Влияние основных акторов избирательных кампаний на результаты выборов
Демократия предполагает, что сами граждане должны определять свое будущее, выбирая ответственную власть. На практике в любой стране можно найти достаточно фактов серьезных отступлений от этого идеала.
Но в России влияние на ход и результаты выборов таких субъектов, как исполнительная власть, финансово-промышленные группы, силовые структуры настолько значительно, что многие политологи говорят о строительстве в России «управляемой демократии», в условиях которой голос того или иного избирателя не так уж и важен.
Главное - обеспечить нужные договоренности между элитами, Дать «правильные» команды зависимым структурам и результат будет гарантирован на все 100%.
Пресловутый «административный фактор» все в большей степени определяет результат выборов, все чаще избиратели оказываются на выборах как бы и «ни при чем». Беззастенчивое манипулирование избирателями и процедурами голосования становится повсеместным явлением.
Иногда создается впечатление, что российским чиновникам избиратели в общем-то и не нужны, но их приходиться поневоле терпеть, раз уж в России «стало модным играть в демократию».
Например, партийное строительство, направленное на поддержку всего лишь одной «центристской» партии, которая объявила своей главной программой - «поддержку Президента России», постоянные разборки со СМИ, «идущими не в ногу» - все это, по-видимому, и есть звенья одной и той же цепи.
Группой экспертов-практиков было оценено влияние разного рода участников избирательного процесса на результаты выборов в России. Данные этого исследовния представлены в таблице 3.
Таблица 3
Влияние основных акторов избирательных кампаний на ее результаты в зависимости от уровня избирательной кампании
Виды выборов/ Акторы выборов | ПрезидентаРФ | Депутатов гд* | Глав субъектов РФ | Депутатов субъектов РФ** | Муниципальные выборы |
Администра ция Президента РФ | +++++ | ++++ | +++++ | + | |
Правительство РФ и отдельные ведомства | +++++ | ++++ | +++ | ++ | + |
ФПГ (Олигархи) | +++ | +++++ | +++++ | +++ | + |
ЦИК | +++++ | +++ | ++++ | ++ | + |
Представители Президента в федеральных округах | ++++ | ++++ | ++++ | +++ | |
Прокуратура РФ | +++++ | +++ | +++++ | +++ | + |
Суд | +++++ | +++++ | +++++ | +++ | +++ |
----------------------- 1--------------- 1----------------- 1---------------- 1----------------- 1-------------- '
ВИДЫ ВЫборОВ/ „ HpnvraTn» т- = ДепуТЗТОВ МуНИЦИ-
г Прези-Депутатов Глав субъ- .J J
Акторыг __ субъектов пальные
„ дента РФгд * ектов РФ■ ,., .
Выборов * А РФ ** выборы
1 2 3 4 5 6
Администра
ция Президента -
РФ_______________ +++++_______ ++++______ +++++________ +_________________
Правительство РФ и отдельные
ведомства_________ +++++_______ ++++________ +++_________ ++__________ +
ФПГ
(Олигархи)_________ +++________ +++++______ +++++_______ +++__________ +
ЦИК_____________ +++++_______ +++________ ++++________ ++__________ +
Представители Президента в федеральных
округах___________ ++++_______ ++++_______ ++++________ +++_________ ++
Прокуратура
РФ_______________ +++++_______ +++_______ +++++_______ +++_________ +
Суд______________ +++++______ +++++______ +++++_______ +++________ +++
Продолжение табл. 3
- 1 | |||||
федеральные СМИ | +++++ | ++++ | +++++ | +++ | + |
Иностранное влияние | +++ | + | + | - | - |
Администрация региона | +++ | +++++ | ++++ | +++++ | ++++ |
Региональные ФПГ | + | +++++ | ++++ | +++++ | ++++ |
Директорский корпус | + | ++++ | +++ | ++++ | +++++ |
Суды субъекта РФ | + | +++ | ++++ | ++++ | +++++ |
Силовые структуры региона | + | +++ | ++++ | ++++ | +++++ |
ЦИК субъектов Федерации | + | ++++ | ++++ | +++++ | ++++ |
Муниципальные органы власти | + | ++++ | ++++ | +++++ | ++++++ |
Политические партии | +++ | +++++ | +++ | +++ | ++ |
Общественные организации | ++ | ++ | + | +++ | +++ |
Региональные СМИ | ++ | +++ | ++++ | ++++ | +++++ |
Местные СМИ | + | +++ | ++++ | +++++ | +++++ |
Избиратели | +++ | +++ | +++ | ++++ | +++++ |
~Z l I 2 I 3 I 4 5 I 6
федеральные
СМИ +++++ ++++ +++++ +++ +
Иностранное
влияние__________ +++__________ +___________ +_____________________________
Администрация
региона___________ +++_______ +++++_______ ++++_______ +++++_______ ++++
Региональные
ФПГ + +++++ ++++ +++++ ++++
Директорский
корпус + ++++ +++ ++++ +++++
Суды субъекта
РФ + +++ ++++ ++++ +++++
Силовые структуры
региона + +++ ++++ ++++ +++++
ЦИК субъектов Федерации + ++++ ++++ +++++ ++++Муниципальные органывласти + ++++ ++++ +++++ ++++++
Политические
партии________ +++ +++++ +++ +++ ++
Общественные
организации ++ ++ + +++ +++
Региональные
СМИ_________ ++ +++ ++++ ++++ +++++
Местные СМИ + +++ ++++ +++++ +++++
Избиратели +++ +++ +++ ++++ +++++
* - имеются в виду выборы по мажоритарным округам; ** - имеются в виду выборы депутатов представительных собраний субъектов РФ и мэров столичных городов.
Приведенные в таблице оценки влияния различных акторов приходится учитывать при планировании выборов любого уровня и масштаба, поэтому политические партии и кандидаты должны научиться их использовать в своих кампаниях.
Общее правило противодействия недемократическим методам выборной борьбы известно: «Предупрежден - значит вооружен!».
1. Выборы затрагивают практически все социальные структуры иинституты государства и общества.
2. В отличие от всего мира, где основными игроками на выборахявляются политические партии, в России партии представляют лишьодин, далеко не самый влиятельный субъект избирательной борьбы.
3. В нашей стране предвыборную борьбу ведут не столькопартии, сколько институты власти и финансово-политические кланы.
4. Шанс для выборной демократии в условиях отсутствияразвитых структур гражданского общества в России появляетсятолько при наличии серьезных разногласий среди основных акторовизбирательных кампаний (избиратели не в счет).
5. Если бы основные действующие лица выборов: власть, финансово-промышленные группы, СМИ - были консолидированы, тоникаких свободных и альтернативных выборов в России не было бы.
Рекомендованная литература:
1. Лучин В.А. Общественный контроль на выборах... [96]
2. Проблемы национального самосознания... [167]
3. Кодин М.И. Общественно-политические объединения... [71]
4. Кара-Мурза С. Манипулирование сознанием. [66]
5. ОлещукВ.А. Политическая Россия. [133]
6. Российский электорат... [176]
7. Автономов А. С, Морозова Е.Г. Избирательная кампания. [8]
8. Черников Г., Черникова Д. Люди и власть. [210]
9. Паппэ Я. Ш. «Олигархи». [143]
10. Макаркин А. Политико-экономические кланы современной России.[103]