Международные преступления и преступления международного характера

Международная преступная деятельность проявляется в дея­ниях двоякого рода.

Наибольшую опасность представляют деяния лиц, вопло­щающие преступную политику государства, как бы персонифи­цирующие международные преступления государства, т. е. аг­рессию, колониализм, геноцид (уничтожение групп людей по расовому, национальному или религиозному признаку), экоцид (загрязнение окружающей среды с тяжкими глобальными по­следствиями).

Для характеристики указанных деяний официально исполь­зуется термин преступления против мира и безопасности человече­ства; в литературе распространен термин международные пре­ступления. Субъектами таких преступлений вместе с государст­вами, несущими международную политическую и материальную ответственность, становятся его руководители, высшие должно­стные лица, иные исполнители преступной политики. В отно­шении этих лиц компетентны наряду с национальными судеб­ными органами специально создаваемые государствами между­народные судебные учреждения. В настоящее время завершается разработка Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества.

От международных преступлений в указанном значении сле­дует отграничить преступления международного характера, к ко­торым относятся деяния, посягающие на интересы нескольких государств и вследствие этого также представляющие междуна­родную общественную опасность, но совершаемые лицами (группами лиц) вне связи с политикой какого-либо государст­ва, ради достижения собственных противоправных целей. По отношению к таким деяниям принят и иной термин — транс­национальные преступления.

В числе такого рода деяний: захват заложников; посягатель­ства на лиц, пользующихся международной защитой; захват и (или) использование ядерного материала в противоправных це­лях; незаконный оборот наркотических средств и психотроп­ных веществ; незаконные акты, направленные против безопас­ности гражданской авиации и морского судоходства; пиратство на море и др.

Глава 17. Международное уголовное право

Геноцид.Рассмотрим международные преступления на при­мере геноцида, поскольку это деяние распространено и в усло­виях вооруженных конфликтов, и в мирное время; к тому же соответствующий состав преступления включен в новый УК РФ (ст. 357).

В Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него под геноцидом понимаются (ст. II) следую­щие действия, совершаемые с намерением уничтожить, полно­стью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую:

а) убийство членов такой группы;

б) причинение серьезных телесных повреждений или умст­венного расстройства членам такой группы;

в) предумышленное создание для какой-либо группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или час­тичное уничтожение ее;

г) меры, рассчитанные на предотвращение деторождения в среде такой группы;

д) насильственная передача детей из одной человеческой группы в другую.

Согласно ст. IV лица, совершающие геноцид, подлежат на­казанию, независимо от того, являются ли они ответственными по конституции правителями, должностными или частными лицами.

Охарактеризуем теперь несколько разновидностей преступ­лений международного характера.

Посягательства на лиц, пользующихся международной защи­той.Согласно ст. I Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной за­щитой, в том числе дипломатических агентов, к данной катего­рии отнесены: глава государства, включая каждого члена колле­гиального органа, выполняющего функции главы государства в соответствии с конституцией; глава правительства во время его нахождения в иностранном государстве; министр иностранных дел в аналогичной ситуации; сопровождающие названных должностных лиц члены их семьи; представитель государства или иное должностное лицо, имеющее право на специальную защиту; должностное лицо или иной агент межправительствен­ной международной организации, имеющие право на специаль­ную защиту; проживающие с такими лицами члены семьи.

§ 3. Международные преступления

Конвенция квалифицирует как преднамеренное преступле­ние совершение одного из следующих действий:

а) убийство, похищение или другое нападение против лич­ности или свободы лица, пользующегося международной защи­той;

б) насильственное нападение на официальное помещение, жилое помещение или транспортные средства такого лица, уг­рожающее его личности и свободе;

в) угроза любого такого нападения;

г) попытка любого такого нападения;

д) соучастие в таком нападении.

В отличие от нормы российского уголовного законодатель­ства здесь предусмотрен более широкий перечень деяний и не принимается во внимание мотив действий. Конвенция презю-мирует «серьезную угрозу поддержанию нормальных междуна­родных отношений», порождаемую любым подобным деянием.

К этому акту как бы примыкает принятая в конце 1994 г. Конвенция о безопасности персонала Организации Объединен­ных Наций и связанного с ней персонала (имеются в виду и участники миротворческих операций ООН, исключая ситуации привлечения лиц в качестве комбатантов в случаях осуществле­ния принудительных действий по гл. VII Устава ООН, и со­трудники неправительственных организаций при оказании гу­манитарной помощи). Посягательства на представителей такого персонала должны быть признаны преступлениями по нацио­нальному уголовному законодательству.

Захват заложников.Это деяние, как и посягательство на лиц, пользующихся международной защитой, характеризуется как опасный акт международного терроризма. Первоначально меж­дународное право осуждало взятие заложников из числа граж­данских лиц лишь в связи с вооруженными конфликтами; со­ответствующие нормы были включены в Конвенцию о защите гражданского населения 1949 г. и в дополнительные протоколы 1977 г. i

Международная конвенция о борьбе с захватом заложников 1979 г., к которой СССР присоединился в 1987 г., следующим образом квалифицирует это деяние (ст. 1): любое лицо, которое захватывает или удерживает другое лицо и угрожает убить, на­нести повреждения или продолжать удерживать его для того, чтобы заставить государство, международную межправительст­венную организацию или какое-либо физическое или юридиче-

Глава 17. Международное уголовное право

ское лицо совершить какой-либо акт в качестве условия для ос­вобождения заложника, «совершает преступление захвата за­ложников»; преступными признаются также попытка такого захвата и участие в захвате в качестве сообщника. Поскольку речь идет о преступлении международного характера, в ст. 13 оговорено, что Конвенция не применяется в тех случаях, когда преступление совершено в пределах одного государства, когда заложник и предполагаемый преступник являются гражданами этого государства и когда предполагаемый преступник находит­ся на территории этого государства. Оговорка данной статьи определяет рамки сотрудничества государств в борьбе с таким деянием, однако не препятствует государству предусмотреть в своем уголовном законодательстве ответственность за любые акты захвата заложников1.

Незаконный оборот наркотических средств и психотропных ве­ществ.Незаконные операции с наркотиками на протяжении многих десятилетий были объектом международно-правового воздействия. Применяемые ныне Единая конвенция о наркоти-. ческих средствах 1961 г. (с поправками, оформленными Прото­колом 1972 г.) и Конвенция о психотропных веществах 1971 г. охватывают широкий спектр правового регулирования, вклю­чая меры контроля над этими средствами и веществами, меры борьбы против таких правонарушений, как культивирование и производство, хранение, продажа, покупка, ввоз и вывоз нар­котических средств и психотропных веществ в нарушение су­ществующих правил. Новый международно-правовой акт — Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота нарко­тических средств и психотропных веществ, принятая в 1988 г. и подписанная СССР 19 января 1989 г., — провозглашает искоре­нение незаконного оборота коллективной обязанностью госу­дарств. В ст. 3 дан подробный перечень действий, преднаме­ренное совершение которых квалифицируется как уголовное

1 При введении в 1987 г. в соответствии с Конвенцией в наше уго­ловное законодательство нормы об ответственности за захват заложни­ков (ст. 1261 УК РСФСР) указанное положение ее ст. 13 было механи­чески перенесено в примечание к этой статье, что исключало приме­нение нормы в ситуациях, ограниченных нашей территорией и нашим гражданством. Такое ничем не оправданное ограничение было упразд­нено в 1993 г. посредством исключения из ст. 1261 этого примечания. Нет подобного ограничения и в УК РФ (ст. 206).

§ 3. Международные преступления

преступление. В числе наиболее серьезных — производство, из­готовление, экстрагирование, распространение, продажа, по­ставка на любых условиях, переправка, транспортировка, им­порт или экспорт любого наркотического вещества или психо­тропного средства в нарушение Конвенций 1961 и 1971 гг., которые сохраняют силу, а также культивирование опийного мака, кокаинового листа, растения каннабис в целях незакон­ного производства наркотических средств и др. Противоправ­ными считаются публичное подстрекательство или побуждение других к совершению подобных правонарушений, вступление в преступный сговор с целью совершения таких действий.

Российское уголовное законодательство предусматривает уголовную ответственность за такие деяния, как незаконное из­готовление, приобретение, хранение, перевозку либо сбыт нар­котических средств или психотропных веществ, за их хищение, за склонение к их потреблению, за незаконное культивирование запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркоти­ческие вещества (ст. 228—231 УК РФ). Комплексное значение имеет Федеральный закон от 8 января 1998 г. «О наркотических средствах и психотропных веществах». Он устанавливает осно­вы государственной политики в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту. Регламентация сопровождается отсыл­ками к международным конвенциям.

Незаконный захват воздушного судна.Акты незаконного за­хвата или осуществление контроля над воздушным судном, на­ходящимся в полете, как отмечено в Конвенции о борьбе с не­законным захватом воздушных судов, угрожают безопасности лиц и имущества, серьезно нарушают воздушное сообщение и подрывают веру народов мира в безопасность гражданской авиации. Преступление характеризуется в ст. 1 следующим об­разом: незаконные, путем насилия, угрозы применения наси­лия либо иной формы запугивания, захват воздушного судна или осуществление над ним контроля, предпринятые любым лицом на борту воздушного судна, находящегося в полете, а также попытка совершить одно из указанных действий или со­участие в нем. Для целей Конвенции судно считается находя­щимся в полете с момента закрытия всех внешних дверей после погрузки до момента открытия любой из таких дверей для вы­грузки.

Глава 17. Международное уголовное право

§ 3. Международные преступления

Конвенция применяется только в том случае, если место взле­та или место фактической посадки воздушного судна, на борту которого совершено преступление, находится вне пределов реги­страции такого судна; при этом не имеет значения, совершало судно международный или внутренний полет. Однако норма об условиях применения Конвенции ни в коей мере не ограничива­ет государство в применении своего уголовного закона в тех слу­чаях, когда все события происходят в пределах только этого госу­дарства. Так решен вопрос и в нашей стране: уголовная ответст­венность не обусловлена отмеченными в Конвенции факторами, относящимися к сотрудничеству государств, затрагивает любые случаи захвата и угона воздушного судна, причем находящегося не только в полете, но и на земле. Ограничительные положения Конвенции не влияют на национальную юрисдикцию.

Терроризм и финансирование терроризма.Имеется в виду комплекс преступлений, охватывающих как уже рассмотренные выше деяния (посягательства на лиц, пользующихся междуна­родной защитой, захват заложников, незаконный захват воз­душных судов), так и иные деяния с применением насилия, создающие опасность гибели людей, причинения значительно­го имущественного ущерба либо наступления иных обществен­но опасных последствий (фрагмент формулировки ст. 205 «Тер­роризм» УК РФ). К ним относятся противоправные операции с ядерным материалом, незаконные акты, направленные против безопасности гражданской авиации и морского судоходства, и др. Одним из новейших объектов международно-правового противодействия стал бомбовый терроризм.

12 января 1998 г. была открыта для подписания Международ­ная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом, которая рати­фицирована Федеральным Собранием РФ и вступила в силу для Российской Федерации 7 июня 2001 г. Согласно ст. 2 Конвенции любое лицо совершает преступление, «если оно незаконно и преднамеренно доставляет, помещает, приводит в действие или взрывает взрывное или иное смертоносное устройство в преде­лах мест общественного пользования, государственного или правительственного объекта, объекта системы общественного транспорта или объекта инфраструктуры» с намерением причи­нить смерть или серьезное увечье или произвести значительное разрушение, влекущее причинение крупного экономического ущерба. Конвенция предполагает совмещение международных согласованных действий и мер национального характера.

Ко всем указанным разновидностям 'террористических ак­ций относятся нормы Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма 1999 г. Российская Федерация ратифицировала ее 10 июля 2002 г. Конвенция вступила в силу для Российской Федерации 27 декабря 2002 г. Речь идет прежде всего о лицах, которые любыми методами незаконно и умыш­ленно предоставляют средства или осуществляют их сбор с на­мерением их использования при совершении деяний, обозна­ченных в договорах о пресечении актов терроризма (они пере­числены в приложении к Конвенции).

Глобальная опасность международного терроризма вызвала единодушную реакцию мирового сообщества, проявившуюся в координации действий с целью пресечения тягчайшего между­народного преступления. Об этом свидетельствуют резолюции Совета Безопасности ООН 1368 (2001) от 12 сентября 2001 г. и 1373 (2001) от 28 сентября 2001 г.; им предшествовала сохра­няющая актуальное значение резолюция 1269 (1999) от 19 ок­тября 1999 г.

Указанные резолюции квалифицируют любые акты междуна­родного терроризма как угрозу для международного мира и безо­пасности и подчеркивают значение международных антитерро­ристических конвенций, ориентируя государства на универсаль­ное участие и на обеспечение их полного осуществления.

В резолюции 1373 особо выделяются такие меры, обязатель­ные для всех государств, как предотвращение и пресечение фи­нансирования террористических актов (этому посвящена на­званная выше Международная конвенция о борьбе с финанси­рованием терроризма), воздержание всех государств от предоставления в любой форме поддержки организациям или лицам, замешанным в террористических актах, обеспечение квалификации в законах террористических актов как серьезных уголовных правонарушений с соответствующими наказаниями. Предусматриваются и такие меры, как оказание государствами друг другу всемерного содействия в связи с уголовными рассле­дованиями или уголовным преследованием, относящимися к финансированию или поддержке террористических актов, а также активизация обмена оперативной информацией и со­трудничество в административных и судебных вопросах в целях предотвращения совершения таких актов и обеспечения ответ­ственности виновных в совершении таких актов.

Глава 17. Международное уголовное право

§ 4. Обязательства государств и международные конвенции

Совет Безопасности постановил учредить комитет Совета Безопасности для контроля за осуществлением настоящей ре­золюции, которому государства представляют доклады о ее реа­лизации.

Транснациональная организованная преступность.Конвенция ООН против транснациональной организованной преступно­сти, открытая для подписания в декабре 2000 г., имеет своей целью, как сказано в ст. 1, содействие в деле более эффектив­ного предупреждения транснациональной организованной пре­ступности и борьбы с ней. Самыми существенными нормами Конвенции являются положения о криминализации таких дея­ний, как участие в организованной преступной группе (ст. 5), отмывание доходов от преступлений (ст. 6) и коррупция (ст. 8), воспрепятствование осуществлению правосудия (ст. 23). В каж­дой из названных статей фиксируются обязательства госу­дарств-участников принимать законодательные и иные меры с тем, чтобы признать в качестве уголовно наказуемых опреде­ленные деяния, совершенные умышленно (дан перечень). Ха­рактеристика криминализируемых деяний дополняется мерами, ориентированными на установление внутреннего режима регу­лирования и надзора и на обеспечение эффективных действий государственных органов. Включены положения о сотрудниче­стве правоохранительных органов различных государств. В со­ответствии со сложившимися в международном праве принци­пами решены вопросы юрисдикции, в том числе универсаль­ной уголовной юрисдикции, выдачи, передачи осужденных лиц, иных форм взаимной правовой помощи, совместных рас­следований, передачи уголовного производства.

Отдельные нормы Конвенции ООН против транснациональ­ной организованной преступности характеризуются предмет­ными связями с такими документами Совета Европы, как Кон­венция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации до­ходов от преступной деятельности 1990 г. и Уголовно-правовая конвенция о коррупции 1999 г. (последняя имеет содержатель­ные стыки с Гражданско-правовой конвенцией о коррупции 1999 г.). В них совмещены меры, которые должны быть пред­приняты на национальном уровне, и меры в сфере междуна­родного сотрудничества. В главе о национальных мерах важное место занимают юридические оценки различных форм взяточ­ничества (подкупа) с разграничением активного и пассивного взяточничества (подкупа). В этом контексте характеризуется

взяточничество (активное и пассивное) государственных долж­ностных лиц, членов представительных органов, должностных лиц иностранных государств и международных организаций, судей и служащих международных судов, а также взяточничест­во в частном секторе. В главе о международном сотрудничестве речь идет об оказании взаимной помощи в связи с расследова­нием коррупционных преступлений и осуществлением судо­производства. Интересным предписанием данной Конвенции, как и ряда других международных актов, является обязательст­во сторон не рассматривать банковскую тайну как основание для отказа в сотрудничестве.

§ 4. Обязательства государств в соответствии смеждународными конвенциями

Международные конвенции о борьбе с международными преступлениями и преступлениями международного характера содержат обязательства государств-участников относительно предотвращения и пресечения такого рода преступлений, нака­зания лиц, их совершивших, и взаимодействия государств в связи с осуществлением уголовной юрисдикции.

Первостепенное значение имеют конвенционные нормы, содержащие международно-правовую квалификацию преступ­ного деяния в качестве своего рода всеобщего стандарта, пред­назначенного для единообразной нормативной характеристики состава преступления во внутригосударственном уголовном за­конодательстве. В связи с этим получили распространение кон­венционные предписания о внутригосударственных мерах зако­нодательного характера.

В российском законодательстве в последние два десятилетия появилось несколько новых норм, свидетельствующих о выпол­нении международных обязательств. Имеются в виду положе­ния об угоне воздушного судна, о захвате заложников, о неза­конном приобретении, хранении, использовании, передаче или разрушении радиоактивных материалов, о применении биоло­гического оружия, о разработке, производстве, приобретении, хранении, сбыте, транспортировке биологического оружия и ряд других. На более высоком уровне такая тенденция вопло­щена в УК РФ. Прежде всего следует отметить включение в УК в виде специальной главы (гл. 34) статей о преступлениях про-

~

Глава 17. Международное уголовное право

§ 5. Механизм сотрудничества в борьбе с преступностью

тив мира и безопасности человечества, в числе которых плани­рование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны (ст. 353), производство или распространение оружия массового поражения (ст. 355), применение запрещенных средств и методов ведения войны (в ч. 2 ст. 356 особо выделено «применение оружия массового поражения, запрещенного ме­ждународным договором»), геноцид (ст. 357). В различных гла­вах Кодекса впервые предусмотрены такие преступные деяния, как терроризм (ст. 205), пиратство (ст. 227), нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой (ст. 360). С учетом новых международно-правовых норм сфор­мулированы положения об угоне судна водного (а не только воздушного) транспорта (ст. 211), о нарушении законодательст­ва не только о континентальном шельфе, что было и в УК РСФСР, но и об исключительной экономической зоне (ст. 253).

Конвенции далее ориентированы на обеспечение неотврати­мости уголовного преследования и наказания лиц, которые именуются предполагаемыми преступниками и виновность ко­торых устанавливается соответствующими национальными су­дами на основе национального уголовного законодательства. Каждая конвенция предусматривает меры для установления го­сударствами своей юрисдикции, включая заключение предпо­лагаемого преступника под стражу и проведение предваритель­ного расследования фактов.

Перечень оснований для осуществления государством юрис­дикции можно показать на примере ст. 5 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих дос­тоинство видов обращения и наказания:

«1. Каждое государство-участник принимает такие меры, ко­торые могут оказаться необходимыми для установления его юрисдикции в отношении преступлений, указанных в ст. 4, в следующих случаях:

a) когда преступления совершены на любой территории, находящейся под его юрисдикцией, или на борту морского или воздушного судна, зарегистрированного в данном государ­стве;

b) когда предполагаемый преступник является гражданином данного государства;

c) когда жертва является гражданином данного государства иесли данное государство считает это целесообразным.

2. Каждое государство-участник аналогичным образом при­нимает такие меры, которые могут оказаться необходимыми, чтобы установить свою юрисдикцию в отношении таких пре­ступлений в случаях, когда предполагаемый преступник нахо­дится на любой территории под его юрисдикцией и оно не вы­дает его в соответствии со ст. 8 (в ней регламентируются вопро­сы выдачи) любому из государств, упомянутых в п. 1 настоящей статьи».

В отдельных конвенциях встречаются модификации поло­жений первого пункта, однако формулировка второго пункта типична для ряда конвенций.

Согласно нормам конвенций применительно к таким пре­ступлениям международного характера, как пытки, посягатель­ство против лиц, пользующихся международной защитой, за­хват заложников, захват воздушных судов, действия, направ­ленные против безопасности гражданской авиации и без­опасности морского судоходства, незаконные действия в отно­шении ядерного материала, незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ, действует принцип универ­сальной юрисдикции, поскольку соответствующие юрисдикци-онные действия входят в компетенцию любого государства, на территории которого оказался предполагаемый преступник, не­зависимо от места и иных обстоятельств совершения преступ­ления.

Конвенции предусматривают альтернативную процедуру реализации юрисдикции: государство либо выдает предполагае­мого преступника заинтересованному, требующему выдачи го­сударству, либо осуществляет в отношении такого лица уголов­ное преследование на основе собственного законодательства.

Во всех конвенциях решаются вопросы оказания, правовой помощи в связи с уголовно-процессуальными действиями, ко­торые считаются необходимыми в отношении преступлений международного характера.

Наши рекомендации