Государственное и общественное устройство Византии.

Христанская концепция власти утвердила представ­ление об императоре как наместнике бога в мирских делах, и это объясняло положение главы государства вне закона. На императора как представи­теля Христа на земле возлагалась особая обя­занность защищать интересы церкви, устои которой были неразрывно связаны с государственностью. Эта взаимосвязь именуется в историко-правовой литера­туре «цезарепапизмом». Кроме того, император в Восточной Римской империи – это вер­ховный военачальник, законодатель, судья. Начиная с VII века, византийский император носил титул «василевс». Заметим вместе с тем, что им­ператорский статус не передавался по наследству: фор­мально его выбирал Сенат, народ и армия, а фактиче­ски – мощная партия аристократии. Избранного им­ператора венчал на царство Константинопольский пат­риарх, поэтому личность василевса обладала сакральными характеристиками. Но императоры нередко оказывались во власти определенных группировок, ими ставились и свергались. Из 107 византийских самодержцев только 42 умерли своей смертью или скончались в боях, остальные были либо убиты, либо отреклись от престола.

В зависимости от периода развития страны статусимператора различался. На первом этапе император формально избирался «Сенатом, армией и народом Византии», позже был вправе выбирать себе «соправителя-преемника». С IX века в Византии формируется наследственная легитимная монархия. Сохранение сильной императорской власти в течение всей феодальной истории Византии можно объяснить особой остротой клас­совой борьбы, спровоцированной сходством интересов крестьян­ и многочисленного городского плебса Византии. Кроме того, постоянная внешне­политическая опасность, дополняемая необходимостью эффек­тивного подавления подвластных империи народов закре­пила в общественном сознании идею «богоустановленности» власти императора.

Император осуществлял управление совместно с Сенатом, который представлял собой консультативный (совещательный) орган по вопросам войны и мира. Важное место в системе политической власти занимал Государственный совет, работавший под председательством квестора (он ведал текущими административными вопросами и осуществлял судебные функции). Помимо императора высшими должностными ли­цами в Византии были: префект столицы, начальник дворца, квестор, два пре­фекта претория, логофеты (знатоки права). Канцеля­рии в Византии назывались секретами. К высшим секретам империи принадлежали: внутренних дел (полиция), иностранных дел, военный, финансовый и др.

В IV–VII веках в Восточной римской империи сохранялась позднеримская административно-территориальная система, когда во главе двух префектур стояли префекты. Префектуры подразделялись на диоцезы, которых насчитывалось семь, во главе с викариями. Диоцезы подразделялись на пятьдесят с лишним провинций во главе с начальниками провинций, а самым низшим звеном служили округа, также возглавляемые окружной администрацией. При такой системе управленческие полномочия глав префектур, диоцезов, провинций и округов сочетались с судебными, но были отделены от военных. Однако с VII века на смену староримской модели муниципальной организации пришел фемный строй. Округа (фемы) возглавили специальные стратиги (генерал-губернаторы), осуществлявшие всю полноту гражданской и военной власти в округе. Фемный строй был призван усилить противостояние Византии многочисленным нападениям арабов и славян и укрепить границы государства. Прави­тельство желало видеть стратигов сильными, но в то же время пугалось связанных с этим опасностей. Выходом было раздробление про­винций, уменьшение их территорий. Военные силы империи со­стояли из солдат, для которых служба была наследственной про­фессией. За службу они наделялись земельными участками.

Все свободное население Восточной Римской империи условно подразделялось на почтенныхисмиренных. Это де­ление как бы закрепляло степень причастности к государ­ственной службе и наличие привилегий. Юридиче­ски сословная структура также предопределялась занимаемой должностью. Так, высшим являлось сословие сенаторов, которые де­лились на сиятельных, знатнейших и почтенных (всего 18 разрядов). Зва­ние сенатора было наследственным, но могло быть по­жалованным и императором в качестве персональной заслуги. Членам этого сословия предоставлялись об­ширные финансовые и судебно-правовые привилегии. Сенаторы имели свои военные отряды, свою систему штрафов по отношению к крепостным и параллельно замещали высшие государственные должности, составляя оплот византийской бюрократии. Они освобождались от уплаты основных государствен­ных налогов, не могли быть арестованными и заточен­ными в тюрьму, осужденными без разрешения импе­ратора и согласия Сената. К ним не могли применять­ся особо тяжкие и позорящие наказания. Наряду с привилегиями сенаторы приобретали и обязанности. Так, в знак своей преданности императору они долж­ны были ежегодно подносить ему подарки, обязаны были проживать только в столице, и не могли покидать ее без уведомления, а также не могли отказываться от выполнения государственных поручений.

Вторым по значению и масштабам предоставляемых привилегий было сословие куриалов, куда входили крупные чиновники. Они тоже обладали финансовы­ми и судебными привилегиями. Невзирая на привилегию собирать налоги с податных лиц некоторые налоги в казну куриалы и сами были обязаны их платить.

Особым сословием в Византии было духовенство. Оно освобождалось властью от некоторых государственных повинностей, не платило никаких налогов в казну, и это делало привилегии церкви весьма ощутимыми.

Сословие динатов – «могущественных» лиц светского или духовного звания, обладало значительным «налоговым иммунитетом». Динаты также не несли трудовых повинностей в пользу государства.

Знатные и почетные горожане – судовладельцы, торговцы-ростовщики, обладавшие почетными званиями, привилегиями, попадали в один ряд с высшими сословиями. А вот мелкие земельные собственники и горожане состав­ляли плебейское сословие. Торговое и ремесленное население объединялось в цеха, обладавшие статусом юридической корпорации.

Помимо групп свободного населения в Византии существовали и категории зависимых. От Римской империи было унаследовано рабство, претер­певшее существенную трансформацию. Рабы рассмат­ривались уже не как вещи, а как лишенные свободы люди, ограниченные в правах. Убийство раба при­равнивалось к убийству свободного человека плебей­ского сословия. В IV веке были разрешены браки рабов и свободных, однако рабы были полностью лишены доступа к государственным должностям. Рабы упоминаются в византийских источниках вплоть до XII века, что свидетельствует о медленной феодализации общества.

Немного выше рабов стояли византийские крестьяне, податное сословие, которое было весьма неоднородным. Среди них выделяют позднеантичных колонов– земельных арендаторов по срочным контрактам первого этапа византийской государственности, которые могли быть как лично свободными, так и приписными к земле. При этом если в IV веке преобладала первая категория колонов, то в VI веке – вторая. Элевтеры были формально свободными крестьянами-общинниками, однако впоследствии вынужденно заполняли прекарные грамоты и становились крепостными. Апоры – обедневшие общинники, жившие за счет сдачи в аренду своей земли более зажиточным соседям по общине. Мортиты, наоборот, брали землю в аренду, выплачивая арендодателю «десятину» с выращенного урожая. С третьего этапа развития византийской государственности среди крестьян начинают преобладать парики (крепостные крестьяне), которых относили к казенным или частным – в зависимости от принадлежности тому или иному господину. Когда в XI веке в Византии появилась прония– условное земельное держание, дававшееся феодалу за воинскую службу (аналог западноевропейскому бенефицию), количество частных париков увеличилось.

Ни одно европейское государство не могло состязаться с Ви­зантией по части налогового обложения. Назовем, например, по­земельную подать, которую налогоплательщик должен был доставлять сам, в виде зерна и пр.; подушную подать, подать с жилищ, налог на парики и т.д. Кроме того, широко практико­вались принудительные постои солдат и чиновников в домах обывателей; принудительная продажа скота и зерна по зани­женным ценам; поставки продовольствия в крепости; принуди­тельное участие в строительстве мостов, дорог и пр.

В Восточной Римской империи судебные учреждения подразделялись на светские и церковные. Суд был не вполне отделен от администрации. Высшим светским судом был суд императора, рассматривавший по первой инстанции дела о государственной измене и о других особо тяжких преступлениях. В основном же этот суд служил апелляционной инстанцией на приговоры и решения, вынесенные в низших судах. Императорский совет также являлся судебной инстанцией высшего уровня, рассматривая по первой инстанции тяжкие преступления (преимущественно государственные). Дела с участием придворных находились в ведении протовестиария. А главы отдельных «секретов» рассматривали дела, касавшиеся их отрасли, и с участием лиц, заинтересованных в разрешении конфликта. Так, глава финансового секрета рассматривал спорные дела, где сторонами выступали купцы, судовладельцы.

Церковные суды были строго централизованы: суду патриарха Константинополя подчинялись суды митрополитов. Ниже стояли суды архиепископов, еще ниже – епископские суды. Их компетенция сводилась к юрисдикции в сфере религии, нравственности, а также в брачно-семейной сфере. В сферу деятельности церковных судов Византии попадали и все дела с участием духовенства.

На местном уровне до VII века судебную деятельность в основном осуществляли главы административных единиц. Но, например, в провинции наряду с ее главой, высшим судьей был претор. С введением фемного строя судебную деятельность в фемах стали осуществлять стратиги.

3. Эволюция византийского права

Развитие византийского права во многом опреде­лялось преемственностью с римскими правовыми тра­дициями, получившими здесь самобытное прелом­ление. Там существовала развитая система права. Она была представлена обширным законодательством в виде императорских указов, жалованных грамот, сборников законов и комментариев к ним, а также сводов судебной практики. В период с IV по VIII века основными источниками права страны были кодекс Феодосия и свод Юстиниана. Кодекс Феодосия (V век) был одной из первых попыток систематизации римского права. Он включал только действовавшие тогда нор­мы права в виде императорского законодательства. Все­объемлющая же систематизация развернулась после падения Западной Римской империи по указанию византийского императора Юстиниана. Он стремился ликвидировать крайнюю разобщенность и беспорядочность прежнего законодательства.

Кодификационные работы были выполнены в небывало ко­роткий срок – за пять лет, с 529 по 534 года. Современное название «Свода» – «Corpus juris civilis» – не принадлежит Юстиниану. Оно было дано глоссаторами XII века, в параллель «Своду церков­ного права» – «Corpus juris canonici». Кодификация Юстиниана преследовала разнообразные цели. Среди них не последней было стремление привести в систему старое право, унаследованное от Рима и во многом уже не соот­ветствовавшее новым временам, которые принесла с собой по­степенная феодализация империи; надежда укрепить монархию; желание придать блеск правлению императора – выходца из простых солдат.

Сначала племянник императора Юстина (фактический соправитель), а затем император, Юстиниан отличался необыкновенной ак­тивностью. Он полагал, что подобно римлянам, должен не толь­ко побеждать, но и создавать законы. Всю жизнь Юстиниан лелеял неосуществимые мечты воскресить былое величие Рима, снова объединить его бывшие владения. Интерес Юстиниана к праву был велик. Вмешательство в су­дебную деятельность, в том числе в качестве высшего судьи, было для него делом обыкновенным. Юстиниан полагал, что «безопасность государства зиждется и укрепляется оружием и за­конами... благодаря им возвысились римляне. Так было в про­шлом, так будет и впредь».

Руководителем кодификационных работ был избран юрист Трибониан, занимавший один из важнейших постов в государ­стве (начальник столицы), которому помогали 15 сотрудни­ков. Через три года после начала работ были готовы две основ­ные части кодификации – «Дигесты» и «Институции».

«Дигесты», или «Пандекты» (переводится как «собранное», «содержащее в себе все»), содержат извлечения из сочинений выдающихся римских юристов (Ульпиана, Павла, Юли­ана, Модестина и др.). «Дигесты» – самая объемная и ценная для нас книга кодификации – около 1600 страниц. Источник был составлен на латыни, но многие изречения и даже целые цитаты приведе­ны по-гречески. Первоначальный текст документа не сохранился, а самая ранняя, дошедшая до нас ко­пия относится к концу VI века. Основным содержанием Дигест были фрагменты, посвященные частному пра­ву. Кроме того, здесь содержались рассуждения юристов от­носительно общих вопросов правосудия, деления пра­ва на частное и публичное, понимания закона, меж­дународного права. Дигесты отразили тенденцию слияния преторского и цивильного права и устранения многих формальнос­тей последнего (например, деления вещей на манципируемые и неманципируемые). Придав Дигестам силу закона, Юстиниан запретил их комментировать и ссылаться на старые законы и сочинения римских юристов.

Институциями» был назван учебник для студентов ви­зантийских юридических учебных заведений. В империи име­лись три высшие юридические школы: в Константинополе, Риме и Бейруте. Обучение продолжалось пять лет. Программа утвер­ждалась государством. «Институции» были кратким учебни­ком по общим началам юриспруденции, составленным на осно­ве более старого (II в.) учебника римского юриста Гая.

Третья и последняя часть «Свода» – «Кодекс» Юстиниана – это собрание собственных император­ских постановлений.

Наконец, все дополнения и изменения, вносимые в «Свод» последующим законодательством, составили особую часть – «Новеллы». В широком смысле изменений и дополнений к за­конам вообще это название сохраняет свое значение и в настоя­щее время. От новелл отличались интерполяции, которыми ста­ли называть всякие «скрытые», неоговоренные изменения тек­ста, внесенные в «Дигесты».

Однако массивный, состоявший из четырех частей – Институций, Дигест, Кодекса и Новелл, – Свод был очень труден для применения в судейской практике. Поэтому в 726 году по указанию императора-иконоборца Льва Исаврийского происходит переработка Свода Юстиниана. Созданная законодателями Эклогапредставляла собой сокращенный, исправленный с учетом времени Corpus juris civilis, который с радостью восприняли судьи Византии. Эклога состояла из 18–ти титулов, подразделявшихся на статьи, в которых содержались нормы гражданского, брачно-семейного, уголовного, процессуального и канонического права. Однако из-за краткости Эклоги многие нормы права не получили в ней своего отражения. Эклога была очень популярной не только в Византии, но и в славянских странах, поскольку в ней юридически четко было изложено действовавшее тогда право.

В конце 20-х годов VIII века параллельно с Эклогой был создан Земледельческий закон, который славяне называли «Славянским», т.к. он представлял собой запись норм обычного славянского права с дополнением их нормами византийского законодательства. Славянский закон регулировал преимущественно сельскохозяйственную сферу правоотношений, например, ответственность преступника за кражу зерна, за потраву посевов и пр.

Морскойзакон определял порядок фрахта судна и перевозки грузов морским путем. Военный закон регламентировал ответственность за преступления при прохождении воинской службы. Моисеев закон считался своеобразным нравственным кодексом в Восточной римской империи.

Вообще влияние канонического (церковного) права на жизнь византийского общества было огромно. В период с VI по XI век в Византии интенсивно составлялись номоканоны – сборники светского и канонического права. Но по существу номоканоны были источниками церковного права, т.к. в них преимущественно входили постановления патриархов Константинопольских и каноны Вселенских соборов. По мнению византийских канонистов Властаря и Вальсамона, номоканоны обладали высшей юридической силой, поскольку содержали предписания власти как светской, так и церковной. Важнейшим источником византийского церковного права были постановления Вселенских церковных соборов. Наибольшее значение имели номоканон «Схоласти­ка» VI века и номоканон VII века, переработанный патриархом Фотием в 883 году.

Когда в IX веке к власти в Византии пришла династия василевсов – иконопочитателей, то по инициативе императора Василия I Эклога была осуждена как «переработка божественного догмата божественного Юстиниана». Одновременно с осуждением нормативного акта, написанного иконоборцами, иконопочитатели составили свой вариант переработки Свода гражданского права Юстиниана. В 879 году был издан Прохирон – краткое пособие для судей, преследовавшее цели облегчить порядок правоприменительной деятельности в государстве. Он был более полным, нежели Эклога, и содержал 35 титулов, подразделявшихся на статьи. Прохирон содержал в себе нормы Свода Юстиниана, законодательные новеллы, а также ряд положений «осужденной» Эклоги, преимущественно из области уголовного законодательства.

По сравнению с Эклогой Прохирон был куда менее удачной попыткой систематизации действовавшего в Византии права. Это почти сразу же осознали его составители, и поэтому между 884 и 886 годом от имени Василия I и его сыновей-соправителей – Льва и Александра – была издана Эпанагога («переработанное повторение»). По сути, это был улучшенный вариант Прохирона, включавший в себя оригинальные новеллы в области публичного права о взаимоотношениях православной церкви и государства. Точность формулировок и безупречная логика построения Эпанагоги снискали ей авторитет в правовых кругах Византии. В 888–889 годах Лев Мудрый, сын Василия I, унаследовавший престол, издал Василики, или «царские законы», явившиеся своеобразной энциклопедией византийского права. Василики включали в себя 60 книг, удобно систематизированных и доступных пониманию даже не юристов. Этот свод византийского права явился последней официальной систематизацией норм права Восточной римской империи.

Частные нормативные источники права Византии – это Хрисовулы, издававшиеся императорами и предоставлявшие привилегии отдельным лицам либо монастырям. К частным сборникам относят также Книгу Эпарха, изданную в X веке и содержавшую преимущественно нормы о ремесленно-торговом укладе византийских городов. Шестикнижие Арменопула, изданное в XIV веке, являлось частным сборником норм гражданского и уголовного права, который действовал как признанный источник права на территории Бессарабии вплоть до начала XX века.

Отметим, что под безусловным влиянием римского права развивалось обязатель­ственное право Византии. Все обязательства, как и в рим­ском праве, делились в зависимости от источника их происхождения: из деликтов или из договоров. Основ­ными видами являлись договора: купли-продажи, мены, найма, займа, хранения, поклажи, товарищества и др. Сделки заключались в основном в письменной форме. Закон ограничивал максимальный размер процентной ставки при заключении договора займа до 12%.

В семейно-брачных отношениях господствовали нор­мы православного христианского права. Основанием для заключения законного брака было достижение юно­шами 14-летнего возраста, а девушками – 12-летнего. Кроме того, необходимыми условиями являлись: со­гласие на брак жениха и невесты, их родителей или опекунов, отсутствие родства и другого брака. Развод допускался, но в ограниченных случаях. В течение жизни человек мог заключать брак не более трех раз. Наследование осуществлялось как по закону, так и по завещанию.

Уголовное право Византии носило сословный харак­тер. Важнейшими факторами, определившими тенден­ции его развития, стали правовая доктрина христиан­ства, библейские тексты, новое представление о государ­стве и статусе императора. Преступление рассматрива­лось как проявление греховной природы человека. Исхо­дя из их доктрины «предустановленной греховности» на­казание рассматривалось в качестве воздаяния за грехи. Лица моложе 7 лет и умалишенные освобождались от ответственности. Не влекли за собой уголовного на­казания и неумышленные преступления, а также со­вершенные в состоянии аффекта. Рецидив, наоборот, усиливал наказание.

Основными видами преступлений являлись: государственные (наказывались смертной казнью); религиозные (наказывались смертной казнью, членовредительством); имущественные (карались в основном штрафами и телесными наказаниями, реже – смертной казнью); против семьи и нравственности (наказывались смер­тной казнью или телесными наказаниями); против личности (спектр наказаний – от штрафов до смерт­ной казни). По мере развития в Византии феодальных отноше­ний усиливается репрессивный характер уголовного права: сокращается доля штрафов и возрастает зна­чение смертной казни. В качестве дополнительных наказаний применяются острижение и изгнание. Тю­ремное заключение в качестве самостоятельного на­казания не упоминается в византийских источниках.

В мировых хрониках того времени много говорилось о судебном произволе, который царил в период неограниченных монархий, о потоках крови, которые проливались в угоду той или иной политике. Но то, что происходило в этом смысле в Византии, ни с чем несравнимо. При императоре Фоке (602–610 гг.) на множестве невин­ных людей были испытаны все способы казни: разрезание на части, старинные римские зашивания в мешок с последую­щим выбрасыванием в море и т.д. Вот как, например, казнили сановника Елпидия: выкололи глаза (делалось это обыкновен­но раскаленным металлом), вырезали язык, отрезали ноги и руки, затем, еще живого, бросили в лодку и сожгли. Императору Андронику (XII в.) принадлежала идея одновременного массового из­биения всех заключенных, а также и всех их родственников. Мотивировалась эта мера государственными интересами и, разу­меется, «повелением Божьим». Спасло заключенных на­родное восстание (воздавшее, кстати, полной мерой и самому Андронику).

Таким образом, византийское право развивалось параллельно с государственностью и демонстрировало преемственность с традициями античного права.

Наши рекомендации