Отношение к своему телу как важнейший фактор самооценки подростков
Принятие себя предполагает принятие своего тела со всем, что отпущено человеку природой. Отношение к себе с точки зрения довольства или недовольства своим телом, различным его частям и индивидуальным особенностям является существенным компонентом сложной структуры самооценки и имеет огромное влияние на самоуважение и самореализацию личности во всех сферах жизни — от политической до интимной. Отношение к телу играет существенную роль в социальной адаптации мальчика и девочки на всех стадиям их взросления и в последующей взрослой жизни.
1. Одно из центральных местпредставляет работа с эмоциями, связанными со своим телом.
Целый комплекс причин мешает нам относиться к своему телу с чувством удовлетворения. Когда речь идет о любви к собственному телу, такому, каким оно является на самом деле, возникает множество сомнений. Мы смотрим в зеркало и видим, как правило, не красивое улыбающееся лицо, а... набор знакомых изъянов. Многим из нас столько раз указывали на недостатки, что не стоит удивляться тому, что нам порой трудно почувствовать радость от вида собственного тела особенно не прикрытого никакими покровами. Модели, которые предлагаются социумом как образцы — красавицы и красавцы с телеэкрана и страниц газет и журналов — совсем не похожи на нас. Как следствие у подростка наблюдается тенденция к снижению самооценки с точки зрения нормативов принятых в обществе в отношении тела.
К эмоциональным проблемам в отношении самооценки своего тела ведут иррациональные убеждения, беспрерывно внушаемые средствами массовой коммуникации, рекламирующей изделия промышленности, будь то продукты, модная одежда или лекарства. Чтобы продать нам что- j то, меняющее тело или его проявления: запах, оттенок цвета кожи, впечатление, производимое ногой в колготках, объем талии и т.п. — компаниям-производителям приходится убеждать потребителей, что без их продукции люди ненормальны, непривлекательны и не "заслуживают" любви, восхищения и счастья, что ситуацию может спасти только пpиобретение их товаров.
Не менее негативно воздействует на снижение самооценки в подростковом возрасте киноиндустрия, где трогательные истории перипетии любви, включающих в себя весь спектр человеческих эмоций, независимо от жанра — трагедия, мелодрама или комедия — разыгрываются непременно красивыми героями. В результате девочка говорит своему другу: "Ты, конечно красивый... внутренне, но вот если бы ты был как ..." и далее следует имя модного актера, персонаж которого объединяет все мыслимые и немыслимые добродетели. Под прессингом массовой коммуникации трудно сохранить уверенность в том, что каждый хорош сам по себе, каков он есть, и каждому доступна любовь и привязанность. Любить себя таким, какой есть —этофундаментальное условие для наслаждения близостью с другим человеком. Чувство неудовлетворенности своим телом складывается в результате нереалистичности предъявляемых к себе требований.
Анализируя иррациональные убеждения, ведущие к эмоциональным проблемам, многие специалисты приходят к выводу, что эти убеждения явно нелогичны и разрушительны для личности. Придерживаться иррациональной системы убеждений — значит гарантировать себе жизнь, полную фрустраций и разочарований.
В практике психотерапевтической работы широко используется рационально-эмоциональная терапия — способ диагностики иррациональна убеждений и систематического замещения их рациональными определениями. В процессе групповой работы много времени тратится на то, чтобы "атаковать" и разрушать иррациональные компоненты мышления мальчика и девочки, юноши и девушки и поощрять их замещение более разными идеями и выводами. Например, девушка решает, что у нее толстые ноги и поэтому чувствует себя недостойной симпатии и влюбленности со стороны представителей мужского пола.
В результате терапии место иррационального предубеждения занимает рациональное понимание того, что каждый человек переживает телесной непосредственности (а не как модель на конкурсе красоты), и именно это переживание близости делает воспринимаемого партнера более привлекательным.
Более глубоким подходом к проблеме "Я и мое тело" является изменение отношения к телу в мировоззрении подростка,переориентация от внешнего, объектного, умственного отношения к телу на внутреннее, субъектное, чувственное.
Аналитическое, умозрительное разделение человека на тело, ум и дух, с которым работает культура для того, чтобы лучше разобраться в человеке, характерно для западной философии и культуры и воспринимается сегодня как реальный факт. Люди, употребляющие в воспитательном процессе и в жизни это разделение, забыли, что умозрительные границы не существуют в действительности, они созданы как схемы для умственного познания человека. В итоге современный ребенок с раннего детства настойчиво втягивается взрослыми в круг привычных заблуждений, в традицию существования вне осознания себя как тела.
Таким образом, дезадаптированность проявляется в том, что утерян контакт с телом. Мы как бы существуем не в теле, которое просто следует за нами как мертвый груз. Мы вне наших тел, мы вокруг, но никогда" внутри. Поскольку нарушено чувствование, мы не можем услышать врожденной, генетической мудрости тела, дающей возможность радоваться ему. Радоваться телу означает чувствовать наполненность жизнью, блаженство, празднование жизни. Под праздничностью подразумевается "способность наслаждаться из мгновения в мгновение всем, что приходит к вам"( Раджнеш, 1993. С.8). При этом речь идет не о преобладании тела, а о целостности человека. "Наполненность жизнью — это качество не только ума, это — качество тела, качество эмоций. Это— качество всего вашего существа"(Там же, с. 11).
Эти идеи восточной философии пришли в Европу в начале 20 века и с той поры оказали огромное влияние на европейскую культуру, философию, искусство и психологию.
Духовность человека как непосредственно проживаемое единение с бесконечным бытием, с другими и с самим собой становится недоступной, если существует хроническое напряжение тела и ума.
Восстановление дружеских отношений со своим телом достигается с помощью методик тренировки концентрации и расслабления, навыка концентрации внимания на жизни тела и навыка расслабления тела, атак же навыка произвольного чередования концентрации и расслабления.
Повышение адаптированности детей и подростков к жизни предполагает включение в зону выбора, не только внутреннюю реальность мыслей и чувств, но так же внутреннюю реальность жизни тела. Фокусировка внимания на жизни тела имеет в своей основе понимание того, что само существование тела в любом случае позитивный факт, а тело дано человеку для радости. Познание собственного тела, любовь к нему, наблюдение утонченных путей его чувств является неизбежным условием удовлетворенности своим телом и основой отношений к телам других людей. "Нельзя почувствовать тело другого, если вы не почувствовали свое собственное, не сможете любить чужое тело, если не полюбили свое. Это невозможно. Нельзя заботиться о теле другого, если не заботитесь о своем... а никто не заботится! Вы, может быть, скажете, что заботитесь, вы не заботитесь на самом деле. Вы заботитесь о чем-то другом, о мнении других, о взгляде чьих-то глаз. Вы никогда не заботитесь о своем теле для себя, вы не любите свое тело. А если вы не любите его, вы не можете в нем быть". (Раджнеш.с.59).
Для того, чтобы выжить, существовать в социуме, человек вынужден сосредотачивать свое сознание , свой ум на очень конкретных, практически важных, но «частичных» и фрагментарных вещах. Это утилитарная необходимость. Чем более «сужен» ум, тем более успешен человек в деловой жизни, в выживании, в создании имиджа "телесно красивого" человека. Но как только ум стал концентрироваться только на конкретных социальных условностях (моде, правилах приличия, стандартах "успешности" и т. п.), он стал менее сознательным, менее способным к созерцанию, к осознанию всего, что происходит. Поэтому, во-первых, чем более утилитарен человек, тем меньше радости, праздничности в его существовании. Во-вторых, привитие условностей, не сопровождающееся осознанием того, что это важные, но всего лишь условности, приводит к тому, что человек привыкает отождествлять себя с условностью (с одеждой, манерой поведения, модным стандартом). Это нерефлектируемое отождествление и является в том числе причиной неприятия или приятия своего тела с внешней стороны, что одинаково чревато нарушениями жизни тела, поскольку исключает внутреннее осознание его.
Дезадаптивность детей и подростков в отношении своего тела возникает тогда, когда ребенка не обучают относиться к условностям как к условностям, не отождествлять себя с ними и пользоваться ими как утилитарной необходимостью, уметь одевать и снимать их, как одежду. Когда они нужны, мы можем надевать их, а когда они не требуются, снимать.
В отношениях, называемых близостью и предполагающих радостное принятие твоего тела таким, каким оно создано природой, стандарты условностей отходят на задний план, если вообще еще присутствуют.
Однако на пути подростка к таким отношениям стоят указанные преграды. Поэтому важным направлением превентивного подхода к принятию своего тела подростком является тренинг.
Цели и содержание программы по принятию для 12-15-летних.
На первом этапе работы основное внимание уделяется следующим целям:
> Формирование навыка осознавания ощущений своего тела, переориентации восприятия своего тела с внешнего (визуального) плана на внутренний (план ощущений);
> Формирование и закрепление навыков положительного мышления в отношении своего тела и тела другого человека;
> Тренировка умения отличать то, что можно изменить и усовершенствовать в своем теле от того, что требует принятия;
> Тренировка умения противостоять манипулированию по поводу внешности со стороны родителей и учителей;
> Развитие эстетической способности восприятия человеческого тела.
Для этого необходимо всю работу с телом разделить на две параллельно идущие темы: "Я слушаю голос тела" и "Мне нравится мое тело".
Грейте ненапряженные шейные мышцы. Проверяя их полное ненапряжение, "уроните" голову вперед. Затем направо, налево и назад. Повторите массаж, а затем контроль. Постепенно "округляйте" движение так, чтобы голова проходила все четыре точки без остановки. Осознавайте, какие ощущения возникают в мышцах шеи, плеч, рук. Проверьте друг у друга результаты упражнения. Для этого тот, кто проверяет, должен взять в руки голову "жертвы", предварительно легким касанием пальцев проверив расслабленность мышц шеи. После этого произвольно ( но не резко!) поводите голову жертвы из стороны в сторону.
Еще раз помассируйте шею, проконтролируйте максимальную свободу. По сигналу резко и энергично напрягите шею (только шею) на пять шесть секунд. Снимите напряжение, помассируйте и повторите контроль.
Выполнив упражнения, участники обсуждают их по схеме:
> какие положения голова были комфортны каждому? Какие неприятны?
> отличаются ли ощущения в теле при вдохе от ощущений на выдохе?
> как осознаются эти отличия?
> было ли легко выполнять задания
> какие трудности при этом возникали?
> открыли ли вы для себя в своем теле что-либо новое?
Как правило, люди не вербализируют свои чувства и ощущения. Добивайтесь, чтобы участники группы с самого начала приучались задавать себе вопросы относительно новых ощущений, которые они испытывают и взяли себе за привычку вслух отвечать на эти вопросы. Не важно, в какой форме это будет происходить: в форме суждения, ассоциации или образа. Когда ощущения облекаются в слова, они обретают конкретную форму и становятся осмысленным опытом.
Сознание будет неохотно поддаваться переменам, всяческими способами пытаясь сохранить опыт. Необходимы сила воли и большое желание, чтобы изменить устоявшиеся привычки. Осознание новых ощущений характеризует более высокий уровень сознания.
Вот пример внутреннего сопротивления.
Учащийся занимался упражнениями, описанными выше. Его лицо стало менее сосредоточенным, дыхание более свободным, взгляд менее напряженным.
Ведущий: Как ты себя чувствуешь?
Учащийся: Прекрасно, хорошо.
Ведущий: Что ты чувствуешь?
Учащийся: Я точно не знаю.
Ведущий: Ты чувствуешькакую-либо перемену в своем состоянии?
Учащийся: Как все.
Ведущий: Но у тебя твое собственное тело, что чувствуешь ты?
Учащийся: Ничего нового. Только вот я заметил, что мне приятнее, когда голова расслаблена в запрокинутом состоянии, чем в опущенном на грудь. Это правильно?
Ведущий: Если ты это чувствуешь, это так. И это правильно. Это твое личное».
Программа освоения тела строится следующим образом:
1. Расслабление отдельных групп мышц и снятие мышечных зажимов.
2. Наблюдение за ощущениями в теле, фиксация тех его положений, которые дают максимально приятные или максимально неприятные ощущения.
3. Произвольное улавливание основных ощущений — тепла, покалывания, холода, стремление к яркости ощущений.
4. Тренировка эмоций — принцип маятника.
5. Улавливание трех ощущений на заданной части тела.
6. Передвижение трех ощущений по телу.
7. Сбор и разброс ощущений, передвижение ощущений.
8. Наблюдение чувство-тонов в ощущениях, составление "банка ощущений", а также произвольный вызов положительных ощущений и наслаждения каждой частью своего тела. Упражнения на осознание своего тела и раскрытие резервов переживаний жизни, скрытых в теле, для детей проводятся в контексте различных игровых сценариев фантастического общения с разными частями тела в различных невероятных ситуациях. Важно при этом, чтобы тренер проводил эти упражнения не на уровне умственных фантазий, а в режиме практического движения тела или исполнения невообразимых поз, разрушающих привычные стереотипы движения.
Особое место занимают выполняемые по кругу парные упражнения на телесный контакт, в ходе которых необходимо прислушиваться к голосу тела другого человека и регулировать свои телесные действия на основе получаемой обратной связи.
Цели и содержание программы для 15-17- летних
Основное содержание этой программы составляют принятие своего тела как девичьего и юношеского, уменьшение тревожности в отношении "нормальности" или "красоты" своего тела. Особое место занимает тема принятия выделений собственного тела.
Последовательность проработки материала тем та же, что и в младшей школе. Мы начинаем с осознания своего тела и слушания голосов тела, но делаем это в более усложненном варианте на основе развития навыков осознанной релаксации с уменьшением игрового компонента. Затем учимся прислушиваться к чувство-тонам, связанным с положениями тела, находить для них словесные обозначения, расширять и сжимать их, произвольно воспроизводить, перемещать ощущения по телу. Следующий этап — наблюдение ощущений в процессе взаимодействия с другими людьми, дифференциация ощущений, работа в телесном контакте на основе обратной связи в перспективе получения обоюдного удовольствия и наслаждения от собственного тела.
После этого проводится различение внешнего и внутреннего в теле и принятие выделений тела, предполагающая довольно сложную интеллектуальную работу по преодолению предрассудков в восприятии себя и другого.
И, наконец, завершающий блок упражнений связан с тренировкой восприятия внешнего вида человека на основе приобретенного опыта внутреннего отношения к телу, своему и чужому. Эти упражнения направлены на эстетизацию восприятия на базе нового опыта.
Приведем некоторые примеры упражнений.