Революции 1848-1849 г. в Центральной Европе 2 страница
Он получил неоднозначные оценки современников, а в последующие годы — и его исследователей.
В Лондоне текст протокола был воспринят положительно, но в то же время вызвал чувство неудовлетворенности. Каннинг понял, что не Англии удалось втянуть Россию в войну с Турцией, а наоборот. Действительно, для всех было очевидно, что султан Махмуд II не согласится добровольно уступить значительную часть своей территории. И следовательно, по протоколу, Англия должна будет вступить в войну и поддержать Россию.
Меттерних, ознакомившись с содержанием протокола, понял, что Священному союзу нанесен очередной удар, так как Россия выступает совместно с Лондоном, а Каннинг давно поддерживает греческих повстанцев против турок.
Махмуд II, узнав о русско-английской коалиции, принял ультиматум Николая I, согласившись на восстановление автономных учреждений в Дунайских княжествах и возвращение Сербии привилегий. Турецкие войска были выведены из Молдавии и Валахии, а сербские депутаты отпущены на свободу.
Однако понимая, что главные его проблемы еще впереди, турецкий султан решил выиграть время и подготовить к войне свою армию. С этой целью он стал затягивать переговоры и провоцировать Персию на войну с Россией. Однако Махмуд просчитался: разогнав янычар, он не смог быстро создать боеспособную армию. В Персии же русские одержали убедительные победы.
Русско-турецкие переговоры начались в Аккермане 1 августа 1826 г. Понимая тяжелое положение Турции, Россия выдвигала более жесткие требования. В конце концов 7октября 1826 г. турки были вынуждены подписать Аккерманскую конвенцию. Позднее Франция, после бесед в Лондоне и Петербурге, добилась своего участия в антитурецкой коалиции. Не смотря на скоропостижную смерть в августе 1827 г. Каннинга, три державы начали войну с Турцией и 20 октября 1827 г. турецко-египетский флот был уничтожен объединенной эскадрой в бухте Наварино.
За реализацией этих планов Николая I, связанных с борьбой за Черноморские проливы, постоянно наблюдали в Вене. Меттерних делал все, чтобы Россия не смогла нанести удар туркам, продвинуться на Балканах, окончательно освободить Грецию. Смерть Каннинга, убежденного сторонника освобождения греков, родила надежду как у турецкого султана, так и у Меттерниха, но первым министром Англии стал герцог Веллингтон, который был сторонником войны с Турцией.
Начавшаяся 7 мая 1828 г. русско-турецкая война на первых порах развивалась неудачно для русской армии, которая долгое время не могла сломить сопротивление турецких войск. Смена в руководстве Англии и неудачи русских войск на Балканах повлияли на активность Меттерниха, пытавшегося заручиться поддержкой Англии, Франции и Пруссии, заключить с ними соглашение против России и добиться прекращения войны. Но в столицах трех стран не хотели вмешиваться в ход военных действий, так как желали разгрома Турции, прекращения зверств над греками и освобождения их страны.
Русская дипломатия, осведомленная об этих намерениях Меттерниха, предприняла контрдействия и сообщила главам европейских государств о коварных действиях австрийского канцлера и его тайных связях с оппозиционными силами. Особенно подействовала на французского короля Карла X информация о связях Меттерниха с сыном Наполеона I, герцогом Рейхштадтским, которого австрийский канцлер собирался сделать французским королем. Эти и другие сведения, распространяемые русскими дипломатами, повлияли на положение Меттерниха. В архивах сохранились письма Меттерниха монархам Франции, Англии и Пруссии, в которых он оправдывался и пытался уверить их в том, что он ничего не затевал против России.
Летом 1829 г. русские войска под командованием генерала И. И. Дибича, нанеся поражение турецким войскам, заняли Адрианополь и подошли к Константинополю. Махмуд II запросил перемирия и заключения мирного договора. Договор был подписан 14 сентября 1829 г. в Адрианополе. Еще до подписания договора русская дипломатия провела большую работу, согласовывая свои требования к Турции с Англией. По этому договору к России отходили устье Дуная и острова. Россия получила право прохода своих торговых судов через проливы Дарданеллы и Босфор. Дунайские княжества, Молдавия и Валахия получали автономию. Вновь подтверждалось право свободной торговли на территории Османской империи.
Кавказское побережье Черного моря от устья Кубани до северной границы Аджарии
присоединение к России Грузии, Имеретии, Мингрелии, Гурии, Эриванского и Нахичеванского ханств.
Таким образом, победа России в войне с Турцией в 1828-1829 гг. значительно расширила русские территории на Дунае и на Кавказе, освободила Грецию и укрепила влияние России на юге Европы.
Еще в 1826-1828 гг. осложнились русско-иранские отношения. Россия была заинтересована в сохранении спокойствия на границе Ирана, что являлось гарантией мира на Кавказе. Особое значение это приобретало в условиях осложнения отношений с Турцией.
В Иране усиливалась тенденция к развязыванию реваншистской войны с Россией с целью вернуть Грузию и Северный Азербайджан. Немаловажную роль в развитии антирусских настроений сыграла находившаяся там обширная английская колония, в которой наряду с дипломатическими представителями были военные инструкторы. Они готовили иранские войска и помогали укреплять их крепости. Стремясь не допустить военных действий и решить положительно все назревшие вопросы даже ценой некоторых территориальных уступок, Петербург направил в Тегеран чрезвычайного посла князя А. С. Меншикова. Но это не помогло.
Летом 1826 г. более чем 60-тысячная иранская армия вторглась в пределы России. Численность русских войск не превышала 10 тыс. Тем не менее благодаря героизму и упорству русских иранские войска были остановлены. Получив подкрепление, русская армия перешла в наступление и к осени 1827 г. вступила на территорию Южного Азербайджана. В условиях, когда русское наступление активно развивалось, английская дипломатия, изменив курс, стала принимать меры к окончанию войны и заключению мира.
10 февраля 1828 г. был подписан Туркманчайский мирный договор между Россией и Ираном, который подвел итоги войны между двумя странами. Договор состоял из 16 статей. В нем провозглашался мир между Россией и Персией. К России отошли Эриванское и Нахичеванское ханства, граница между двумя странами стала проходить по реке Араке. Россия получила свободу плавания торговых судов по Каспийскому морю и монопольное право иметь военный флот. Иран должен был выплатить ей контрибуцию в размере 20 млн рублей (серебром). Обе стороны обменялись миссиями в ранге посланников.
В составлении условий договора принимал участие А. С. Грибоедов, который в мае 1828 г. был вновь направлен в Иран в звании министра-резидента. 11 февраля 1829 г. во время погрома российской миссии фанатически настроенными иранцами А. С. Грибоедов трагически погиб.
Что касается Греции, то договор признавал за ней автономию, а с 1830 г. она стала независимым государством.
Революции 1830-х годов. 1830 г. ознаменовался революционными восстаниями в Европе, которые продолжались до 1848 г. И опять всё началось во Франции, где 25 июля 1830 г. Карл X подписал ордонансы, которые отменяли французскую конституцию. В результате в стране начались массовые выступления, и через три дня боев в Париже победила революция. Король бежал. На престол вступил герцог Орлеанский, который принял имя Луи Филиппа I.
Николай I очень быстро среагировал на парижские события. Сначала он дат указание сообщить поверенному в делах Франции Бургоэну о разрыве дипломатических отношений и передать ему его паспорта. Однако после личной встречи с ним он изменил свое первоначальное решение, но заявил, что он не может признать Луи Филиппа французским королем. Россия предприняла попытки, чтобы организовать совместную русско-австро-прусскую интервенцию против Франции. Но ни Вена, ни Берлин не приняли русские предложения. Более того, послом в Англии стал Талейран, которому удалось значительно улучшить англо-французские отношения. Этот просчет и ненужное упорство Николая I в дальнейшем дорого обошлись России. Отношения с Францией были основательно и надолго испорчены. От России стала отходить и Англия. Что касается Австрии, то она всегда была настроена антирусски. Пруссия же в условиях, когда Россия попадала в изоляцию, избегала всяких контактов со своим бывшим партнером.
Если летом 1830 г. революционные события развернулись в Париже, то в конце того же года они вспыхнули во владениях русского императора в Польше. Польское восстание можно разделить на два этапа. Первый начался с ноября 1830 г., когда варшавский сейм принял постановление о низложении императора Николая I с престола Царства Польского, и длился до января 1831 г.; второй этап продолжался до сентября 1831 г. и закончился взятием русскими войсками Варшавы. На протяжении всего Польского восстания ни одна европейская страна не вмешивалась в происходящие события. Русскому императору при молчаливом согласии монархов европейских государств удалось сравнительно быстро справиться с восставшими поляками и сохранить старый порядок и состав своей империи.
Революционные движения XIX в. на этом, однако, не кончились. Они продолжали развиваться и оказывать все возраставшее воздействие на ход исторического развития и на международное положение как в отдельных регионах, так и в мире в целом. Хотя это может показаться парадоксальным, но Священный союз, созданный консервативными силами для борьбы с революционными и национально-освободительными движениями, сам стал их жертвой. Именно революционные движения и национально-освободительная борьба, вспыхивавшая в течение 15 лет то в одном, то в другом регионе мира, привели к его распаду. На рубеже 30-х годов XIX столетия этот оплот самодержавного правления европейских государств практически прекратил свое существование.
40) 1. Венский конгресс.
Венский конгресс - уникальное для своего времени явление; в результате работы конгресса был не только проведен территориальный передел в Европе; были выработаны те принципы, которые легли в основу дипломатической практики во всем мире, а не только в Европе. Что же произошло на Венском конгрессе (1814-1815 гг.)?
Собрались представители всех великих европейских держав для совместного обсуждения проблем, представляющих взаимный интерес; при этом в работе конгресса активное участие принимали два императора - Франц I и Александр I. До того даже двусторонние встречи в верхах (вроде свидания Наполеона и Александра в Тильзите) были большой редкостью.
Хотя (по вполне понятным причинам) тон на конгрессе задавали великие державы-победительницы в войне с Наполеоном (Англия, Австрия, Пруссия и Россия), тем не менее к работе конгресса были привлечены и побежденная держава (Франция), и второразрядные державы (Швеция, Испания, Португалия).
**
И здесь все без исключения историки дипломатии вынуждены отдавать должное ^ Талейран-Перигору, князю Беневентскому,французскому министру иностранных дел. Как человек он отличался, мягко говоря, чрезвычайной гибкостью своих принципов. Так ведь и время было, как говорится, героическое, но суровое, и на фоне таких своих современников, как Робеспьер и Наполеон, Талейран с его мздоимством выглядит просто невинным шалуном. Но в истории дипломатии он остался не только и не столько как взяточник, казнокрад, предатель и двойной агент, а как человек, заложивший основы первой в мировой истории работоспособной системы международных отношений.
Именно благодаря настойчивости и дипломатическому искусству Талейрана (а также, нужно сказать, наличию хорошо информированных тайных агентов) ему удалось добиться участия как Франции, так и малых держав в работе подготовительного комитета конгресса, а также того, чтобы будущие постановления конгресса соответствовали бы принципам международного права.
***
8 октября 1814 г. Талейран принудил 4 державы-победительницы подписать декларацию, согласно которой в подготовительный комитет Венского конгресса должны были войти не только Великобритания, Австрия, Пруссия и Россия, но и Франция, Испания, Португалия и Швеция. Только в ходе пленарных заседаний конгресса могли быть приняты окончательные решения; наконец, будущие постановления должны соответствовать принципам международного права.
Это был первый, но не единственный успех выдающегося дипломата: к марту 1815 г. он сумел совершенно расстроить антифранцузскую коалицию; державы-победительницы, и прежде всего Австрия и Великобритания, очень скоро поняли, что без Франции они не смогут обойтись. Действительно, сильная Франция была нужна Австрии, чтобы сдерживать прусские притязания на Саксонию, а русские - на Польшу. В свою очередь, Лондону был нужен партнер на континенте, способный противостоять чрезмерному усилению России на Востоке. Наконец, хотя Венский конгресс был своего рода дипломатической дуэлью между Александром I и Талейраном, тем не менее и русский царь отдавал себе отчет в том, что ему может понадобиться сила на западе Европы, способная уравновесить чрезмерно усилившуюся Пруссию.
Впрочем, в то время, в начале XIX столетия, никому и в голову не могло прийти, что ^ Пруссия сможет угрожать европейскому равновесию. Тогда это была самая слабая среди всех великих держав; страшное поражение, которое пруссаки потерпели в октябре 1806 г., после вторжения наполеоновских войск в Пруссию, когда последняя фактически перестала существовать - все это было слишком свежим в памяти людей, собравшихся в Вене осенью 1814 г. В этих условиях у прусской правящей верхушки не было иного выхода, кроме тесного альянса с могущественной Российской Империей. Только союз с Петербургом должен был помочь Берлину решить важнейшую задачу, стоявшую перед прусской правящей верхушкой - округлить владения Пруссии и увеличить общее число ее подданных. Дело в том, что общая численность населения Пруссии в то время не достигала 10 млн. чел., что в то время считалось тем минимальным демографическим потенциалом, которым должно располагать всякое государство, чтобы считаться великой державой.
В общем, Пруссия претендовала на Саксонию - и в этом русский царь был готов поддержать своего союзника, прусского короля Фридриха-Вильгельма III (ведь тот, кто обладает Саксонией - тот обладает проходами в Богемских горах, т.е. кратчайшим путем на Вену; таким образом Саксония превратилась бы в постоянное яблоко раздора между Австрией и Пруссией, что исключало бы сближение двух этих немецких держав). В свою очередь Петербург претендовал на польские земли прусского захвата, из которых Александр I хотел образовать Царство Польское, конституционное государство с внутренним самоуправлением под скипетром русского царя.
С этими планами, по вполне понятным причинам, была совершенно не согласна Вена: австрийцам совершенно не улыбалась перспектива усиления ее ближайших соседей, Пруссии и России. Впрочем, отрицательное отношение к расширению владений российского императора и прусского короля не означало, что сами австрийцы не хотели бы округлить владения австрийской империи - прежде всего в Италии.
Что касается Великобритании, то последняя не претендовала на какие-либо территории в Европе. Все территориальные приобретения, которые англичане произвели в ходе революционных и наполеоновских войн - и прежде всего в Индии (Бенгалия, Мадрас, Майсор, Карнатик, район Дели и мн. р.) - были осуществлены далеко за пределами континента. Англичане добились своей цели, сокрушив былое колониальное могущество Франции в Индии и Вест-Индии, и теперь им также нужна была сильная Франция как важнейший фактор европейского равновесия.
Талейран верно понял изменившийся характер отношений в победоносной антифранцузской коалиции, и прежде всего стремление Вены и Лондона противопоставить надежную преграду наметившейся "оси" Петербург - Берлин. Французский министр не сомневался в том, что поддержка Парижем позиции Вены в саксонском вопросе предопределит франко-австрийское сближение. Потому на протяжении всей осени 1814 г. главные его усилия были направлены на восстановление франко-британских отношений.
Упорное нежелание англичан пойти на сближение с Францией во многом объяснялось продолжающейся войной с США. Подписание англо-американского мирного договора в Генте 24 декабря 1814 г., однако, развязывало англичанам руки, и уже 3 января 1815 г. был подписан Талейраном, Меттернихом и Кэсльри "Секретный трактат об оборонительном союзе, заключенном в Вене между Австрией, Великобританией и Францией, против России и Пруссии". В соответствии с этим договором, в случае нападения на любую из держав-подписантов все они обязываются выставить на поле боя 120 тыс. пехоты и 30 тыс. кавалерии, с соответствующим количеством артиллерии. Содержалась оговорка о том, что если Великобритания не выставит условленного количества солдат, она уплачивает за каждого отсутствующего военнослужащего 20 фунтов стерлингов.
Данное соглашение, бесспорно, явилось венцом дипломатического искусства князя Беневентского. Разумеется, он не собирался воевать ни с Россией, ни с Пруссией; он собирался "всего лишь" развалить антифранцузскую коалицию - и он это сделал. "Теперь, государь, коалиция /антифранцузская - Б.В./ уничтожена, и уничтожена навсегда, - писал Талейран Людовику XVIII. - Не только Франция уже не изолирована в Европе, но Ваше Величество оказались в такой системе союзов, которую не могли бы дать и пятьдесят лет переговоров".
Все изменилось, однако, 1 марта 1815 г., когда, по сообщению одной парижской газеты, корсиканское чудовище высадилось в бухте Жуан. Начались наполеоновские "100 дней". Через 20 дней - по сообщению той же самой газеты - Его Императорское Величество под восторженные крики верноподданных изволил прибыть в Париж. За это время, с одной стороны, была сформирована новая антифранцузская коалиция, а с другой - почти все успехи Талейрана были сведены на нет.
***
Курьезный факт в истории дипломатии - Людовик XVIII так торопился удрать от приближающегося к Парижу Бонапарта, что оставил на своем рабочем столе в Тюильри текст этого самого "Секретного трактата об оборонительном союзе" от 3 января 1815 г.! И первое, что сделал Наполеон - отослал этот самый злополучный текст императору Александру! Можно себе представить, с каким безграничным доверием относился после этого к Талейрану Александр
***
Но дело было не только в личном доверии. Одно дело представлять законного государя, руководителя великой державы, другое - беглеца, вынужденного спасаться от внезапно появившегося Бонапарта. Людовика XVIII заставили пересмотреть результаты Парижского трактата 30 мая 1814 г., в соответствии с которым Франция оставалась независимой и великой державой. После наполеоновских "100 дней" об этом не могло быть и речи - Франция была оккупирована иностранными войсками; союзники настояли на полном разоружении французской армии и сдаче крепостей. К середине августа 1815 г. на территории Франции было свыше 1 млн. иностранных войск, и они все прибывали и прибывали - такой ужас внушала побежденная нация всей Европе. Общий размер оккупационных расходов, наложенных на Францию - 700 млн. франков. В течение трех лет на территории Франции должны были оставаться иностранные войска; французы должны были отказаться от нескольких пограничных крепостей. В то же время Франция сохраняла свои территории в границах 1792 г.
Тем не менее, Франция не была исключена из формирующегося концерта великих держав: она принимала участие в работе всех международных конгрессов, от Аахена до Вероны, причем именно как великая держава. А ведь в прежние времена судьба потерпевших военное поражение великих держав была ужасна - они просто исчезали с политической карты мира (хорошо, если только как великие державы!). Пример - Польша, Венеция, которые прекратили свое существование в качестве суверенных государств в конце XVIII столетия.
В ноябре 1818 г., после окончания союзной оккупации Франции, четыре державы пригласили его христианнейшее величество Людовика XVIII отныне присоединиться своими советами и силами к австрийскому, английскому, прусскому и русскому монархам для соблюдения существующих трактатов и установленных ими и признанных всеми европейскими государствами отношений. Таким образом было окончательно оформлено участие Франции в европейском концерте великих держав.
Именно Венский конгресс создал прецедент регулярного созыва международных конференций великих держав, в ходе которых великие державы получили возможность обсуждать и находить решения международных проблем. В первые годы существования европейского концерта обсуждались, преимущественно, общеевропейские проблемы; в последующие годы державы созывали своих представителей для решения конкретных международных проблем (напр., Парижский конгресс 1856 г., на котором были подведены итоги Крымской войны). При этом державы считались с решениями конгрессов - по крайней мере до тех пор, пока не принимались новые решения (так, территориальные установления Венского конгресса были в конечном итоге отменены в той части, которая касалась Италии и Германии, но их отмена была подтверждена открытым или молчаливым согласием великих держав).
Но не только более или менее регулярные международные конференции стали отличием системы европейского концерта. Огромное развитие получили в тот период различные отрасли международного права (от урегулирования навигации по международным рекам в 1815 г. до Гаагских конвенций о законах и обычаях войны 1900-1907 гг).
Подведем итоги: в ходе работы Венского конгресса была создана система международных отношений, которая повысила управляемость этих отношений; в основе структурыэтой системы лежали: а) кодификация в международной практике ведущего положения великих держав-членов европейского концерта; 2) расширение практики дипломатических контактов, в том числе и на высшем уровне; 3) развитие международного права. С позиций сегодняшнего дня нельзя не признать крайнюю слабость и неэффективность этой структуры.
***
Так, например, в то время совершенно отсутствовали региональные и глобальные организации безопасности; на крайне примитивном уровне находился международный мониторинг; совершенно не было такого сильно действующего средства, как, например, миротворческие операции.
***
И все-таки, несмотря на все недостатки этой структуры, ОНА РАБОТАЛА! Она делала главное - обеспечивала прочный мир и международную стабильность. Так, между 1815 и 1854 гг. (а также между 1871 и 1914 гг.) в Европе НЕ БЫЛО КРУПНЫХ ВОЙН МЕЖДУ ВЕЛИКИМИ ДЕРЖАВАМИ!! Это достижение системыпредставляется воистину уникальным - особенно если вспомнить, что творилось в Европе раньше...
^ 2. Принцип легитимизма и "Священный союз"
Особо хотелось бы сказать о классовом содержании системы европейского концерта. Вплоть до революций 1848-1849 гг. система была Священным союзом реакционных монархий, направленным против народов.
***
Собственно, сам Священный союз, эта мистическая декларация, датированная 26 сентября 1815 г. (Дебидур А. Дипломатическая история Европы. В 2-х тт. Т. 1. - М.: 1994. - С. 96), была плодом мистического и религиозного настроения императора Александра I. В этом странном документе говорилось, что страны-подписанты имеют целью открыть перед лицом Вселенныя их непоколебимую решимость как в управлении вверенными им государствами, так и в политических отношениях ко всем другим правительствам, руководствоваться не иными какими-либо правилами, как заповедями сея Святые Веры, заповедями любви, правды и мира, которые, отнюдь не ограничиваются приложением их единственно к частной жизни, долженствуют, напротив того, непосредственно управлять волею царей и водительствовать всеми их деяниями, яко единое средство, утверждающее человеческие постановления и вознаграждающее их несовершенства. Кроме того, стороны обязались оставаться связанными узами действительного и неразрывного братства, считать себя как бы единоземцами, подавать друг другу во всяком случае и во всяком месте пособие, подкрепление и помощь, смотреть на себя по отношению к подданным как на отцов семейства, видеть в руководимых ими народах только членов единого народа христианского, управлять ими сообразно с учением Христа и заботиться о том, чтобы и подданные прониклись теми же стремлениями, что и государи.
***
Вообще-то Дебидур прав, говоря обо всем об этом как о безвредной фразеологии; вреда от всего от вышесказанного - не больше и не меньше, чем от Морального Кодекса Строителя Коммунизма. Пустой и звонкий документ -так отозвался о договоре Меттерних. Разумеется, при большом желании все это можно истолковать как обязательство везде и всюду вооруженной рукой поддерживать контрреволюцию.
На практике, однако, при отсутствии четких и однозначных обязательств очень сложно заставить великую державу делать что-то, что не соответствовало ее интересам, и история Священного союза дает тому немало примеров (срыв интервенции Священного союза в испанские колонии Южной Америки, фактическая поддержка многими членами европейского концерта национально-освободительной борьбы греческого народа, и мн. др.). С другой стороны, это соглашение о создании Священного союза фиксировало понимание принципа легитимизма как сохранение любой ценой "старого режима", т.е. феодально-абсолютистских порядков.
Но было и иное, деидеологизированное понимание этого принципа, в соответствии с которым легитимизм становился по сути дела синонимом понятияевропейского равновесия.
***
Вот как сформулировал этот принцип один из отцов-основателей системы министр иностранных дел Франции Ш. Талейран в своем отчете об итогах Венского конгресса: "Начала легитимности власти должны быть освящены прежде всего в интересах народов, так как лишь одни легитимные правительства прочны, а остальные, опираясь только на силу, падают сами, как только лишаются этой поддержки, и ввергают таким образом народы в ряд революций, конец которых невозможно предвидеть... конгресс увенчает свои труды и заменит мимолетные союзы, плод преходящих потребностей и расчетов, постоянной системой совместных гарантий и общего равновесия... Восстановленный в Европе порядок был бы поставлен под защиту всех заинтересованных стран, которые могли бы... совместными усилиями задушить при самом их зародыше все попытки его нарушения" (Талейран Ш. Мемуары. Старый режим. Великая революция. Империя. Реставрация. - М.: Издательство Института международных отношений, 1959. - С. 324, 329).
***
Возникает, однако, вопрос: как все же понимать принцип легитимизма? Если понимать его как сохранение любой ценой, в том числе и ценой иностранной интервенции, старого режима, то легитимизму был брошен вызов еще в 20-е гг. XIX в., когда греки добились независимости и была сорвана интервенция в Южную Америку. Если же понимать его как принцип поддержания европейского равновесия, то ВСЕ без исключения великие европейские державы - и самодержавная Россия, и парламентская Англия, и республиканская (после 1871 г.) Франция - были легитимистскими державами; иными словами, они были готовы согласиться с изменением территориального статус-кво лишь в случае одобрения такого изменения со стороны других великих держав.
Таким образом, несмотря на радикальную смену классовой природыевропейского концерта на протяжении XIX в., modus operandi ведущих европейских держав оставался неизменным: смена старой феодальной элиты на новый капиталистической класс не привела к радикальному слому сложившейся системы международных отношений, и во главе европейского концерта оставались те же великие державы (Англия, Франция, Германия, Австрия и Россия), что и в начале. Выяснилось, что революционная национальная буржуазия ничуть не меньше заинтересована в стабильности на международной арене, чем легитимные монархи и феодальная аристократия.
^ 3. Раздел мира в соответствии с решениями Венского конгресса
Каковы же были конкретно-политические последствия Венского конгресса?
Во-первых,был создан (по акту 8 июня 1815 г.) Германский союз . Этот союз не был государством, он был лишь союзом германских государств. Члены союза пользовались одинаковыми правами, вне зависимости от размеров государства-члена (и тут Пруссия пользовалась теми же правами, что и какой-нибудь вольный город). Требовалось единогласие при решении следующих вопросов: 1) основные законы Германского союза; 2) изменение основных учреждений Германского союза; 3) правовые вопросы; 4) религиозные вопросы. Неудивительно, что при таких порядках Союзный сейм во Франкфурте - основной орган Германского союза - скоро стал посмешищем всей Европы. Правда, члены Союза должны были защищать целостность всей Германии и не заключать сепаратных договоров. Но все члены Союза сохраняли полную свободу в военных и внешних делах; они не должны были лишь заключать союзы, направленные против Германского союза или отдельных государств-членов (совершенно пустая оговорка!). Войны между германскими государствами были воспрещены, однако никакой верховной судебной власти в Союзе создано не было. Впрочем, никакого единого правового поля также не было создано.
Во-вторых,в результате Венского конгресса были приняты следующие территориальные решения: