В.Политика как социальная реальность: субъекты, объекты, виды, функции. Политика и мораль.
Существуют разные подходы к определению природы политики. В зарубежной политологии одни признают естественную природу, другие естественную и социальную.
Первоначально политика функционирует на уровне элементарных отношений, т.е сама природа предполагает искусство жить вместе (это коммуникативный уровень). Общественная природа политики связана с образованием государства и правовым оформлением политики. Политика приобретает зрелые черты и уже функционирует на нескольких уровнях: а) институциональном- в деятельности государства, партий и других политических субъектов; б) функциональном- обслуживает определенные политические режимы, обеспечивает функционирование политических систем; в) идеологическом- формирует политическое сознание, политическую культуру; г) регулятивном- подчиняет жизнедеятельность людей политическим и правовым нормам; д) коммуникативном (на качественно новом уровне) – создает условия для формирования политических отношений, обеспечивает объединение людей на основе всеобщего интереса.
Во всем своём многообразии мир политики - это социальная реальность. Он так же есть в обществе, как существует экономика, социально классовая структура или, скажем различные формы культуры. Хотя политическая реальность, конечно специфична, в отличие от социально-экономических сфер жизни. Реальность политики состоит, прежде всего, в том, что её образуют такие жизненные структуры и виды деятельности общественных субъектов, без которых ни одно общество, ни одна социальная система не в состоянии выжить. Ведь в сфере политики формулируются общие интересы и цели обществ, вырабатываются правила, по которым распределяются между людьми роли и функции, организуется управление общественными делами. Политические институты власти защищают общество от распада, создают и поддерживают систему символов, регулирующую социальные связи и общения.
Субъектами и объектами политики выступают люди, действующие социальные группы, реальные общности, организации. Политика там, где есть людские сообщества со всеми их противоречиями и конфликтами.
Что составляет содержание политики? В основе содержания политики находятся цели и интересы субъектов политики. Субъект политики- это индивид, группа класс, нация и др., которые осознали и сформулировали свои коренные интересы и готовы их отстаивать.
Основными субъектами политики являются: государство (если оно не обезличивает интересы других). Демократическое государство исходит в своей политике из общечеловеческих интересов (на первом месте права человека и гражданина). Классы, отстаивающие свои специфические интересы, связанные с различными формами собственности (но классовый интерес эгоистичен и может быть агрессивным). Ни один класс не имеет права претендовать на то, что бы считать себя гегемоном или более прогрессивным по отношению к другим. Нации – учёт их интересов обязателен наравне с общечеловеческими, но национальный интерес тоже может разъединять людей и порождать войны (Югославия, Грузия, Абхазия, Армения и Азербайджан и др.) Отдельная личность (каждый может и должен стать субъектом политики) Народ в целом , если он приобрёл политическую субъективность, является суверенным народом, а не просто населением.
Многогранность политики проявляется в её структуре. Условно политику разделяют на внутреннюю, внешнюю и международную. Специфика внутренней политики в том, что государство, правящая партия обладают монополией на политическую власть, а, следовательно, и на принятие политических решений, на проведение собственной политики. Внешняя политика зависит не только от единого центра, но и формируется на основе учёта интересов других государств, с использованием различных форм сотрудничества, компромиссов и т.д.
Внутренняя и внешняя политика разделяются на виды и подвиды. Так, внутренняя политика включает в себя экономическую, демографическую, социальную, национальную, культурную, правовую, экологическую, религиозную и др. Каждый из этих видов имеет подвиды. Например, в экономическую политику входят: структурная, инвестиционная, налоговая, аграрная, финансовая, торговая и т.д. Внешняя политика состоит из торговой, финасово- кредитной, научно-культурной, военной, экономического сотрудничества и др.
Содержание и направленность политики формируется под воздействием объективных и субъективных факторов. Основными из них являются:
1) материальное общественное производство, которое определяет характер строя, уровень жизни людей;
2) политические режимы, уровень демократизации общественной жизни, степень приобщения масс к политике;
3) духовная культура, влияющая на выбор политических институтов, методов их функционирования, на содержание целей политики;
4) географические, демографические и социально-психологические факторы.
Определение целей политики предполагает их теоретическое обоснование, выработку определённой программы политической деятельности, включающей ближайшие и перспективные цели, средства их достижения, конкретный план действий.
Функции политики. Через политику выражаются наиболее значимые интересы (общие, частные, общечеловеческие, национальные и т.д). Люди могут добиваться реализации своих интересов и потребностей, изменения социального статуса.
Политика призвана разрешать противоречия, возникающие на базе борьбы интересов, направлять эту борьбу в цивилизованное русло. Политика в таких случаях сама должна быть рациональной (осуществлять обоснованные целесообразные действия, просчитывать возможности реализации своих решений и ожидаемые последствия). Эффективная политика обеспечивает целостность общественной системы, стабильность и общественный порядок даже при смене режимов правления.
Политика призвана обеспечивать преемственность и инновационность развития общества и человека. Прогрессивная политика выступает как созидательная и консолидирующая сила, сосредотачивающая энергию людей на главных направлениях общественных преобразований, концентрируя духовные силы человека и общества в целом.
Политика как наука и искусство. Политику считал наукой Аристотель. Ленин сравнивал её с высшей математикой. Во многих исследованиях политика отождествляется с наукой. Употребление словосочетания «политика как наука» следует понимать как её научную обоснованность, которая означает:
принятие решений на основе научного знания, учёта объективных законов развития общества и природы;
адекватное отражение интересов различных социальных групп и слоёв общества;
применение научных методов в политике;
интеллектуализацию самой политики (усвоение новых знаний, в том числе мирового опыта);
способность к прогнозированию событий: упреждение или ускорение их развития в соответствии с прогнозом.
Политика и наука о политике должны взаимодействовать и нуждаться друг в друге. Если недооценивается наука, то политика приобретает авторитарный характер; если наука не опирается о политику она превращается в абстракцию. Признание политики наукой не является безобидным для общества, т.к позволяет производить над ним любые социальные эксперименты.
Сохраняя свои фундаментальные основы, она усложняется, значение её эффективности, и ответственности постоянно возрастает. Всё это позволяет сделать вывод, что политика сохранится до тех пор, пока будет существовать общество.
Политика - явление многоаспектное, что позволяет выделять ее разные виды.
1. Так, в зависимости от сферы общества , в которой политика выражена своей регулирующей функцией, выделяют экономическую, социальную, национальную, научно-техническую, экологическую, культурную и военную политику.
2. По масштабу она может быть внутренней и внешней. Зависимости от приоритетности говорят о политике нейтральную, "открытых дверей", национального примирения, компромиссов.
3. По содержанию и характеру различают прогрессивную, реакционную, научно обоснованную и волюнтаристскую политику.
4. По субъектами политики , т.е. в зависимости от того, кто ее осуществляет, она может выступать политикой государства, мирового сообщества, политикой партии, политикой общественных организаций, политикой банка или фирмы и т.п.
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА - деятельность государства на международной арене, регулирующая отношения с другими субъектами внешнеполитической деятельности: государствами, зарубежными партиями и иными общественными организациями, всемирными и региональными международными организациями. В.п. опирается на экономический, демографический, военный, научно-технический и культурный потенциалы государства; сочетание последних определяет возможности В.п. деятельности государства на тех или иных направлениях, иерархию приоритетов в постановке и реализации В.п. целей.
Формой традиционного осуществления внешней политики является установление дипломатических отношений (или снижение их уровня, приостановка, разрыв и даже объявление войны при обострении отношений с бывшими партнерами) между государствами; открытие представительств государства при всемирных и региональных международных организациях или членство государства в них; сотрудничество с дружественными государству зарубежными политическими партиями и другими общественными организациями; осуществление и поддержание на различном уровне эпизодических и регулярных контактов с представителями государств, зарубежных партий и движений, с которыми данное государство не имеет дипломатических отношений или дружественных связей, но в диалоге с которыми заинтересовано по тем или иным причинам. Наличие устойчивых каналов связи с зарубежными партнерами позволяет государству разнообразить сочетание методов и средств В.п. деятельности: осуществление регулярного обмена информацией, обмен визитами на разных уровнях; подготовка и заключение двусторонних и многосторонних договоров и соглашений по широкому спектру вопросов, включая договоры и соглашения конфиденциального и секретного характера; способствование развитию возможностей внутри - и внешнеполитической деятельности одних государств и блокированию аналогичных возможностей других (по тем или иным направлениям); подготовка и осуществление частичной или полной блокады; подготовка к войне и обеспечение благоприятной для ведения военных действий В.п. обстановки и т.д.
ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА - совокупность направлений экономической, демографической, социально-интеграционной, социально-культурной, репрессивной и т.д. деятельности государства, его структур и институтов, ориентированных на сохранение или реформирование существующего социально-политического строя. В осуществлении целей В.п. государство использует широкий спектр средств: закрепление существующих отношений собственности либо их трансформацию на своей территории; налоговые рычаги и льготы; создание социально-престижных и социально-непрестижных общественных статусов экономическими, пропагандистско-идеологическими и репрессивными средствами; регулирование занятости путем создания рабочих мест в государственном секторе экономики; направленная организация социального воспитания, общего и специального образования; мероприятия в сфере здравоохранения и спорта; организация розыско-следственной, судебной и пенитенциарной системы; регламентация службы реадаптации лиц, замеченных в девиантном поведении и т.д. фундаментом В.п. является соотношение социально-экономических укладов, сложившееся на данном этапе развития общества, и производное от него соотношение господствующих в обществе классов и других общественных групп, определяющее приоритетность целей, выбор методов и средств, степень удовлетворенности промежуточными результатами внутриполитического развития.
ВОЕННАЯ ПОЛИТИКА - часть общей политики определенных социальных сил и специально созданных ими институтов власти, направленная на подготовку и использование (преднамеренное или вынужденное, военное или невоенное) средств вооруженного насилия для достижения тех или иных классовых, национальных или общечеловеческих целей; для ведения войны или противодействия. В относительно самостоятельную отрасль деятельности В.п. выделилась на рубеже XVIII - XIX вв. В настоящее время в международной практике установился взгляд на В.п. как на одну из специфических частей (или направлений) в системе общей политики государства. В.п. нельзя отнести только к внешней или только к внутренней политике. Она имеет двойное вхождение. Внутренняя сторона этой политики связана с созданием средств вооруженного насилия и их возможным использованием в разрешении внутригосударственных конфликтов. Внешняя сторона охватывает всю деятельность по использованию (военному или невоенному) силовых средств политики в межгосударственных отношениях. В.п., как ни одна другая, тесно взаимодействует со всеми (точнее, почти со всеми) разновидностями политики. В условиях войны это взаимодействие носит характер глубокой и всепроникающей интеграции. Наиболее тесно и очевидно В.п. взаимодействует с экономической, социальной, научно-технической, а также с политикой в области духовной жизни общества. Поэтому В.п. следует отнести к разряду комплексных, синтезированных разновидностей политики.
ГЕОПОЛИТИКА - одно из фундаментальных понятий теории международных отношений, характеризующее место и конкретно-исторические формы воздействия территориально-пространственных особенностей положения государств или блоков государств на локальные, региональные, континентальные и глобальные международные процессы. Исторически становление Г. связано с исследованием роли географического фактора в жизни общества, прежде всего с концепциями географического детерминизма.
Основные пространственно-географические особенности государств преломляются в концепциях пропорционального развития сухопутных, надводных и подводных военно-морских сил (а также транспортного флота большого и малого каботажа), морских и воздушных сил береговой охраны, военно-воздушного, транспортно-воздушного и авианосного флотов с соответствующим техническим и иным обеспечением. Программы военного ракетостроения и военные аспекты космических программ планируются с учетом географического положения, состояния и пропорции вооружений потенциального противника и обычно учитывают геополитический профиль тех или иных видов противостоящих им вооружений.
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА - политика, направленная на охрану и оздоровление окружающей природной среды, рациональное использование и возобновление природных ресурсов, сохранение и развитие социосферы, обеспечивающей нормальную жизнедеятельность и экологическую безопасность человека. Экология долгое время была предметом изучения естественных наук, первоначально - биологических, затем географических. В настоящее время она становится сферой повышенного интереса политики. Возрастает значение антропогенных (от греч. anthropos - человек и genes -рождающий) факторов, обусловленных различными формами влияния деятельности человека на отдельные компоненты и природу в целом. Основная задача экологии человека - определение места человека в изменяющихся условиях окружающей среды. Ареал человеческой деятельности постоянно расширяется, включая в последнее время глубины океанов и космическое пространство. Взаимодействия природы и общества в их диалектическом единстве и борьбе - предмет исследования социальной экологии. В ходе научно-технической революции неизмеримо усиливается влияние производственной деятельности на экономику: состав атмосферы мирового океана, водоемов суши, тепловой режим планеты, фон радиоактивности и т.п. Это нередко приводит к нарушениям экологического равновесия. Отрицательные последствия антропогенных воздействий на экономику в глобальном масштабе столь внушительны, что они приводят к возникновению глобального экологического кризиса. Его проявлениями являются изменения, угрожающие естественной основе жизни человека и негативно воздействующие на развитие общества: опасность изменения генетического фонда, недостаточная энергетическая, минерально-сырьевая и продовольственная обеспеченность развития, демографический дисбаланс, загрязнение окружающей среды растущими токсическими отходами и др. В связи с этими глобальными негативными явлениями, их масштабом, нарастанием динамизма и остроты, комплексным характером возникает опасность перерастания эколог, кризиса в экологическую катастрофу, ведущую к гибели нашей цивилизации. Перед человечеством встает общая задача - поиск путей выхода из нарастающего экологического кризиса, обеспечения экологической безопасности. Защита человека, экологический императив его выживания, вобравший в себя множество забот и проблем, в т.ч. социально-экономических и политических, составляет суть экологизации политики.
Политика и мораль.
«Диалог» между политикой и моралью ведется с давних исторических времён. В нём принимали участие и великие мыслители прошлого, и малоизвестные современникам философы, представители литературы и искусства, политики и религиозные деятели. «Спор» между этими самыми активными формами общественного сознания за пределами теоретического пространства, в реальной жизни, нередко решался в революционных сражениях, бессмысленных бунтах и смутах, гражданских, отечественных и мировых войнах. Он проявлялся в ненависти к «сильным мира сего», жертвенной любви к справедливости, презрении к собственному Отечеству и самоотверженном патриотизме. Продолжается этот спор и сегодня.
Основные концепции.
Если суммировать исторические и современные взгляды на отношение морали и политики, то их можно выразить в следующих основных концепциях:
1. Концепция «параллельных миров». Образно говоря, мораль и политика находятся в параллельных мирах, орбиты которых никогда не пересекаются. Они принципиально независимы и непреодолимо отстранены друг от друга. Их нельзя приблизить друг к другу, как нельзя соединить огонь и воду. Эта теория в своём основании имеет правильную мысль о том, что рассматриваемые формы общественного сознания имеют специфические принципы возникновения и функционирования, не сводимые друг к другу. (Но и из верной мысли можно делать неадекватные выводы). Политика непосредственно выражает противоречивые, прежде всего, экономические интересы социальных общностей; она конфликтна, полемически заострена и если и достигает консенсуса, то опять же ради собственных интересов. Мораль – бескорыстна, как бескорыстно её высшее проявление – христианская любовь. Мораль устремлена ввысь, к общечеловеческим идеалам и выражает не приватные, корпоративные интересы, а человеческую истину жизни, истину, соответствующую природе и сущности человека.
2. Концепция «кентавра» - отождествление и слияние двух разнородных субстанций – нравственной и политической. Сращивание политики и морали и образование морально-политического монстра. Этот феномен получил отражение в туманных, неопределённых, невнятных терминах «морально-политическое состояние», «морально-политический фактор» и т. п.
История этой концепции имеет древние корни. Ещё Платон считал источником морали, идеалом нравственности и высшей её инстанцией на Земле – государство, только оно устанавливает справедливость между людьми, даёт им представление о добре и зле. Платон считал необходимым упразднить институты собственности и брака, поскольку последние, по его мнению, отделяют гражданина от государства. В Новое время Гегель также рассматривал государство как нравственную субстанцию, «всеобщую волю», «дух народа», «политическую добродетель», одну из высших ступеней развития Абсолютной идеи. Государство, по Гегелю, не средство, а цель в себе, высшая из всех целей, самоцель и конечная цель.
Поскольку между политикой и моралью ставится знак равенства, то политика становится морализирующей, а мораль – служанкой политики.
3. Концепция «взаимодействия двух миров» - морали и политики. Взаимодействие морали и политики, как и взаимодействие любых систем, осуществляется в двух формах – взаимообусловленности и взаимопроникновении.
А. Взаимообусловленность морального и политического сознания определяется тем, что они относятся к одному и тому же феномену – духовной жизни общества, в которой нет локально замкнутого пространства, свободного от проникновения понятий и идей, рождающихся в данном социуме. Если в обществе созрела идея реформ, то она проникнет и в экономику, и в политику, и в искусство, и в другие формы общественного сознания. Все более или менее важные события получают отражение в морали. Вектор их социальной направлености определяется через систему нравственных понятий добра и зла, справедливости или несправедливости, ответственности или безответственности, гуманного или бесчеловечности. Политические решения переводятся в другую систему координат, где определяется их человеческая цена.
В свою очередь политика создаёт в обществе определённый морально-психологический климат, который может способствовать укреплению идеалов справедливости и добра, социального оптимизма, уверенности в завтрашнем дня, или, напротив, разрушать человеческие ценности, надежды, сеять страх и терроризировать сознание людей криминалом, коррупцией и мафией.
Б. Взаимопроникновение политики и морали. В этой фазе встречи политики и морали происходят два основных процесса. Первый – проникновение политических идей в нравственное сознание и превращение их в моральные убеждения. В принципе социальное явление, в том числе и политическое, способно стать нравственным феноменом, но при одном условии, если оно морально ассимилируется, становится предметом свободного выбора, внутренней мотивации и убеждённости, делом совести, чести и долга человека. Ярким примером взаимопроникновения морали и политики является чувство патриотизма, где идея государства, его величия и безопасности выражается в глубоком социально-нравственном чувстве.
Другой процесс взаимопроникновения морали и политики связан с тем, что нравственные ценности, представления о справедливости, добре и зле, так или иначе, просачиваются в сферу политики, корректируя её программы, стратегию и тактику, соизмеряя их с гуманистическими критериями, с нравственными представлениями и чувствами людей. Это придаёт политике нравственный смысл, делает её близкой и понятной человеку.