Современная система местного самоуправления Германии

В настоящее время ФРГ - это федеративное государство с формой правления - парламентская республика. Для нее характерна большая степень децентрализации власти, что явилось следствием, с одной стороны, исторических традиций, а с другой, стремления противников Германии во II мировой войне не допустить возрождения мощного централизованного государства. Земли самостоятельно ведут свою внутреннюю политику с учетом местных интересов.

Для улучшения управления земли разделены, кроме Шлезвиг-Гольдштинии, Саара и городов Бремена, Гамбурга и Берлина, на округа, каждый из которых возглавляется правительственным президентом, обладающим значительными полномочиями в сфере планирования и координации. Через них министры правительств земель осуществляют сотрудничество с руководством районов и городов в ранге районов.

В ФРГ нет федерального закона о местных органах власти, тем не менее, Основной закон страны признает фундаментальный принцип создания на демократической основе местных общин, в чьи функции входит рассмотрение вопросов местного значения. Местные правительства создаются в соответствии с весьма разнообразными по своему содержанию Конституциями земель. Главной задачей местных властей является осуществление законов земель, которые во многом основываются на «структурных» федеральных законах.[5]

В период с 1965 по 1977 г.г. местные органы власти стали предметом значительных административно-территориальных преобразований, в результате которых небольшие, слабонаселенные, не имеющие достаточных средств единицы были объединены или включены в большие, сильные в финансовом отношении, способные обеспечить разнообразные услуги для растущего населения страны. При этом многие общины, особенно на юге страны, сумели получить право на сохранение своих местных особенностей. В результате объединения многие малые округа их общая численность снизилась наполовину.

Административные районы в землях сократились на 25%. Кроме того, были созданы региональные управления (ассоциации) органов местной власти с целью повышения эффективности планирования и усиления координации деятельности в 14 зонах крупных городов.

Другой отличительной особенностью этих преобразований было стремление к децентрализации власти:

ü предоставление местным сообществам самостоятельности в таких вопросах правотворчество (принятие уставов и положений, а также постановлений по вопросам безопасности граждан);

ü кадровой политики (определение структуры и подбор штатов местных органов власти);

ü управления (принятие в рамках собственной компетенции самостоятельных решений и их исполнение);

ü финансовой сфере (взимание в соответствии с законом налогов и сборов для осуществления соответствующих полномочий);

ü планирования (составление перспективных планов градостроительства, использование территории общин в тех или иных целях).

Кроме того, общины должны обязательно привлекаться к планированию различных мероприятий, проводимых другими учреждениями или органами власти, если эти мероприятия затрагивают ее интересы. В случае нарушения ее прав, община может выступить против осуществления такого рода проектов.

Заключение.

Модель местного самоуправления Германии, как и модель ее политического устройства в целом, считается одной из самых эффективных в мире. Местное самоуправление Германии является одним из базовых элементов общества и государства и успешно справляется с возлагаемыми на него задачами.

Знание богатого опыта, накопленного Германией, близкой нашей стране не только по форме государственного устройства (федерация), но и по сложившейся в ней правовой системе, способно в немалой степени помочь России в выработке собственной концепции демократического устройства местной власти в условиях федерализма.

Нельзя сказать, что коммунальная система Германии является совершенной моделью, но, несомненно, эффективные моменты организации и функционирования органов местного самоуправления, которые складывались в Германии на протяжении длительного времени необходимо усваивать и пытаться применять в практике местного самоуправления в Российской Федерации, но с учетом местных условий.

Список литературы

1.Игнатюк, Н.А. Муниципальное право: учебник для вузов / Н.А. Игнатюк, А.А. Замотаев, А.В. Павлушкин. - М.: Юстицинформ, 2005. 215 с.

2. Маркварт, Э. Местное самоуправление и местная власть в Германии / Э. Маркварт // Чиновник. - 2004. - № 5 (33).

3. Негуляева, Т.М. Формирование городского патрициата в средние века / Т.М. Негуляева // Средневековый город. - 1978. – С. 81-110.

4. Омельченко, О.А. Развитие самоуправления в Германии в XIX в. / О.А. Омельченко. – М.: Наука, 1995. – 223 с.

5. Хрусталев, А.А. Организационно-правовые и финансовые аспекты местного самоуправления в Федеративной Республике Германия // - Режим доступа: http://www.legislature.ru

[1] Негуляева, Т.М. Формирование городского патрициата в средние века / Т.М. Негуляева // Средневековый город. - 1978. – С. 81-110.

[2] Маркварт, Э. Местное самоуправление и местная власть в Германии / Э. Маркварт // Чиновник. - 2004. - № 5 (33).

[3] Омельченко, О.А. Развитие самоуправления в Германии в XIX в. / О.А. Омельченко. – М.: Наука, 1995. – 223 с.

[4] Омельченко, О.А. Развитие самоуправления в Германии в XIX в. / О.А. Омельченко. – М.: Наука, 1995. – 223 с.

[5] Игнатюк, Н.А. Муниципальное право: учебник для вузов / Н.А. Игнатюк, А.А. Замотаев, А.В. Павлушкин. - М.: Юстицинформ, 2005. 215 с.

Наши рекомендации