Российское государство и его конституционные характеристики

Российское государствоможно понимать в 2 смыслах: 1) как определенное территориальное образование, в пределах которого осуществляется суверенная власть многонационального народа России; 2) как специальный аппарат государственной власти, который распространяет свое влияние на определенную государственными границами территорию.

Конституция РФ устанавливает основные характеристики российского государства:

1) РФ – демократическое государство; 2) РФ – правовое государство; 3) высшая ценность РФ – права и свободы человека и гражданина; 4) форма правления РФ – республика.

Демократическая природа РФскладывается из: 1) народовластия – как непосредственного, так и представительного; 2) федеративного устройства на основе равенства субъектов РФ; 3) политического и идеологического многообразия.

Народовластие – осуществление власти народа посредством принятия решения непосредственно (на референдуме) либо путем избрания законодательной (представительной) власти и через органы местного самоуправления. Народовластие в РФ осуществляется исходя из воли большинства при уважении воли и прав меньшинства. Территория всей РФ является совокупностью территорий ее отдельных субъектов, которые равны перед РФ.

Федеративное устройство Россиистроится на принципах территориальной целостности и единства российского государства.

Правовое государство – это государство, в котором во всех сферах жизнедеятельности общества обеспечивается верховенство закона.

Правовое государство подразумевает, что в нем господствует общество над государством, а не наоборот, т. е. РФ имеет социальный характер.

В таком государстве право является объективным следствием исторических процессов, оно закрепляет необходимые рамки свободы и справедливости, обеспечивается государственным аппаратом и выражается в международных нормах, в Конституции РФ, в законах, подзаконных актах и практике реализации прав и свобод человека, демократии, рыночного хозяйства и т. п.

Правовое государство предполагает наличие светского характера государства, т. е. в РФ не может быть объявлено в качестве обязательного ни одно из вероисповеданий, никто не может быть принужден к принятию или отказу от религии, церковные должностные лица и иерархи не вправе занимать какие-либо государственные должности, запрещается дискриминация по признаку принадлежности к той или иной религии и т. д.

Гарантированность прав и свобод личностив РФ обеспечивает реализацию принципов демократии в РФ, так как только государство, в котором признаются и гарантируются права человека, может утверждать, что в нем установлена власть народа.

Республиканская форма правлениярФ означает, что: 1) во главе государства стоят: Президент РФ, Федеральное Собрание РФ (Государственная Дума и Совет Федерации) и Правительство РФ; 2) органы государственной власти являются в России выборными или назначаемыми, но не наследственными; 3) срок полномочий органов власти устанавливается федеральными законами и не может быть пожизненным. РФ – это смешанная республика, т. е. власть Президента РФ и исполнительной власти уравновешивается деятельностью Федерального Собрания РФ.

№52 Государственно-правовой режим представляет собой совокупность форм, методов и приемов реализации публичной (государственной) власти посредством государственного механизма. В отечественной литературе отсутствует последовательное разграничение понятий «политический режим» и «государственный режим». Однако в строго научном смысле первое гораздо шире и объемнее чем государственный режим, поскольку включает в себя средства и методы как государственного воздействия, так и негосударственного влияния на общество. Отчасти смешение данных понятий предопределено некоторыми объективными обстоятельствами. Государственный режим не способен отразить в полном объеме характер существующей власти, ее содержание, не исчерпывает всех средств ее осуществления. Категория «политический режим» более масштабно определяет характер и способы взаимодействия власти, общества и личности, полнее отражает сущность государства. Совершенно определенно можно говорить о том, что политический режим существенно влияет на форму правления и государственное устройство.

Различное сочетание методов и средств осуществления власти позволяет классифицировать государственный режим на две основные группы: демократические и недемократические.

Демократический режим обладает следующими признаками:

демократические (преимущественно путем свободных выборов) способы формирования высших органов государственной власти; обеспечение подлинного народовластия;

обеспечение демократических прав и свобод в обществе и признание приоритета прав личности;

конституционное разделение властей как совокупность государственно-правовых институтов, регулирующих в процессе осуществления единой и неделимой государственной власти взаимоотношения высших органов власти (структурные связи, распределение предметной компетенции, средства взаимного воздействия друг на друга);

демократические принципы функционирования механизма государственной власти; определенный уровень гласности в работе государственного аппарата; обеспечение режима законности; независимость судебной власти;

наличие механизма ответственности государства перед своими гражданами и личности перед государством; ответственность должностных лиц;

политический плюрализм и идеологическое многообразие, наличие легальной оппозиции; учет интересов меньшинства при принятии государственных решений; реальное обеспечение многопартийной системы и независимости средств массовой информации;

признание многообразия форм собственности и их защита.

Антидемократические политические режимы отличаются разнообразием, вместе с тем, их общие признаки противоположны чертам режима демократии:

- полный контроль государства над всеми сферами общественной жизни;

- огосударствление общественных организаций (политических партий, профсоюзов);

- подавление личности, отсутствие реальных прав и свобод;

- примат государства над правом;

- диктатура одной политической партии;

- милитаризация общественной жизни;

- преследование за религиозные и другие официально не признанные убеждения, за инакомыслие;

- низкий уровень жизни основных слоев населения.

Следует согласиться с мнением о том, что чаще всего недемократические режимы устанавливаются в кризисные (чрезвычайные) периоды (их возникновение крайне необходимо, но только на временный период) или в ситуации неразвитых политических и социальных структур общества (здесь велика тяга к "сильной руке").

№53

Наши рекомендации