Национальные гос-ва как субъекты МП

193 члена ООН + Ватикан и Швейцария + Южный Судан + ряд непризнанных гос-в (Абхазия, Южная Осетия, Косово, Палестина, Западная Сахара – бывшая испанская колония, Приднестровье, Нагорный Карабан, Тайвань).

Также сущ-ют колониальные и зависимые территории, но они не являются субъектами политики (в основном островные территории, сепаратистские движения, Гвиана – колония Франции).

В XX веке прошло 3 волны образования нац-ных гос-в:

I волна после ПМВ на развалинах Германской, А.-В., Российской и Османской империй.

II волна после ВМВ возникли страны Азии и Африки в результате деколонизации. В 1960 году сразу 17 африканских стран получили суверенитет.

III волна в начале 90х гг при распаде СССР возникло 15 новых гос-в, распалась Чехословакия в 1993 году, к 1995 году произошел распад Югославии на 7 гос-в.

На Западе эти непризнанные гос-ва получили название would-be nations. Кроме существующих would-be nations есть ещё сепаратистские движения, которые стремятся к отделению от территории того или иного гос-ва/к сукцессии (Баски и Каталония в Испании, Корсика, Шотландия, Гренландия, Сев.-Вост. штаты Индии, убурис в Китае, исламское движение на Фиилиппинах, Судан и Сомали в Африке, Квебек в Канаде)

В МП бедные гос-ва называются failed states (Гаити, Сомали, Судан, Афганистан и т.д.).

Те гос-ва, которые ведут агрессивную политику, не подчиняются номам международной безопасности, получили название гос-ва – изгои, в них господствуют диктаторские режимы (КНДР, Куба и режим клана Кастро, Иран и диктатура священнослужителей, Бирма/Миарма и режим военной хунды)

Все гос-ва мира(204) можно разделить на группы по различным критериям оценки:
• По площади (РФ-17,2 км2,Канада)
• Численность населения (Китай-1,3млд,Индия-1,1млд,США)
• По геогр.положению (континентальные, островные..)
• По национально-конфессиональному составу (христианские страны, масульманские, конфуц.-буддистские страны)
• По экономической мощи (по ВВП:США/$15,3трл/, Китай /$4,8-5,6 трл/, Япония /$4,4трл/,Россия/1,5./-в конце первой десятки.)
• По качеству жизни. Более млрд человек живёт на $2 в месяц. Минимальная З/п в Люксенбурге-70т.руб. В РФ на 2010г-$15000 в год
• По военной мощи (США, РФ. Ядерные державы: США, Россия, Франция, Англия, Китай, Индия, Пакистан, Иран)
Для МП очень важен статус постоянного члена Совета Безопасности ООН. Их 5: США, РФ, Китай, Англия, Франция). Если кто-то против – решение не принимается, если кто-то воздерживается- принимается.
Последние 20 лет понятие «суверенитета» подвергается ограничению, т.к.:
- возникают надгосударственные образования, забирающие часть влияния (e.g.: Евросоюз),
-а с другой стороны, субъектами МП становятся так же международные организации, забирающие часть суверенитета (e.g.: Европейский суд по правам человека)
-понятие «гуманитарной интервенции»
Возникновение «расщеплённой идентичности» - человек имеет несколько гражданств, видит себя в нескольких плоскостях (e.g.: я немец, я берлинец, я европеец)

К другим субъектам МП относятся :
• Надгосударственные интеграционные политические структуры (e.g.: ЕС(имеет президента, министерства, правительство, суд и тд). Таких объединений несколько, но крупнейший – ЕС.
• Межправительственные организации (IGO-Intergovernmental ORG). Возникли ещё в 19в, к 2010г в мире их более 1000. Функции: представительство государств-членов, согласований интересов, канал взаимодействия с общественным мнением, нормы международного права.
Виды IGO: -универсальные ( ООН- все вопросы сразу)
-специализированные(НАТО-военная)

По структуре : - открытые (ООН)
-закрытые (Британское содружество – бывшие Английские территории; Большая Восьмёрка, Большая Двадцатка)

ООН был образован на основе антигитлеровской коалиции в 1945г,заменила Лигу Наций. Штаб-квартира в НЮ. Генсек- Пан Ги Мун .
-Генеральная ассамблея- 1 раз в год,
- СовБез круглый год- 5+15,
-экономический и социальный совет,
- секретариат
-международный суд
-Совет по опеке(вопросы территорий бывш. Колоний)
ООН смогла не допустить III Мировой.
• Международные Неправительственные организации
Виды: - Международные(Межд. Союз журналистов)
- религиозные
- экологические(ГринПис)
- гуманитарные и правозащитные ( Красный Крест)
- Спортивные и культурные организации
- Молодёжно-студенческие
- Феминистские
- Пацифистские, антиглобалисткие
- организации меньшинств

Основные формы сотрудничества субъектов МП:

1. Консультативная – регулярный обмен информацией между субъектами МП (В Москве сущ-ет представительство ЕС. В нем сущ-ет и действует информационный центр ЕС). Обмен мб открытый и закрытый (деятельность спецслужб).

2. Координационная – согласование отдельных шагов МПП (дипломатические переговоры: резолюция по Сирии)

3. Коалиционная – выработка общего курса и стратегии о реализации на перспективу (ПМВ: Антанта, Четверной союз). Коалиции мб долговременные (Антанта) и конъюнктурные (Россия, Франция и Германия выступили против вторжения американцев в Ирак, Антигитлеровская коалиция США, СССР и Англии), симметричные (партнеры равны между собой: Антанта) и асимметричные (Четверной союз).

Структура внешнеполитического курса гос-ва

Внешнеполитические интересы и ресурсы

Все гос-ва имеют свои нац-ные интересы, которые представляют собой долговременные цели развития каждого гос-ва. Эти интересы находят отражения в таких областях, как политика, эк-ка, культура, демократия, наука. Интересы могут быть стратегическими (долговременные: Россия стремится войти в группу развитых постиндустриальных гос-в) и тактическими (стремление России вступить в ВТО).

Ресурсы внешней политики гос-ва обусловлены его потенциалом:

- природным

- эк-ким

- чел-ким

- научно – техническим

- военным

- престиж и авторитет

Внешнеполитическая программа(ВПП) – проекция интересов гос-ва с учетом его ресурсов для осущ-я определенных действий МПП. При разработке ВПП взаимодействуют три основных ведомства: МИД, Министерство обороны, Министерство финансов, но с участием спецслужб. При разработке ВПП особенно учитываются материальные, информационные и организационные ресурсы. Цели ВПП мб:

1. Реальные и мнимые (вступление России в ЕС)

2. Достижимые и недостижимые

3. Локальные, региональные (Путин объявили о создании Евразийского союза)и глобальные (уничтожение СПИДа)

Внешнеполитическая идеология и доктрина (ВПИ и ВПД)

В истории современной России было принято 3 внешнеполитические программы:

1) 1993 год – программа альянса с Западными демократиями

2) 1998 год – программа союза с Великими странами Востока (Китай, Индия)

3) 2008 год – программа сбалансированного подхода к Востоку и Западу

Это свидетельствует о том, что Россия до сих пор не определила до конца свою стратегию, идеологию и доктрину.

ВПИ – формулирование перспективных целей внешнеполитического курса (ВПК) на основе определенных принципов:

· Международном праве

· Морально-этических нормах

· Нац-ных интересах

ВПИ задает общие контуры ВПК. На их основе вырабатывается ВПД – план конкретных мероприятий во внешней политике. Руководствуясь этим планом, гос-во и осуществляет внешнеполитический курс.

Фактор баланса сил при разработке ВПК

Balance of power – примерное соотношение равенства ресурсного потенциала гос-ва.

Это превосходство мб незначительно (Германия сильнее Франции по эк-кому потенциалу и численности населения), значительно (США и Россия) и абсолютно (Россия и Молдавия) => все гос-ва мира и их ВПК можно типологизировать по следующим категориям:

1. Гос/ва – гегемоны (сверхдержавы)

2. Региональные лидеры (Китай, Россия, Германия, Франция)

3. Субрегиональные лидеры (Турция, Иран, Мексика, Нигерия)

4. Страны среднего ур-ня

5. Менее развитые страны

6. Беднейшие страны

Конгломератные общ/ва – общ/ва, формирующиеся на основе социальных сетей

25/10 – 2 пара ауд. 374 2 к/раб по МП

11 ноября 3й пары не будет, но будет 4я пара вместе с бакалавриатом

Следующая МП 18 ноября (подготовиться к словарному терминологическому диктанту с 1 по 5 тему)

На ИМО готовить 6-10 вопросы

Интеграционные процессы в современном мире

Определение и хар-ки интеграции

Интеграция – (integracio – связываю, соединяю) процесс сближения и сотрудничества гос/в политич., эк/кой и культурной сферах, который сопровождается созданием надгос/ных институциональных структур (органы власти). В отличие от глобализации, интеграция всегда носит региональный характер => с одной стороны, интеграция – часть глобализации, а с другой, это противоположная тенденция.

Интеграция мб политической, эк-кой, культурно-цивилизационной. Она имеет как негативные, так и позитивные стороны.

Негативные:

-устранение национальных барьеров, формирование общих политических пространств (ЕС)

Позитивные:

-построение отношений в соответствие с общими стандартными моделями (ЕС – модель либеральной демократии в политике, рыночной экономики и мультикультуролизм в культуре)

Предпосылки и причины интеграции

Предпосылки сложились в МП после ВМВ. Основными предпосылками стали:

· Распр-е рыночной модели эк-ки

· Получили развитие либерально-демократические ценности

· Укрепились общие культурные ценности (защита прав чел-ка, свободы)

· Появилась заинтересованность средних и малых гос-в в интеграции, т.к. они опасались, что СС и США их раздавят

· Развитие средств транспорта и связи

Лидером интеграционного процесса стал Европейский субконтинент (т.к. он больше всех пострадал от ВМВ, он компактен, живут люди одного и того же уровня и религиозных взглядов).

Интеграция в Европе II п. XX- нач. XXI века

Инициаторами процесса интеграции выступили следующие политические деятели: Жан Моне (фр.), Альчиде де Гаспери (ит.), Конрад Адэнауер (герм.). в 1951 году по их инициативе возникло объединение ЕОУС (Европейское объединения угля и стали), которое включило в себя Францию, Италию, ФРГ, Бельгию, Нидерланды, Люксембург со столицей в Брюсселе. Затем они решили расширить рамки своего взаимодействия и подписали в 1957 году Римский дог-р, где было сказано, что 6 стран создают общий рынок и постепенно будут стремиться к снятию барьеров между собой и постепенно стремиться к свободному перемещению товаров, услуг, капитала, людей между собой. Также появилась наднациональная структура – ЕЭС, которая включала Совет ЕЭС (высший орган), Комиссию ЕЭС, Европарламент, где избираются депутаты всеми жителями этих гос-в (утверждал законодательство), Европейский Суд.

СС внимательно следил за этими процессами и также решил создать свою интеграционную организацию – СЭВ, - которая полностью была подчинена СС (ассиметричная) и включала 12 стран (была распущена в 1991 году).

Состав ЕЭС расширялся: все новые и новые страны вступали в эту организацию. В 1995 году ЕЭС был переименован в ЕС, в основу которого легли 2 соглашения:

Маастрихтское соглашение о введение единой валюты «Евро» (1992г., но полный переход произошел лишь в 2001 г.)

Шенгенское соглашение о ликвидации границ и введении единого европейского паспорта => возникло шенгенское пространство

Лиссабонский дог-р 2009 г. (миниконституция ЕС)

В настоящее время ЕС объединяет 27 гос-в Европы (кроме Норвегии, Исландии, Швейцария, Андорра, Сан-Марино, Монако, Ватикан, Лихтенштейн, Сербия, Хорватия, Черногория, Македония, Босния, Герцеговина, Украина, Белоруссия, Молдова, Россия, Албания, Турция). Из 27 членов ЕС 22 гос-ва+3 ассоциированных члена (Норвегия, Швейцария, Исландия) составляют шенгенское пространство (не входят Великобритания, Ирландия, Болгария, Румыния). Кроме того существует еврозона – те страны, где действует евро (17 гос-в ЕС (в т.ч. Эстония)+6 гос-в по особому соглашению (Ватикан, Андорра, Сан-Марино, Монако, Черногория, Косово).

Также ЕС имеет целую серию партнерских соглашений с другими странами и целыми регионами (соглашение с Россией, Африкой, странами Средиземноморья, южноамериканскими странами, США)

В настоящее время ЕС возглавляет Херман Ван Ромпё (председатель/президент ЕС) и МИД (Верховный комиссар ЕС по иностранным делам) Кетрин Эшвуд. Сейчас из-за кризиса планируется введение должности Министра Финансов.

Кандидаты на вступление: республики бывшей Югославии, Исландия, Молдавия, Украина, Турция

Региональные варианты политической интеграции

АСЕАН (1967г., создавалась как объединение стран против Китая, СССР и США)

Восточно-азиатское сообщество (2005г.,) – 10 стран АСЕАН+6крупных гос-в Азии и Океании

Африканский союз (2000/2 гг) на основе Организации африканского единства – все страны Африки (55 гос-в)

Лига арабских гос/в (1945г.) – 22 страны+4, имеет свой парламент, включает те страны, в которых преобладает арабское население (этнический принцип)

Организация американских гос-в (1948г.) – 35 стран

Экономическая интеграция

Имеет 5 ступеней:

1) Зона свободной торговли – КАРИКОМ (1966г., 15 гос/в карибского бассейна, с 1973 года они провозгласили общий рынок), НАФТА (1994г.)

2) Общий рынок – Центрально-американский общий рынок (1960г, 4 страны), Андская группа (1966/9г, 5 гос-в)

3) Таможенный союз – МЕРКОСУР (1986/91г., 4 страны)

4) Экономический союз – УНАСУР (2004г., МЕРКОСУР+андская группа)

5) Валютно-эк/кий союз – ЕС

Культурная интеграция

Содружество Наций (Британское, 1687г., 54 страны, бывшие британские колонии, один язык, одни политические институты, формальным руководителем является Британская королева)

Организация исламского сотрудничества (конференция, 1969г., 57 стран с преобладанием исламского населения). Россия имеет статус наблюдателя.

Интеграция на постсоветском пространстве

8 декабря 1991 года в Беловежской пуще три лидера, Ельцин, Кравчук и Шушкевич, подписали соглашение по юридической ликвидации СС и создании вместо него СНГ. В СНГ 12 гос-в (все бывшие республики СССР, за исключением республик Балтии). К настоящему времени в составе СНГ 11 гос-в, т.к. в 2008 году после российско-грузинской войны из СНГ вышла Грузия. Фактически в работе органов СНГ участвует 10 стран (Туркмения формально не участвует). После создания СНГ на постсоветском пространстве возникли:

Российско-белорусский союз 1996/99г

ЕврАзЭС 2005г 6 стран

В 2011г Путин предложил создать Евразийский союз на основе ЕврАзЭС

Кроме перечисленных, есть еще ГУАМ, созданная в 2003г из Грузии, Украины, Азербайджана и Молдавии

Проблема безопасности в МП

Общие вопросы безопасности

Безопасность – защищенность МП (гос-в!) от угроз различного типа:

- политических (военных, террористических)

- эк/ких (кризисов, техногенных катастроф, исчерпание ресурсов и энергетическая опасность)

- информационные (нарушение работы компьютерных сетей, безвозвратная потеря данных)

- природные (изменение климата, нарушение экологического баланса, стихийные бедствия, эпидемии, воздействие космоса на среду обитания)

В узком смысле, с т.з. МП, главной является военно-политическая безопасность

Конфликты и войны в современном мире

Сущ-ет наука, Конфликтология, которая изучает причины, динамику и последствия конфликтов (столкновения интересов субъектов МП)

Виды конфликтов:

1. Мировые (ПМВ и ВМВ) и локальные

2. Двусторонние и многосторонние/коалиционные

3. Симметричные (СС и Германия) и асимметричные (Советско-финляндская война)

4. Краткие, среднестрочные и длительные (арабо-израильские войны)

5. Мирные (СССР и США в годы Холодной войны) и вооруженные/войны

В настоящее время в мире около 30 международных конфликтов (найти на карте и показать зоны конфликтов : Косово, Приднестровье, Нагорный Карабан, Грузия, Тайвань, Кашмир (Индия и Пакистан), Афганистан, Иран, Палестина, Сомали, Зап. Сахара, Колумбия и Венесуэлла)

Новые тенденции в современных конфликтах:

· Рост кол-ва

· Усложнение задачи по контролю

· Увеличение кол-ва участников

· Секьюритизация – придание внутренней проблеме международного значения (арабская весна: Ливия, Тунис, Египет)

Фазы конфликтов

1) Возникновение причин/созревание конфликтов. Эта стадия мб длительной

2) Начало

3) Эскалация/возрастание/расширение масштабов и интенсивности

4) Затухание

5) Регулирование конфликта

На всех этих фазах применяются следующие виды дипломатии:

1) Prevented – восстановление доверия

2) Peacekeeping – меры по предотвращению огня

3) Peacemaking – организация переговорного процесса

4) Peace building – закрепление результатов переговорного процесса

Кроме того, возможно принуждение к миру (peace enforcement):

1) Официальная дипломатия (track one diplomacy)

2) Неправительственная/народная дипломатия (track 2 diplomacy)

3) Сочетание 1 и 2 (multi-track diplomacy)

Космическая безопасность (space`s security)

Проблема КВ возникла в конце 50х гг. в настоящее время эта проблема обострилась:

- расширился состав космических держав (Китай, ЕС)

- развертывание систем спутниковой навигации связи (GPS, Galileo)

- коммерциализация космической деятельности

- космический мусор

- определение космического пространства и статуса небесных тел

Информационная безопасность

Появление Internet и развитие компьютерных сетей с конца 80х гг поставил вопрос об информационной безопасности. Современное информационное общ-во и эк-ка основаны на ИБ, т.к. невозможно вести бизнес-процессы, если они не будут защищены.

Проблемы ИБ:

- использование ИТ для создания новых видов оружия массового поражения

- кибертерроризм – атаки хакеров на сайты, содержащие конфиденциальные сведения

- информационные войны

- международно-правовое регулирование интернета (авторские права, борьба с криминальными сайтами)

В 2005 году состоялся первый саммит по проблемам информационного общ-ва в Тунисе

Демографические и экологические проблемы МП

Демографическая проблема:

Демография – наука о закономерностях изменения народонаселения

Одним из первых мыслителей, который поставил вопрос о проблемах демографии, был Томас Мальтус (1766-1834гг). В 1792 году он выпустил книгу «Опыт о народонаселение». На основе статистических данных он сформулировал закон народонаселения: «Численность людей растет в геометрической прогрессии, а ресурсов для их сущ/я – в арифметической». Он сделал вывод, что в скором времени чел-во не сможет сущ-ать, т.к. ресурсов не хватит. На Мальтуса оказывала влияние Французская революция. В начале XIX века население составляло меньше млрд чел-к. Мальтус предполагал, что эпидемии, войны, революции сокращают численность населения. Мальтус не учел интенсификацию с/х и эк-ки в целом (II п. XX века «зеленая революция» - резкое увеличение урожайности зерновых культур и поголовья скота).

Основные характерные черты современного народонаселения:

· Сохраняются высокие темпы прироста людей в мире (+ 80 млн каждый год). Эти темпы обеспечиваются в основном бедным Югом (Азия, Африка, нек. регионы Европы). Если на 1 женщину фертильного возраста на Севере приходится 1,5 ребенка, на Юге – 3,5 ребенка => возникают диспропорции по национальным и расовым признакам: белая раса и европейские народы практически не увеличиваются в численности, а желтая и черная расы постепенно вытесняют другие. Сдерживающими факторами остаются эпидемии, войны и революции. В России сущ-ет очень большая разница по изменению народонаселения в региональном аспекте: если в центральных районах и Сибири население сокращается (депопуляция), то есть другие регионы, где прирост высокий: Сев. Кавказ. Население Росси за 20 лет после распада СССР имеет тенденцию к депопуляции: 1992 г. – 150 млн, 2011 г. – 142 млн. если в 1991 г. СССР находился на 3м месте в мире по народонаселению, то сейчас Россия занимает 10 место. Угроза: на ДВ и в Сибири – Китай, Урал – ЦА, Европейская часть – Закавказье.

· Процесс старения народонаселения мира, особенно в развитых странах:

- успехи в медицине

- созданы системы социальной помощи

К пожилым людям относятся лица старше 61 года, но т.к. продолжительность жизни увеличилась, различают 3 старости:

1) 61-74 (чел-к вполне дееспособен: работает, ведет сексуальную жизнь)

2) 75-90 (доживают в основном в развитых странах; чел-к становится полностью свободным)

3) 91 - …. (долгожители). Биологический предел – 120 лет

Гос-во несет пенсионную нагрузку, поэтому вопрос о выходе на пенсию имеет политический характер.

Средняя продолжительность жизни:

1. В развитых странах 75/85 лет

2. В развивающихся – 55/60 лет

3. В России для женщин – 70/75, для мужчин – 60/65

4. По прогнозам ООН к 2050 году пожилые люди от численности населения составят до 40%

· Изменение полового состава населения мира

В разных регионах мира сущ-ет разное соотношение ж и м: в Европе ж больше м, а в ЮА и Австралии больше м, чем ж. желательно, чтоб был баланс.

· Урбанизация

Возрастает кол-во мегаполисов (более 10 млн), но в то же время наблюдается тенденция отъезда из городов в сельскую местность, характерная для развитых стран.

· Массовые миграции

В настоящее время по статистике ООН насчитывается 214 млн мигрантов. Основные потоки:

1. Сев. Америка (Канада и США)

2. ЕС

3. Австралия, Новая Зеландия

4. Россия

Миграции бывают:

А) легальные и нелегальные

Б) политическая (революции, войны, преследования), эк-кая (трудовая), религиозная (евреи), семейная (воссоединение семей)

В) возвратная (стажировка, работа по контракту) и постоянная безвозвратная (пмж)

Большое значение имеет эк-кая трудовая миграция, которая может включать:

-неквалифицированная рабочая сила (сезонная)

-квалифицированная рабочая сила (постоянная: звезды спорта, науки, культуры)

-маятниковая миграция

-незаконная трудовая миграция (криминальная)

· Программы контроля над населением

ПНН бывают:

1. Стимулирующие (пособия, декреты)

2. Сдерживающие (запрет 2х детей, пропаганда контрацепции, штрафы)

Наши рекомендации