Международный политический консалтинг
Рик Риддер, Лютер Саймонс
Политические консультанты, работающие за пределами Соединенных Штатов, известны очень давно, но американский стиль консультирования стал доминировать в мире только в 1990-е гг.[5] Все больше политических партий и кандидатов в разных странах стремятся получить профессиональные советы от международных консультантов на всех этапах избирательной кампании: в ходе социологических исследований, осуществления коммуникации, в электоральном менеджменте.
Американские консультанты и их методы пользуются переменным успехом на международной арене. Некоторые клиенты отдают предпочтение американским стратегиям и охотно приглашают в свои кампании выдающихся консультантов, родившихся и получивших образование в США. Наиболее приметной в этом отношении — из недавних больших выборов — была президентская кампания Бориса Ельцина в России в 1996 г., когда американские консультанты играли главную роль на всех основных этапах кампании. Вместе с тем, некоторые партии и кандидаты избегали консультантов из США, опасаясь, что открытое ассоциирование с «янки» повредит их электоральной популярности. В целом, американское политическое консультирование функционирует в пространстве между этими крайностями. Консультанты из США обычно приглашаются для выполнения разнообразных политических услуг и часто действуют, не привлекая к себе внимания. В результате использование американских технологий в зарубежных избирательных кампаниях стало возрастать.
Представление о международном консультировании как о зарубежных вояжах американских консультантов и экспорте американских политических методов уже не отвечает сегодняшнему дню. Хотя американские консультанты могут работать в большем числе стран, чем их зарубежные коллеги, многие консультанты — не американцы тоже имеют внушительные списки иностранных клиентов. Это особенно характерно для Европы, где консультанты обычно действуют сразу в нескольких странах, а также для Латинской Америки, где процветают сообщества консультантов.
Каким бы ни было их происхождение или источник первоначального опыта, пересекающие границы и работающие на международном уровне консультанты (имеются в виду те, кто участвовал в крупных кампаниях не в одной стране, выполняя там стратегические функции) сталкиваются с серьезными трудностями, преодолеть которые можно, проводя исследования, старательно и усердно работая, устанавливая местные контакты и внимательно относясь к национальным политическим, социальным и культурным правилам и обычаям.
Разнообразие политических систем
Очень немногие страны мира имеют избирательную систему, сходную с двухпартийной федерально-республиканской системой, существующей в США. Очень сильно различаются между собой демократии с президентской и парламентской формами правления. Внутри каждой из этих больших категорий существуют многочисленные межстрановые различия. Например, парламентские системы Великобритании и Италии мало походят друг на друга. Кроме того существует огромная разница в способах определения победителя выборов в разных странах. Некоторые придерживаются системы «победитель получает все», в соответствии с которой победителем становится кандидат, получивший наибольшее число голосов в данной избирательной гонке. Другие системы используют пропорциональное представительство, распределяющее места между партиями на основании общих результатов, полученных на данных выборах.
Для консультантов, обслуживающих клиентов в более чем одной стране, творчество и гибкость являются исключительно важными профессиональными навыками. Адаптация технологий, с тем чтобы они соответствовали разнообразию электоральных моделей, исключительно важна для международного консалтинга. Успех приходит, если консультант способен давать советы с учетом специфических ограничений, налагаемых на кандидатов или партии системой, в которой они действуют.
Различающиеся политические культуры
Существуют также значительные особенности в политической культуре разных стран. Во многих из них период избирательной кампании непродолжителен, выборы происходят спустя две-три недели с момента их объявления. Другие страны не придерживаются особого графика проведения выборов, они могут объявляться парламентом или премьер-министром. Эти системы контрастируют с американской моделью, где кампании разворачиваются полномасштабно в течение года или более, а их бюджеты составляют сотни тысяч или миллионы долларов. Ясно, что стратегическое планирование и консультирование для зарубежных клиентов должно быть организовано так, чтобы соответствовать временным и иным ограничениям избирательной системы, в рамках которой клиенты находятся.
Консультанты, действующие в разных странах, также должны преодолевать препятствия, связанные с разнообразными стратегиями финансирования кампаний, используемыми в различных частях света.
Одной крайностью является финансирование выборов правительством, как это принято во многих странах Европы, другой — атмосфера собачьей грызни, которая пронизывает сбор средств на американские избирательные кампании. Консультанты, работающие в странах, где кандидаты или партии сами финансируют свои кампании, должны понимать, что им придется очень много времени уделять сбору денег.
Консультанты, действующие за пределами США, должны также учитывать чрезвычайное многообразие культурных и политических норм и обычаев. Консалтинговые услуги должны предоставляться таким образом, чтобы отвечать культурным запросам клиента, определяемым социальными и политическими особенностям данной страны. Поведение, приемлемое для кандидата в западноевропейской стране, может быть совершенно не подходящим для кандидата, баллотирующегося в Южной Америке, и наоборот. Например, в Великобритании кандидаты во время кампании носят одежду цвета своей партии. Подобные украшения в других странах, например в США, были бы восприняты как глупое или чрезмерное проявление партийной преданности.
Следует добавить, что консультантам необходимо структурировать свою работу так, чтобы советы, предлагаемые клиентам, точно соответствовали особым социальным условиям политической многопартийности, при которой соперник вашего клиента может принадлежать к той же правительственной коалиции, что и сам клиент. Если, например, консультант обслуживает кандидата от левоцентристской партии, выступающей в коалиции с партией зеленых, то ему часто бывает социально или политически нецелесообразно критиковать кандидата зеленых, даже если он (она) является главным соперником на данных выборах.