Системный характер института выборов

Институт выборов, являясь неотъемлемым признаком демократической политической системы, сам может рассматриваться как относительно самостоятельный системный объект. В этом избирательной системе[5].

Избирательная система в широком смысле — это целостная совокупность политических субъектов, институтов, норм, принципов, процедур, технологий, составляющих механизм организации и проведения выборов.

К основным компонентам избирательной системы, имеющим определяющее значение для ее функционирования, относятся субъекты выборов и избирательное право, к характеристике которых и обратимся.

Субъекты выборов

Как известно, любая социальная деятельность, в том числе и в сфере политики, основана на целенаправленной активности ее субъектов. Поэтому важнейшим компонентом избирательной системы считаются субъекты выборов, среди которых выделяют, прежде всего, следующие:

• избиратели

• политические партии

• кандидаты на выборные должности

• избирательные органы

• государство.

Избиратели

Одним из главных действующих лиц в процессе выборов являются избиратели. Особый статус избирателей в Структуре избирательной системы обусловлен тем, что предпочтения, высказанные ими в ходе голосования, есть, по сути, критерий для определения того, каков будет конкретный состав представительного органа или кто займет отдельную выборную должность.

Избиратель — это гражданин, который в соответствии с законом обладает правом голоса.

Электорат — это вся совокупность избирателей страны или административно-территориальной единицы.

В России избирателем на федеральном уровне признается гражданин Российской Федерации, достигший 18-летнего возраста, за исключением тех, которые признаны судом недееспособными или содержатся в местах лишения свободы по приговору суда. На региональных и муниципальных выборах вводится дополнительное условие: избиратель должен проживать на территории соответствующего субъекта Федерации или муниципального образования.

Политические партии

Политические партии как субъект выборов занимают особое место в структуре избирательной системы. Обусловлено это тем, что установка на овладение властью или на участие в ее осуществлении выступает в качестве главной цели деятельности политических партий (см. лекцию 10). Выборы являются важнейшим механизмом формирования властных институтов. Специалисты по исследованию политических партий так или иначе указывают на эту их сущностную черту.

Например, итальянский политолог Дж. Сартори определяет политическую партию как политическую группу, участвующую в проведении выборов и имеющую благодаря этому возможность проводить своих кандидатов в государственные учреждения[6].

Электоральный статус политических партий в России неоднократно менялся. В процессе трансформации политической системы на рубеже 1980-1990-х гг. возникло множество общественных организаций и движений (см. п. 10.3). В этих условиях, когда отсутствовало четкое разграничение политических партий и других общественных организаций, появляется термин «избирательное объединение» для обозначения тех общественных объединений, которым было предоставлено право выдвигать списки кандидатов на первых выборах в Государственную Думу ФС РФ в 1993 г. Позже этот термин был закреплен в избирательном законодательстве. На первых парламентских выборах избирательными объединениями признавались не только политические партии и движения, но и избирательные блоки, в состав которых могли входить другие общественные объединения. Единственным условием являлось наличие в уставе объединения пункта об участии в выборах.

Следует отметить, что, начиная с выборов в Государственную Думу в 1993 г. и вплоть до выборов 2003 г., ни одна парламентская избирательная кампания не обходилась без создания избирательных блоков — специфической разновидности избирательных объединений. Избирательный блок представлял собой союз двух и более избирательных объединений в целях совместного участия в выборах. В избирательной кампании 1993 г. приняли участие четыре избирательных блока, два из которых — «Выбор России» и «Блок: Явлинский-Болдырев-Лукин» — получили депутатские мандаты в первом составе Государственной Думы. Последний из названных блоков впоследствии трансформировался в политическую партию

«Яблоко». Выборы в Государственную Думу 2003 г. были последними федеральными выборами, на которых допускалось участие избирательных блоков. Новым Федеральным законом от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»[7] создание таких объединений не предусмотрено, а поправками от июля 2006 г. избирательные блоки исключены из числа избирательных объединений на любых выборах в России.

Дальнейшее регулирование статуса избирательного объединения не закрепило политической природы этого субъекта выборов. В избирательной кампании 1995 г. избирательным объединением признавалась любая организация, устав которой предусматривал участие в выборах посредством выдвижения кандидатов.

В 1997 г. круг избирательных объединений был вновь ограничен организациями исключительно политического характера, другие же общественные объединения сохранили право на участие в выборах лишь в составе избирательных блоков.

В течение всего этого периода вплоть до 2001 г. статус политических партий не имел правовой регламентации. В мировой же практике включение политических партий в сферу нормативно-правового регулирования начинается с 60-70-х гг. XX в. Этот процесс обусловлен, прежде всего, признанием их существенной роли в политической системе общества. В России законодательное закрепление статуса политической партии, который отражает ее место в системе государственных и общественных институтов, определяет ее права и обязанности, порядок ее образования, осуществления и прекращения деятельности, произошло в 2001 г. с принятием Федерального закона «О политических партиях».

В настоящее время, согласно ст. 36 названного закона, политическая партия признается единственным видом общественного объединения, которое обладает правом выдвигать кандидатов на выборах федерального и регионального уровней. В соответствии с поправками, внесенными в законодательство в июле 2005 г., право выдвигать кандидатов на муниципальных выборах получили также местные и первичные отделения политической партии.

Сохранение в избирательном законодательстве термина «избирательное объединение» обусловлено тем, что на муниципальном уровне в выборах могут участвовать и иные общественные объединения, устав которых предусматривает этот вид деятельности.

Важнейшая привилегия политической партии как ключевого субъекта выборов сопряжена с рядом обязательных условий, которым она должна отвечать. Главное требование — обязательность участия в выборах. Если в течение пяти лет подряд политическая партия не принимает участия в выборах, то она ликвидируется. В числе других — требования к территориальному масштабу деятельности партии, численному составу и количеству ее региональных отделений (эти характеристики политической партии рассматриваются в п. 10.3).

Наши рекомендации