Систематизация нормативных правовых актов

Систематизация нормативных правовых актов – это юридическая деятельность, направленная на упорядочение нормативных правовых актов, приведение их в стройную и согласованную систему.

Виды систематизации:

1) инкорпорация;

2) консолидация;

3) кодификация.

Инкорпорация – объединение нормативных правовых актов в сборники и собрания без изменения их содержания.

Черты инкорпорации:

1) осуществляется как уполномоченными органами, так и любыми организациями и лицами;

2) в результате инкорпорации издаются (публикуются) сборники и собрания нормативных правовых актов;

3) содержание инкорпорируемых нормативных правовых актов не изменяется; нормативные правовые акты инкорпорируются в том виде, в каком они действуют на момент инкорпорации;

4) в процессе инкорпорации осуществляется только внешняя обработка нормативных правовых актов;

5) инкорпорируемые нормативные правовые акты сохраняют свою юридическую силу и самостоятельное значение.

Виды инкорпорации:

1. По субъектам:

– официальная (осуществляется только уполномоченными органами и должностными лицами в пределах их компетенции);

– неофициальная (осуществляется любыми субъектами без специальных на то полномочий и контроля со стороны субъектов правотворчества).

2. По принципу объединения нормативных правовых актов:

– хронологическая (нормативные правовые акты инкорпорируются в хронологическом порядке);

– систематическая/предметная/тематическая (осуществляется по предмету правового регулирования).

Инкорпорация является самым простым видом систематизации.

Консолидация – объединение нескольких нормативных правовых актов, регулирующих определенную группу общественных отношений, в единый нормативный правовой акт без изменения содержания этих актов.

Черты консолидации:

1) осуществляется в ходе правотворческой деятельности уполномоченным субъектом правотворчества;

2) является приемом правотворчества;

3) в результате консолидации принимается новый нормативный правовой акт;

4) ранее действовавшие нормативные правовые акты прекращают свое действие со дня вступления в силу нового нормативного правового акта;

5) не вносит изменений в правовое регулирование, так как содержание отмененных актов полностью входит в новый нормативный правовой акт.

Консолидация по своей юридической природе занимает промежуточное положение между инкорпорацией и кодификацией.

Кодификация – принятие нового нормативного правового акта на основе переработки действующих нормативных правовых актов и создания новых норм права.

Черты кодификации:

1) осуществляется в ходе правотворческой деятельности уполномоченными субъектами правотворчества;

2) является приемом правотворчества;

3) в результате кодификации принимается новый нормативный правовой акт;

4) вносит существенную новизну в правовое регулирование общественных отношений, так как существенно перерабатываются действующие нормативные правовые акты и принимается новый нормативный правовой акт.

Виды кодификационных актов:

– кодексы;

– основы законодательства (после 1993 г. они не принимаются; действуют те, которые были приняты ранее);

– уставы;

– положения;

– регламенты.

Черты кодификационных актов:

1) сводный характер;

2) широкий охват регулируемых общественных отношений;

3) значительный объем и сложное строение;

4) главенствующее положение среди других отраслевых актов.

Виды кодификации:

1. Всеобщая (полная кодификация всего нормативного материала по всем отраслям права).

2. Отраслевая (кодификация нормативного материала одной отрасли права).

3. Внутриотраслевая/специальная (кодификация нормативного материала подотрасли или института права).

4. Межотраслевая/комплексная (кодификация нормативного материала комплексных институтов права).

СИСТЕМА ПРАВА И СИСТЕМА

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Право имеет не только внешнюю форму своего выражения, но и внутреннее строение, позволяющие рассматривать его как систему, состоящую из взаимосвязанных и взаимодействующих элементов. В переводе с греческого термин система означает «целое, составленное из частей». Однако любая система – это не простая сумма частей, ее составляющих. Систему отличают непротиворечивость, взаимосвязь, взаимозависимость, упорядоченность ее элементов.

Каждый элемент системы выполняет определенную функцию, а все вместе они обеспечивают существование и развитие всей системы. Таким образом, свойства системы не являются простой суммой свойств составляющих ее элементов. У любой системы свойств больше, чем у ее элементов, так как специфические свойства системы обусловлены взаимосвязями ее элементов.

Система права – это внутреннее строение права, подразделение его на взаимосвязанные элементы, обусловленное дифференциацией и интеграцией правовых норм.

Основные элементы системы права:

1) нормы права;

2) институты права;

3) отрасли права.

Признаки системы права:

1. Имеет объективный характер, так как отражает объективно существующие общественные отношения.

2. Характеризуется целостностью и структурированностью, т.е. состоит из взаимосвязанных элементов.

3. Обладает непротиворечивостью и согласованностью элементов.

Система права конкретного государства в значительной степени обусловлена историческими, культурными и иными факторами. Системная организация права имеет важное значение для всех видов юридической деятельности:

а) для правотворческой деятельности (принимая нормы права, субъект правотворчества должен гармонично включить их в существующую систему права, не нарушая ее целостности);

б) для правореализационной деятельности (системное устройство права позволяет видеть связь норм права друг с другом, правильно их понимать и реализовывать);

в) для интерпретационной деятельности (позволяет в ходе толкования нормы права видеть ее связь с другими нормами права и правильно уяснять ее содержание);

г) для систематизации нормативных правовых актов (системное устройство права позволяет систематизировать нормативные правовые акты по предмету правового регулирования).

Понятия право и система права не тождественны. Право – это система норм права (т.е. правил поведения), регулирующих общественные отношения. Система права – это внутреннее строение права.

Понятия система права и правовая система также не тождественны. Правовая система шире по содержанию, чем система права. Элементами правовой системы являются: право, юридическая практика, господствующая правовая идеология.

Отрасль права – это система правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения.

Отрасли российского права:

– конституционное право;

– административное;

– муниципальное;

– гражданское;

– семейное;

– трудовое;

– социального обеспечения;

– земельное;

– экологическое;

– финансовое;

– предпринимательское;

– уголовное;

– уголовно-исполнительное;

– уголовно-процессуальное;

– гражданско-процессуальное;

– арбитражно-процессуальное право.

Виды отраслей права:

1. По предметному единству:

– основные/профилирующие (конституционное право, административное, гражданское, уголовное, гражданско-процессуальное, уголовно-процессуальное право);

– специальные (трудовое право, семейное, финансовое и др.);

– комплексные (муниципальное, экологическое и др.).

2. По функциям права:

– регулятивные (включают в основном регулятивные нормы права, например, конституционное право, гражданское, семейное и др.);

– охранительные (включают охранительные нормы права, например, уголовное право).

3. По характеру:

– материальные (включают материальные нормы права, например, гражданское право, трудовое, финансовое и др.);

– процессуальные (включают процессуальные нормы права, например, гражданско-процессуальное право, арбитражно-процессуальное, уголовно-процессуальное).

Отрасль права является основным структурным элементом системы права. Различные отрасли находятся на разных ступенях развития: объем регулируемых ими отношений то расширяется, то сужается.

Каждая отрасль права имеет в своем составе несколько правовых институтов. Институт права – это система правовых норм, регулирующих определенный вид общественных отношений. Таким образом, если отрасль права регулирует род общественных отношений, то институт права регулирует определенный их вид.

Виды институтов права:

1. По составу:

– отраслевые (состоят из норм одной отрасли права, например, институт трудового договора);

– комплексные / межотраслевые (состоят из норм нескольких отраслей права, например, институт государственной службы).

2. По функциям права:

– регулятивные (состоят из регулятивных норм права, например, институт оплаты труда);

– охранительные (состоят из охранительных норм права, например институт административной ответственности).

3. По характеру:

– материальные (состоят из материальных норм права, например, институт купли-продажи);

– процессуальные (состоят из процессуальных норм права, например, институт возбуждения уголовного дела).

Кроме отраслей и институтов права, в системе права можно выделить и более мелкие образования: подотрасли и субинституты права. Однако не каждая отрасль права имеет в своем составе подотрасли и далеко не каждый институт права имеет в своем составе субинституты.

Наши рекомендации