ТЕМА 6. Политическая элита.
-происхождение понятия «политическая элита» и ранние теории «элиты»
-современные теории политической элиты
-типология и рекрутирование элит
В социальных науках 2 основных точки зрения о вопросах о том, как в обществе распределены властные полномочия:
1. Стратификация. Т.е. власть аналогична общепринятым ценностям. Аналогия состоит в том, что распределение власти пропорционально распределению денежных средств, положению в обществе.
2. Элитистский подход. С этой точки зрения в составе общества политическая власть распределяется неравномерно, то есть в составе любого общества присутствует класс, который концентрирует в своих руках власть.
Само понятие элита заимствовано от франц. В переводе – отборный, лучший, высший. С конца 19 века применительно к людям с политической точки зрения.
Элита – внутренне неоднородное меньшинство общества, которая занимает руководящие позиции в общественном институте. Характерные черты: немногочисенность, неоднородность состава самой элиты (правящая элита, супер элита), укорененность элиты в обществе, главная функция элиты – решать за других.
Создание теории элит – заслуга итальянцев - Гаэтано Моска. Учение о правящем классе – «Основы политической власти». Народ можно разделять не только по отношению к собственности. По его мнению, критерием отбора становятся организаторские способности. Элита – динамична, развивается под воздействием разных факторов. Противоположными тенденциями выступает:
1. аристократическая – люди уже попавшие в правящий класс стремятся оградить вход сюда другим людям, однако если элита становится наследственной, то ничего хорошего не получается – эта элита вырождается и отсюда снижение элитых качеств приведет к деградации самого обществ.
2. Демократическая тенденция - люди из не правящих слоев стремятся попасть в элиту «свежая кровь», новые энергичные люди – но и эта тенденция не должна быть определяющей, так как результат окажется плачевным. Т.е. границы между элитой и массой окажутся размытыми – она растворится в массе.
Идеальным вариантом для политической власти является сочетание этих двух тенденций.
Второй основоположник – Вильфредо Парето, он придумал само слово «Элита» как социальное явление. Само понятие звучит иначе: сочетание врожденных и приобретенных качеств. Высокая эффективность деятельности отличала Парето от Моска. Элита не вполне однородное явление по его мнению:
1. Правящая элита - тот, кто обладает властными полномочиями.
2. Контрэлита
Вся политическая борьба в конечном итоге – это борьба между элитами и контрэлитами. Парето предложил классификацию элит по стилю управленческой деятельности – уподобление чертам хищных животных:
1. «Львы» - консерваторы с твердыми принципами, применяют силовое давление.
2. «Лисы» - гибкие прагматики, которые не склонны приносить себя в жертву, в борьбе за власть используют политическую гигамонию и компромис.
«Львов» и «Лис» должно быть поровну. Вывод: «закон циркуляции элит» любая лита, приходя к власти со временем вырождается, утрачивается гибкость.
Роберт Михельс исследовал проблему партийной элиты. Его интересовало в каком направлении будут формироваться партии. Он обнаружил, что развитие партии, как и любой другой организации подчинено «железному закону олигархии» - этот закон гласит, что в любой организации выделяется руководящее зерно, которое постепенно теряет толк, смысл. Михельс заявил, что представительная демократия на самом деле не демократичная, и демократизм по сути существует в малых сообществах.
В.2. Современные теории элиты.
Существует несколько научных школ (между ними определенные различия) по вопросам природы, элитарности, по природе отношений между элитой и массой.
Школы элитологии:
1. Онтологическая школа – это явление объективного, неизбежного с точки зрения представителей этой школы. Элита состоит из некоторых признаков. Отношение элиты и массы – элита господствует, а масса подчиняется. Обновление элиты считается маловозожным, но возможным в ситуации борьбы за власть. Элита считается единым образованием – сплачивает элитарное самосознание. Элита выполняет управленческие функции - отсюда польза.
2. Аксиологическая школа – учение о ценностях. С точки зрения этой теории элитарность выражается в отдельных сферах общественной жизни. Элита совместно лишь принимает решения. # ученые, эксперты. Элита не господствует над массой, а руководит или по обоюдному согласию т.к. масса склонна доверять. В элиту попадают те люди, которые в наибольшей степени озабочены решением проблем. Т.е. критерий отбора – это стремление решать проблему. Отсюда всякая элита у власти признается благом.
3. Элитизм плюралистический – критерием элитарности выступает способность управлять. Элита руководит массой, потому что она представляет в системе общественных отношений интересы массы. Элита представляет массу и зависит от массы. Единой элиты нет не на международной арене, не внутри каждой страны. Конкуренция элит – банковская, военная ит.д. Общая оценка плюралистическая элита – позитивное явление.
4. Леволиберальная теория - в основе лежит способность регулировать процессы внеполитической сферы, элиту сплачивает единство интересов – главное сохранить свой господствующий статус. Общий круг общения, досуг, родственные связи. Пробиться в элиту очень сложно, поэтому элита самовоспроизводится. Новички должны обладать значительными ресурсами + определенным политическим конформизмом, то есть должны играть по уже установленным правилам.
В.3. Типологии и рекрутирование элит.
Классификации элит:
1. Деление элит по отношению к власти:
- правящая
- оппозиционная
2. По способу самовоспроизводства
- открытый
- закрытый
3. По уровню контроля
- элита высшая – суперэлита – сами принимают решения.
- Средняя элита: высокий уровень дохода, Высокий профессиональный статус
- Маргинальная элита – отличается недобором какой-либо классификации.
Рекрутирование элит – процесс пополнения элиты новыми членами. В чистом виде выделяют:
1. Гильдейская система – предполагает, что элита – это дети самой элиты. Эта система представляет требования: партийность, трудовой стаж. Узкий круг отбирающих экспертов. Предсказуемая, характеризуется преемственностью. Но это комформистско-бюракратическая система, медленно работают.
2. Антрепренерская система – широкий спектр кандидатов. Формальных требование минимальное количество, ценит таланты, легко подстраивается, но трудно предсказуемая и рискованная.
ТЕМА 7. Государство.
-сущность, признаки, функции
-историческая эволюция и типы государственности
-формы государственности
Подходы к определению:
1. Государство – один из важнейших политических институтов. Государство – синоним политического порядка. Государство – институт публичной власти осуществляющий в своей деятельности принципы и нормы права. Государство – иерархия законов, скрепленные суверенитетом.
2. С точки зрения истории государство – это некая исторически меняющиеся форма исторической власти.
3. Представлен социальной антропологией: государство – это некий узловой центр, отражающий фундаментальное устройство в целом. Государство – инструмент правления экономически господствующих классов (К.Маркс).
4. С точки зрения философии государство – учреждение, институт, который вносит в общественную жизнь некоторые нравственные, правовые и иные устои. Такие как справедливость, законность, эффективность.
5. С точки зрения политологии. Государство – публичная власть, власти легитимной. Признаки государства: наличие территории, профессиональный аппарат управления (бюрократический), наличие средств законного принуждения (армия, полицейские, тюрьмы). Государство обладает монополией на законное применение сил, государство характеризуется наличием законодательства. Верховенство государства над другими организациями внутри страны. Понятие суверенитета предполагает независимость данного государства от других. Право взимания налогов, обязательность в членстве государства. Все эти признаки являются необходимыми. Возникновение государства связано с рядом факторов:
- закон разделения труда, в соответствии с которым управленческая деятельность нуждается в профессиональной организации.
- Обособление средств производства (обособление инструментальной деятельности)
- Отделение умственного труда от физического.
Государство оформляется профессионально. Свой вклад в основание государства внесла частная собственность. В основании государства оказывается межэтническая эксплуатация.
Основные функции государства:
1. Внешнеполитические – поддержание отношений с другими объектами политики. Внешнеэкономические – обеспечение благоприятных возможностей для функционирования национальной экономики. Военная – возможность применения насильственных средств для обеспечения независимости и безопасности государства. (сбор информации).
2. Внутренние. Охранительная – выражается в охране существующего правопорядка в сопротивлении посягательства на существующий строй. Хозяйственная – управление и распоряжение государственным имуществом (налоговая политика, бюджетирование, госпрограммирование). Регулятивная – регулирует социальные процессы. Управляя соотношением доходов и расходов создавая условия для политической стабилизации общества. Идеологическая – обоснование государством своего существования и собственного политического курса. Социальная функция – урегулирование соц. Конфликтов – пенсия, пособия.
В.2. Исторические типы государственности.
1. Традиционная государственность – персонифицированный характер власти, то есть любой правитель обладает нравственными полномочиями за счет личных качеств. Это создает проблемы при наследии власти. Осуществляет военную, охранительную, регулятивную, хозяйственную функции.
2. Конституционное – приходит в период нового времени, представляет собой устойчивый формализованный институт, который создается и воспроизводится сознательными действиями людей и опирается на общественное согласие по поводу общественных норм. Существуют формальные и неформальные конституции. 1-ая формальная конституция в США. Еще в Европе 1-ые конституции были приняты во Франции и Польше. Первой фактической конституцией стала система законов, которая сложилась в Великобритании. Качеством конституционного государства является правовой аспект – определенная характеристика, свойственная государству. Ограничена в своей деятельности законом. Гарантии прав свободы человека и гражданина. Организована по принципу разделения властей. Правовое государство становится возможным только при взаимодействии с гражданским обществом, сами граждане склонны соблюдать закон. Другим аспектом конституционного государства является социальный характер – государство стремится обеспечить социальную защиту и право на участие в управлении обществом и производством. Конституционное государство характеризуется светским фактором. Т.е. религия отделена от государственной власти.