Адъюнкт Санкт-Петербургского университета МВД РФ
В Конституции Республики Башкортостан 1993 года нашли отражение многие достижения мировой общественно-правовой мысли, в том числе и теория разделения властей. Идеи этой теории являются общесоциальной ценностью планетарного масштаба и способствуют созданию подлинно демократического правового общества,
Приняв в 1993 году Конституцию и заявив о решимостисоздать демократическое правовое государство, многонациональный народ Башкортостана встал на путь цивилизованного государственного строительства. Реализация принципа разделения властей является однимиз важнейших условий в данном направлении. Статья 6 Конституции прямо определила, что «государственная власть в Республике Башкортостан осуществляется по принципуее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Законодательная, исполнительнаяи судебная власти в РеспубликеБашкортостан самостоятельны».
В соответствии с Конституцией Башкортостана законодательная власть осуществляется двухпалатным Государственным Собранием Республики Башкортостан, исполнительная - Кабинетом Министров Республики Башкортостан, судебная - судами Республики Башкортостан.
Президент является главой государства и в соответствии с концепцией президентской власти обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие всех ветвей государственной власти иответственность государства перед народом.
Деятельность по формированию правового государства в Башкортостане существенно облегчается тем, что республика - суверенное государство, и имеет возможность самостоятельно принимать решение для реализации демократических принципов. Суверенитет предполагает верховенство государственной власти- При организации государственной власти в суверенном государстве установлен правовой статус и определенный процессуальный характер функционирования всех государственных органов. Вместе с тем только суверенная государственная власть может обеспечить признание и реализацию требований права как в собственной законода-
тельной, исполнительной и судебной деятельности,так и в политической и общественной жизнивсего общества.
Государственное Собрание РеспубликиБашкортостан являетсявысшим представительным и законодательным органом Республики Башкортостан. Срок полномочий Государственного Собрания четыре года. Государственное Собрание состоит из двух Палат: Палаты представителей и Законодательной палаты.
В соответствиисо статьей129 КонституцииБашкортостана правом законодательной инициативы обладают Палаты Государственного Собрания, депутаты, комитеты и комиссии Государственного Собрания, Президент Республики Башкортостан, Кабинет Министров Республики Башкортостан, Конституционный суд Республики Башкортостан, Верховный суд Республики Башкортостан,Высший арбитражный суд Республики Башкортостан,Прокурор Республики Башкортостан, а также действующиенаоснове законов общественные объединения и союзы в лице их республиканских выборных органов.
Представляется, чтозакрепление в Конституции столь широкогокруга субъектов законодательного процесса нуждается в корректировке. На практике столь широкий круг субъектов законотворческой инициативы приводит к инфляции законопроектов, зачастую необоснованных и маловажных, затруднению и задержке прохождения в законодательном органе наиболее важныхзаконов. Круг субъектов законотворческой инициативы может быть ограничен, и эти функции могут быть предоставлены только основным органам законодательной, исполнительной исудебной власти и самим законодателям.
Создание объективно слаженной системы законодательства Республики Башкортостан и эффективная работа Государственного Собрания как законодательного органа зависит от объема его компетенции, В соответствующих статьях Конституции республики закреплена компетенция Государственного Собрания и Кабинета Министров, осуществляющего функции исполнительной власти.
Кабинет Министров Республики Башкортостан - ПравительствоРеспублики Башкортостан - является органомисполнительной власти, какгласит статья 100 Конституции Башкортостана.
Свидетельством самостоятельности исполнительной ветвивластиявляется установление Конституцией положенияо том, чтоПремьер-министр вносит представленияпо составу и структуре Правительства,т.е.им формируется система государственных органов, призванных осуществлять функции исполнительной власти на территории Башкортостана.Нанастоящем этапе государственного строительства в РеспубликеБашкорто-
стан наблюдается постепенный переход к компетентному Правительству с системой равновесия прав, ответственности и подконтрольности всех его структурных единицо чем свидетельствует принятие закона «О республиканских органах исполнительной власти Республики Башкортостан».
В соответствии со статьей 133 Конституции правосудие в Башкортостане осуществляется только судом. Судебную власть, являющуюся одной из ветвей государственной власти, в Республике Башкортостан представляет судебная система, включающая в себя Конституционный суд Республики Башкортостан, Верховный суд Республики Башкортостан, Высший арбитражный суд Республики Башкортостан и местные суды.
Помимо четкого разграничения пределов ведения по горизонтали в, законодательстве реализация принципов разделения вл&стей должна подкрепляться средствами обеспечения невозможности сосредоточения власти в одной из ветвей. Это разрешается с помощью выработанного миро-кой государственно-правовой мыслью системой «сдержек и противовесов», которая представляет собой специальные средства в виде правовые гарантий и механизмов. В Конституции Башкортостана предусматривается такая система. Она включает в себя процедурность принятия законов, институт импичмента, проверку конституционности нормативных правовых актов, принятых органами законодательной и исполнительной власти.
Мировой опыт государств свидетельствует, что помимо достоинств при реализации теории разделения властей выявляются и ее недостатки. Своему рождению теория разделения властей обязана периоду абсолютизма, точнее сказать борьбе с абсолютизмом, но только в двадцатом веке удалось создать реальные модели организации государственной власти, которые соответствуют требованиям правовой и демократической государственности. Теория разделения властей в классическом варианте таит в себе такой недостаток, как излишняя обособленность ветвей власти по отношению друг к другу, влекущая проявление неких корпоративных интересов и трудности в согласовании позиций. Предполагаемая теорией разделения властей независимость ветвей власти может привести к их противостоянию и даже противоборству и такого рода примеры имеются в современной России. Опыт современного государственно-правового развития свидетельствует о том, что классическая модель разделения властей нуждается в модернизации и применении на практике координирующего органа в лице президента. Резервов для развития концепции разделения властей в Башкортостане более чем достаточно. Наблюдаемое в мировой практике сближение законодательной и исполнительной ветвей власти характерно и для Башкортостана.
Из Конституции Башкортостана следует, что Башкортостан является унитарным государством с президентской формой правления и входит в состав Российской Федерации. Одной из главных особенностей государственно-правового развития Башкортостана последних лет является учреждение поста Президента и усиление роли этого органа. Это прежде всего связано со сложившейся социально-экономической ситуацией и решимостью народа Башкортостана к проведению кардинальных реформ как в государственном строительстве, так и в других сферах общественной жизни.
Закрепленным статьей 93 Конституции порядком формирования президентской власти, установлено, что Президент Республики Башкортостан избирается гражданами Республики Башкортостан на основе всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании. Избрание Президента именно народом республики предопределяет его особый политико-правовой статус, возлагает на него всю полноту ответственности за выполнение общих дел в республике и наделяет его властными полномочиями.
Конституцией республики не предусматривается институт вице-президентства, В случае прекращения полномочий президентом досрочно, при отрешении от должности, смерти, отставки, в период до избрания нового Президента, президентские обязанности возлагаются на Премьер-министра, а если последний не может принять на себя эти полномочия, они переходят к Председателю Государственного Собрания Республики Башкортостан.
Учреждение в Республике Башкортостан поста Президента повысило роль и ответственность Правительства, самостоятельно осуществляющего исполнительную власть и подотчетному Президенту и государственному Собранию. Учреждение президентской формы правления, способст- • вуя усилению исполнительной власти, тем самым способствует укреплению государственной природы республики и в конечном счете эффективному проведению в Башкортостане социально - экономических реформ.
В соответствии с Конституцией Президент республики занимает центральное место в политической системе государства и олицетворяет собой единство государственной власти. В свою очередь успешное выполнение Президентом своих функций напрямую зависит от слаженной работы органов законодательной, исполнительной и судебной власти.
КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ