Новые течения в художественной культуре
Еще в конце XIX в. в духовной жизни общества передовых стран мира начали распространяться ощущения кризиса, близких коренных перемен, в том числе в сфере культуры. Отражением этих настроений стало зарождение течения, названного модернизмом (термин подчеркивал современность этого течения). Модернизм не имел единой идейно-художественной программы, но всех его сторонников объединяло неприятие в той или иной степени реализма в искусстве, поиск новых художественных форм и средств.
Направлениями модернизма стали импрессионизм, постимпрессионизм, символизм. Наиболее популярными стали произведения французских художников-импрессионистов Э. Мане, Э.Дега, О. Ренуара, К. Моне и др. Представителями постимпрессионизма считаются В. Ван Гог, П. Сезан, П. Гоген. Оба эти течения отличает особое отношение к цвету, стремление передать все его, иногда не видимые глазу оттенки.
Самые смелые поиски новых художественных форм вели представители течений, объединявшихся под общим понятием авангардизм. Примерами авангардизма были течения кубизма, фовизма, экспрессионизма, супрематизма, футуризма, сюрреализма и др. Первые шаги абстракционизма связаны с именами русских художников начала ХХ в. В. Кандинским, К. Малевичем, М. Ларионовым и др. Наиболее выдающимися представителями авангардистских направлений стали художники П. Пикассо (кубизм), А. Матисс (фовизм), Э. Нольде (экспрессионизм), С.Дали (сюрреализм). Во многих произведениях этих живописцев нашли отражение социально-политические противоречия того времени. Например, одним из страшных символов эпохи стала картина Пикассо «Герника», посвященная памяти жителей испанского городка, погибших при его бомбардировке немцами в 1937 г.
Новое качество приобретали и произведения, создававшиеся в рамках реалистических традиций. Например, всемирную известность получила монументальная живопись мексиканских художников Д. Риверы, Х К. Ороско, А.д. Сикейроса. Их огромные фрески на стенах административных и общественных зданий рассказывали об истории народов Латинской Америки, об их борьбе за национальное и социальное освобождение.
Особым направлением в культуре конца XIX - ХХ вв. стал стиль модерн. Его последователи считали, что прекрасное создает искусство, которое и должно привносить это прекрасное в жизнь. Важным считалось соединение, синтез разных искусств (архитектуры, живописи, декоративно-прикладного искусства). Творец-универсал создавал свое про изведение от начала до конца, например от проектирования и строительства здания до оформления его внутреннего интерьера. Особенно ярко стиль модерн проявился в архитектуре и выразился в соединении элементов различных стилей.
Позже в 20 - 30-е гг. ХХ в. распространились течения рациональной, функциональной архитектуры. В России они получили
название конструктивизма. Появлению этих течений способствовали распространение новых строительных материалов (железобетон, прочное стекло), необходимость быстрой массовой застройки. В этих течениях главное значение имела простота, рациональность здания. Дома имели правильную геометрическую форму, плоскую крышу. Архитекторы проектировали типовые здания, целые жилые, административные, промышленные комплексы. Самым знаменитым мастером функционализма стал француз Ш.Ле Корбюзье.
Литература.
В литературе начала ХХ в. продолжали во многом господствовать идеалы реализма. Многие писатели обращались к социальной тематике, критиковали капиталистическое общество (французы Р. Ролан и А. Франс, американец Т.Драйзер и др.).
После Первой мировой войны приобретает популярность литература «потерянного поколения». Впервые это определение было дано при характеристике романа американца Э. Хемингуэя «И восходит солнце» (1926). Наиболее известные произведения «потерянного поколения» были созданы немцем Э. М. Ремарком («На Западном фронте без перемен») и англичанином Р. Олдингтоном (« Смерть героя»). В них отражается протест против войны, бессмысленной бойни, страшного своей обыденностью истребления людей. В этих произведениях содержатся также сожаление об утраченных идеалах и ценностях, ностальгия о довоенной жизни. Других писателей привлекала активная борьба против неравенства и несправедливости, за свободу. Идеалы такой борьбы характерны, например, для романа француза А. Барбюса «Огонь».
В послевоенный период в литературу широко начали проникать авангардистские течения. Например, в поэзии сторонники этого течения экспериментировали с формами и размерами стиха и т.д. Тогда же были опубликованы крупные художественные произведения авангарда, такие как романы американца Д.Джойса «Улисс», француза М. Пруста «В поисках утраченного времени», австрийца Ф. Кафки «Америка»., «Замок», «Процесс» и др. В этих произведениях исчезала грань между реальностью и фантазиями и видениями героев, порожденными одиночеством и беззащитностью перед жестоким миром.
Популярность получает жанр антиутопии. Многие авторы (Е. Замятин, О.Хаксли, позже Д Оруэлл) создают фантастические произведения, рисующие антигуманный мир, в котором человек полностью подчинен государству.
Театр.
Разнообразные течения в западноевропейском и американском театрах этих лет сводились в основном к двум большим школам - реалистической и экспрессионистской. Торжество реализма проявилось в признании системы К.С. Станиславского, ставшей всемирно известной благодаря гастролям Московского Художественного театра и публикации книги великого режиссера «Моя жизнь в искусстве». Развитие экспрессионистского (условного) направления тоже было во многом обязано влиянию советской режиссерской школы В. Э. Мейерхольда. Выдающееся значение имела деятельность немецкого режиссера М. Рейнгардта, мастера яркой театральной выразительности, особенно прославившегося искусством массовых эпизодов. Среди драматургов самыми прославленными стали англичанин Б. Шоу, немец Б. Брехт.