденное правосознание – правосознание граждан, не имеющих специальной юридической подготовки, и формирующееся стихийно под воздействием СМИ, конкретных жизненных ситуаций.

· Профессиональное правосознание – правосознание юристов-практиков, формирующееся в процессе специальной юридической подготовки.

· Научное или доктринальное правосознание – правосознание ученых-юристов, осуществляющих научные исследования в сфере права.

3. Понятие и формы деформации правосознания.

Деформация правосознания - искажение позитивных правовых идей, представлений, чувств, влекущее отрицательные последствия в сфере права.

Формы деформации правосознания:

1. Правовой инфантилизм - наиболее мягкая форма деформация правосознания, которая выражается в недостаточности правовых знаний, умений при личной уверенности лица в хорошей юридической подготовке.

2. Правовой идеализм - форма деформации правосознания, которая выражается в преувеличении, идеализации роли и значения права, в регулировании общественных отношений.

3. Правовой нигилизм – форма деформации правосознания, выражающаяся в отрицательном отношении к праву, игнорировании права, как регулятора общественных отношений, исключая, однако, преступный умысел.

4. Феномен перерождения правосознания – крайне опасная форма деформации правосознания, выражающаяся в сознательном игнорировании требований закона и совершении лицом преступлений.

4. Понятие и виды правовой культуры.

Правовая культура – это разновидность общественной культуры, характеризующая достигнутый уровень правосознания, законности и правопорядка, совершенства законодательства и юридической практики.

Виды правовой культуры:

По субъектам или носителям:

· Индивидуальная правовая культура

· Групповая правовая культура

· Общественная правовая культура

По уровню:

· Низкая правовая культура – выражается в низком уровне правосознания, законности и правопорядка, совершенства законодательства и юридической практики.

· Средняя правовая культура – выражается в среднем уровне правосознания, законности и правопорядка, совершенства законодательства и юридической практики.

· Высокая правовая культура – выражается в высоком уровне правосознания, законности и правопорядка, совершенства законодательства и юридической практики.

Тема 10

Источники (формы) права

1. Понятие и виды источников права

2. Понятие, признаки и классификация нормативных правовых актов

3. Понятие, признаки и виды законов

4. Понятие, признаки и виды подзаконных нормативных правовых актов

5. Действие нормативных правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц

6. Систематизация нормативных правовых актов: понятие и формы

1. Понятие и виды источников права

Источники (формы) права – способы внешнего выражения и закрепления правовых норм.

Виды источников права:

1. Правовой обычай – исторически сложившееся правило поведения, вошедшее в привычку и санкционированное (признанное в качестве источника права и общеобязательного правила поведения) государством. Например, обычай делового оборота в российском гражданском праве.

2. Нормативный правовой акт – письменный документ, исходящий от компетентного органа и содержащий правовые нормы. Основной источник российского права, а также в других странах романогерманской правовой семьи.

3. Правовой прецедент – судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которое в дальнейшем принимается за образец при рассмотрении аналогичных дел. Основной источник права в странах англосаксонской правовой семьи.

4. Нормативный договор – соглашение нескольких субъектов права, содержащее правовые нормы (межгосударственные договоры, федеративные договоры, коллективные договоры).

5. Правовая доктрина – научные концепции авторитетных ученых юристов, на основе которых компетентные органы решают юридические дела.

6. Религиозные нормы – выполняют роль источников права в тех странах, в которых нормы законодательства не должны им противоречить.

2. Понятие, признаки и классификация нормативных правовых актов.

Нормативный правовой акт– письменный документ, исходящий от компетентного органа или должностного лица и содержащий правовые нормы.

Признаки нормативного правового акта:

1. Письменный документ. Как документ нормативный правовой акт имеет обязательные реквизиты: статус акта, его название, регистрационный номер, дата принятия, указание органа принявшего акт, подпись полномочного должностного лица.

2. Исходит от компетентного субъекта. Принимаются органами государства, органами местного самоуправления, органами управления организацией, полномочными должностными лицами.

3. Содержит в себе правовые нормы. Нормы права закрепляются в статьях нормативных правовых актов.

Классификация нормативных правовых актов:

По юридической силе все нормативные правовые акты подразделяются на два вида:

1. Закон

2. Подзаконный нормативный правовой акт

По территории действия различают:

1. Федеральные акты

2. Региональные акты

3. Муниципальные акты

4. Локальные акты

По времени действия различают:

1. Постоянные акты (без указания срока действия)

2. Временные акты (указан срок действия)

3. Понятие, признаки и классификация законов

Закон – нормативный правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принятый в особом процессуальном порядке органом законодательной власти и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Признаки закона:

1. Акт, обладающий высшей юридической силой. Высшая юридическая сила закона выражается в том, что все иные правовые акты должны соответствовать и не противоречить закону.

2. Закон принимается в особом процессуальном порядке. Закон издается в соответствии с процедурой, включающей ряд стадий: законодательная инициатива, разработка, обсуждение, принятие, одобрение, подписание и обнародование закона.

3. Закон издается органом законодательной власти, либо народом на референдуме.

4. Закон регулирует наиболее важные общественные отношения. При помощи законов регулируются не все общественные отношения в сфере права, а лишь основные, наиболее важные из них.

Виды законов:

По юридической силе различают:

1. Конституция

2. Федеральные конституционные законы (принимаются только по тем вопросам, которые указаны в самой конституции)

3. Федеральные законы

4. Конституции и уставы субъектов РФ

5. Иные законы субъектов РФ

По субъектам принятия различают:

1. Законы, принятые законодательным органом

2. Законы, принятые народом на референдуме

По степени систематизации различают:

1. Обычные законы

2. Кодифицированные законы

По субъектам (адресатам) различают:

1. Общие законы (адресованы всем субъектам права)

2. Специальные (адресованы определенной категории субъектов права)

По отраслям права (предмету регулирования) различают:

1. конституционные

2. гражданские

3. семейные

4. трудовые

5. уголовные

6. финансовые

По территории действия различают:

1. Общефедеральные законы

2. Региональные законы

4. Понятие, признаки и виды подзаконных нормативных правовых актов

Подзаконный нормативный правовой акт – акт, принятый компетентным органом или должностным лицом в соответствии с законом и не противоречащий ему.

Признаки подзаконных нормативных актов:

1. Это акт, принятый компетентным органом или должностным лицом. То есть подзаконные акты принимаются всеми полномочными органами государства, органами местного самоуправления, органами управления организации и отдельными должностными лицами.

2. Подзаконный акт принимается в соответствии с законом. То есть подзаконные акты издаются в целях логического развития и дальнейшей конкретизации норм законов

3. Это акт, не противоречащий закону. Нормы подзаконных актов не должны противоречить нор-мам законов, в противном случае они признаются не имеющими юридической силы.

Виды подзаконных нормативных правовых актов:

По субъектам принятия и по юридической силе различают:

1. Акты Президента РФ (указы и распоряжения)

2. Акты палат Федерального собрания РФ (постановления Государственной Думы и Совета Феде-рации)

3. Акты правительства РФ (постановления и распоряжения)

4. Акты федеральных министерств, служб и агентств (приказы, инструкции, положения, правила)

5. Акты глав субъектов РФ (указы и постановления)

6. Акты законодательных органов субъектов РФ (постановления)

7. Акты исполнительных органов субъектов РФ (постановления, приказы, распоряжения)

8. Акты глав муниципальных образований (постановления)

9. Акты представительных органов местного самоуправления (постановления)

10. Акты исполнительных органов местного самоуправления (постановления, распоряжения)

11. Акты государственных и негосударственных организаций (уставы, положения, правила)

По территории действия различают:

1. федеральные

2. региональные

3. муниципальные

4. локальные подзаконные акты

5. Действие нормативных правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц

Действие нормативных правовых актов во времени - это период действия нормативного акта с момента вступления его в силу и до момента утраты им силы.

Правила вступления в силу нормативных актов:

1. По общему правилу нормативный акт вступает в силу по истечении определенного срока со дня официального опубликования. (Российская газета, Парламентская газета, Собрание законодательства РФ, Официальный интернет портал правовой информации – pravo.gov.ru). Законы вступают в силу по истечении 10 дней со дня опубликования. Указы президента и постановления правительства – по истечении 7 дней.

2. Акт вступает в силу с того момента, который в нем указан: с даты опубликования (неопублико-ванные не применяются), с указанной даты, с момента подписания или принятия (касается только подзаконных актов).

Правила утраты силы нормативных актов:

1. По истечении срока, на который акт был принят.

2. В связи с принятием специального акта, направленного на отмену другого акта (прямая отмена).

3. В связи с принятием нового акта, заменяющего собой старый акт (косвенная отмена).

4. В связи с исчезновением регулируемых общественных отношений.

Наши рекомендации