Создание национальных армий в странах СНГ
Однако в январе 1992 г. на Украине началось создание собственной армии: было образовано министерство обороны, личному составу дислоцировавшихся на Украине частей советских вооруженных сил, включая Черноморский флот, было предложено принять присягу на верность Украине. Это привело к острому кризису: одни части и корабли присягали Украине, другие отказывались это делать. Ряд экипажей стратегической авиации (бомбардировщиков — носителей ядерного оружия) перелетели на своих воздушных кораблях в Россию.
Вслед за Украиной к созданию национальных армий приступили и другие страны СНГ. В этих условиях 7 мая 1992 г. Президент Б.Н. Ельцин издал указ о создании Российской армии. 15 мая 1992 г. в Ташкенте Армения, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан подписали договор о коллективной безопасности (ДКБ) — военно-политическом союзе.
Советское ядерное оружие располагалось на территории не только России, но и еще трех республик СССР, ставших независимыми государствами: Белоруссии, Казахстана и Украины. США предложили этим странам принять безъядерный статус и вывезти ядерное оружие на территорию России. Соответствующие соглашения были подписаны весной 1992 г. и реализованы в течение 1992—1995 гг.
Распад СССР привел к вспышке боевых действий в регионах межнациональных конфликтов, которые ранее сдерживали внутренние войска МВД СССР. Армяно-азербайджанский конфликт перерос в полномасштабную войну. В течение 1992— 1994 гг. усилиями России удалось остановить боевые действия. Однако остался нерешенным вопрос о существовании республик, провозглашенных в ходе конфликтов: Нагорно-Карабахской Республики, Приднестровской Молдавской Республики, Республики Южная Осетия и Абхазии. Эти республики до сих пор не признаны мировым сообществом.
Расширение НАТО и СНВ-2
До 1993 г. Запад не услышал от России «нет» ни по одному значимому вопросу международной жизни. Министр иностранных дел Российской Федерации А.В. Козырев видел ошибку советской дипломатии в том, что она слишком много внимания уделяла защите национальных интересов в ущерб общим интересам мирового сообщества.
Перелом наступил в 1994 г. В январе этого года президент США У. Клинтон указал на возможность расширения НАТО за счет бывших членов Организации Варшавского договора. Это было настолько неожиданно, что пребывавший в Польше с государственным визитом Б.Н. Ельцин сказал, что «ничего не имеет против». Но по возвращении в Москву он заявил о наступающем «холодном мире». В период 1994—1996 гг. Россия пыталась узнать, чем она могла «напугать» усиливающийся западный военный союз.
Расширение НАТО и увеличение числа членов Европейского союза во всей остроте ставили вопрос о подлинном месте России в Европе. При этом Россия не вышла из процесса сокращения стратегических вооружений, поддерживать баланс которых с США ей становилось все тяжелее. Еще президент США Дж. Буш-старший выдвинул идею подписания Договора о стратегических наступательных вооружениях-2 (Договор СНВ-2). Ельцин считал нужным основывать безопасность своей страны не на оружии устрашения, а на постоянном смягчении напряженности и дружбе с США. Первое конкретное обсуждение проблем заключения Договора СНВ-2 состоялось на первой встрече на высшем уровне Буш — Ельцин в феврале 1992 г. и завершилось созданием единого документа через 11 месяцев, в январе 1993 г.
Согласно Договору СНВ-2 обе страны согласились на сокращение на 2/3 стратегических ядерных потенциалов (по Договору СНВ-1 сокращение на 1/3). Были оговорены инспекции на местах. Предполагалось к 2003 г. уничтожить все тяжелые ракеты (типа СС-18 и СС-19), все многозарядные стратегические ракеты. К 2000 г. общая численность триады боезарядов не должна была превышать 4250 единиц, а к 2003 г. — 3500 единиц.
Договор СНВ-2 не прошел ратификацию в Верховном Совете России. Многие депутаты не желали расставаться с последним признаком великодержавности страны, средством ее самозащиты. В 1995 г. Россия и США продлили на все обозримое будущее запрет на испытание всех видов ядерного оружия.
В 1997 г. НАТО приняло решение о вступлении 10 новых государств в его состав. Россия предъявила свои возражения, апеллируя к достигнутым еще М.С. Горбачевым договоренностям о том, что НАТО не будет расширяться. Но поскольку эти договоренности носили устный характер, они не были приняты в расчет.
Правда, в силу взаимных интересов Запад не планировал открыто идти на обострение отношений с Россией, но и Россия не могла существенно противодействовать расширению НАТО. В мае 1997 г. между Россией и НАТО был подписан Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности. В документе говорилось о том, что стороны не рассматривают друг друга в качестве противников. Но надо понимать, что этот документ всего лишь декларация, которая не содержала никаких обязывающих положений.
Балканский кризис
Дружественный шаг России был вскоре полностью проигнорирован Западом в процессе принятия решения о первом за историю Североатлантического союза силовом действии за пределами зоны традиционной ответственности НАТО — бомбардировке Югославии весной 1999 г. Предыстория этого события такова.
В 1998 г. разразился так называемый Косовский кризис. Югославское правительство начало борьбу с албанскими сепаратистами в крае Косово. Военные столкновения привели к страданиям гражданского населения. Международное сообщество потребовало прекратить нарушения прав человека. Но в этом конфликте страны НАТО стали на сторону косовских албанцев. Запад обвинил Югославию в геноциде и 24 марта 1999 г. напал на нее, не имея санкций со стороны Совета Безопасности ООН. Государственный секретарь США М. Олбрайт объявила, что белградское правительство под давлением массовых налетов авиации Североатлантического союза сдастся на 4-й день и пойдет на условия, ведущие к отделению югославской провинции Косово. Американцы недооценили решимость граждан Югославии. На 78-й день бомбардировок, когда Белград был готов бороться и дальше, администрация Президента Б.Н. Ельцина направила в Белград B.C. Черномырдина, который в буквальном смысле заставил президента Дом в Югославии, разрушенный в Югославии С. Милошевича подписать капитуляцию перед Западом.
Но даже эта помощь не вызвала у американского руководства желания видеть в России партнера. Стремление России получить под временный контроль небольшую территорию Косова (чтобы уберечь от репрессий сербское меньшинство Косовского края) было отвергнуто Вашингтоном самым энергичным образом. Узнав о движении российских подразделений к косовской столице Приштине, американская сторона начала недельные дебаты в Москве и Хельсинки — ровно столько, сколько нужно было для оккупации всего Косова войсками НАТО и полной изоляции здесь небольших подразделений российских войск. Запад полностью блокировал единственную просьбу России образовать анклав вокруг исторических православных монастырей и Косова поля, что позволило бы 100—200 тыс. местных косовских сербов найти убежище и избежать насилия албанской так называемой Армии освобождения Косова.
Вскоре Косово было оккупировано американцами и их союзниками, к власти в Югославии пришло другое правительство.
Действия стран Запада на Балканах — это еще один пример гуманитарной интервенции, когда НАТО вмешалось во внутренние дела иностранного государства под лозунгом защиты гуманитарных прав. Российская элита увидела в этих действиях явный вызов национальным интересам России, а военные действия в Косове рассматривала как репетицию будущих акций НАТО против России или ее союзников, прежде всего Белоруссии.