Методические рекомендации. Приступая к изучению темы, студенты должны помнить, что во второй половине XIX веке в русской культуре происходят важные изменения

Приступая к изучению темы, студенты должны помнить, что во второй половине XIX веке в русской культуре происходят важные изменения. Это во многом было связано с теми крупными историческими событиями, которые происходили в России. Важнейшим фактором, оказавшим огромное влияние на развитие всех сторон жизни общества, явилась отмена крепостного права и последовавшие за ней буржуазные реформы. Благодаря этим преобразованиям в России быстрыми темпами развивался капитализм, который изменял весь старый хозяйственный строй страны, приводил к изменению социального и духовного облика населения, его быта, нравов, к росту культурных потребностей.

Развитие просвещения необходимо рассматривать на примере преобразовательной политики министра народного просвещения А.В. Головнина. Подъем науки и техники также был связан с реформами в сфере образования. Необходимо рассмотреть научную деятельность Российской Академии наук, университетской профессуры, многочисленных научных и научно-технических обществ, возникших в России во второй половине XIX в.

Следствием реформ образования стал также заметный рост библиотек и музеев, органов периодической печать и книгоиздательства.

Развитие русской литературы во второй половине XIX в. обуславливалось кризисом взаимоотношений власти и общества после Крымской войны, поэтому на центральное место в ней выдвигались идеи общественного служения, гражданственности, обличения существующей действительности. Рассматривая в общих чертах творчество Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого и др., студентам необходимо попытаться сформулировать главную линию развития русской литературы в рассматриваемое время и степень ее влияния на духовное развитие общества.

Вопрос о развитии русского искусства необходимо рассмотреть, обращая внимание на те новые социальные процессы, которые происходили в стране. В частности, на появление разночинной интеллигенции, благодаря которой изменилось отношение деятелей культуры к месту и роли в обществе.

Во второй половине XIX столетия в России окончательно сформировалась национальная художественная школа, достижения которой охватили не отдельные виды искусства, но именно художественную культуру как целое, объемлющее и различные виды искусства, и всю систему их взаимодействия, и взаимосвязь искусства с обществом.

Рассматривая вопрос о развитии архитектуры, следует отметить, в результате бурного развития капиталистических отношений после отмены крепостного права росло число городов, прежде всего крупных центров.

Рождались новые приемы застройки, использовались новые строительные материалы.

Главным художественным направлением в архитектуре этого времени была эклектика. Среди русских архитекторов пореформенной эпохи было немало выдающихся мастеров. Студенты должны познакомиться с творчеством А. Е. РезановА, А. М. Горностаева, В.О. Шервуда и др.

Вопрос о развитии русской живописи требует знаний о том, что ведущим центром подготовки профессиональных архитекторов, скульпторов, художников по-прежнему оставалась Академия художеств России. Не стоит отрицать, что в Академии осуществлялась подготовка специалистов европейского уровня. Однако ограничение свободы творчества академическими догмами вызывала недовольство той части ее учеников, которая разделяла демократические убеждения. Неудовлетворенность академической системой преподавания у части учеников Академии художеств в 60-х гг. XIX в. привела к первому организованному выступлению против академических порядков. В истории русской культуры это событие известно как «Бунт четырнадцати». Студентам необходимо понять причины протеста молодых художников, изучить материалы о деятельности созданной ими в 1863г. «Первой Санкт-Петербургской артели свободных художников».

Особенно важно проанализировать причины создания, состав участников, идейные установки Товарищества передвижных художественных выставок.

Рассматривая творчество мастеров изобразительного искусства, следует выделить основные направления в развитии живописи: бытовой жанр, историческая живопись, портретная и пейзажная живопись

Студентам следует изучить биографии таких известных живописцев второй половины XIX., как В.Г. Перов, И.Е. Репин, В.И. Суриков, А.К.Саврасов, И.И. Шишкин и др.

Развитие скульптуры в изучаемый период было связано с творчеством ваятелей академического направления – М.О. Микешина и А.М. Опекушина. Реалистическое направление в скульптуре выразилось в творчестве М.М. Антокольского.

Демократизация художественной жизни страны, происходившая в начале 1860-х годов, привела к качественным, радикальным сдвигам во всем укладе музыкальной жизни. Это подтверждается развитием музыкальной критики и теоретической мысли о музыке; организацией в 1860 г. Русского музыкального общества (РМО). Его целью было «развитие музыкального образования и вкуса к музыке в России и поощрение отечественных талантов». В 1862г.- в Петербурге, а в 1866 г. – в Москве по инициативе знаменитых пианистов и дирижеров братьев А. Г. и Н. Г. Рубинштен были открыты консерватории. Впервые профессия музыканта приобретала юридический статут; звание «свободного художника», присваивавшееся по окончании курса, означало определенное гражданское состояние.

Продолжателем творческой традиции М. И. Глинки был П. И. Чайковский, с именем которого связано развитие русской музыкальной культуры изучаемой эпохи. Реалистические традиции М. И. Глинки получили дальнейшее развитие в творчестве участников кружка композиторов реалистического направления - «Могучая кучка», в состав которой входили М. А. Балакирев, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков, А. П. Бородин и Ц. А. Кюи. Студентам следует изучить их биографии, знать основные музыкальные произведения. Театральная жизнь в 1860-1890-х годах была представлена оперными театрами – Большим и Мариинским, а также драматическими театрами. Ведущую роль играли Малый и Александринский театры. Студенты должны изучить драматургию, особенности режиссуры, систему театрального образования; познакомиться с историей создания столичных театров, а также творчеством работавших в них ведущих артистов (М. С. Щепкин, П. М. Садовский, П. А. Стрепетова, Г. Н. Федотова, М. Н. Ермолова – в Малом театре; В. В. Самойлов, П. В. Васильев, К. А. Варламов, М. Г. Савина - в Александринском театре.

Важно отметить, что после упразднения в 1882 г. монополии Императорских театров, началось создание театров в русской провинции. Студенты должны подготовить выступления о театрах Дона.

Темы рефератов:

1. Новые тенденции в российской культуре в пореформенное время.

2. «Передвижники» и их общественное значение.

3. Провинциальный театр во второй половине XIX века (на примере развития театров Ростова-на-Дону, Таганрога, Новочеркасска).

Источники и литература:

1. Боткина А. П. М. Третьяков в жизни и искусстве. М., 1960.

2. Минченков Я.Д. Воспоминания о передвижниках. Л., 1961.

3. Тенишева М. К. Впечатления моей жизни. Л., 1991.

ХХХ

1.Алленов М.М. и др. Русское искусство X - начала XX: Архитектура. Скульптура. Живопись. Графика. М., 1989.

2.Аронов А.А. Мировая художественная культура: Россия: конец XIX - XX век. Учеб.пособие. М., 1999.

3.Гордеева Е. М. Композиторы «Могучей кучки». М., 1986.

4.Зезина М.Р. Кошман Л.В., Шульгин В.С. Культура России в IX-XX вв. - М., 1996.

5.Кондаков И. В. Культура России. М., 1999.

6.Кулешов В.И. История русской литературы XIX века. М., 1997.

7.Культура и искусство России XIX в. М., 1985.

8.Лейкина-Свирская В.Р. Интеллигенция в России во второй половине XIX века. М., 1971.

9.Лисовский В. Г. Академия художеств. Л., 1988.

10.Лихачев Д. С. Русское искусство от древности до авангарда. М., 1993.

11.Никитин В.С. Чайковский: старое и новое. - М., 1990.

12.Организация науки в пореформенной России. Л., 1987.

13.Очерки русской культуры второй половины XIX в. \ под редакцией Н.М. Волынкина. М.,1982.

14.Петровская И.Ф. Театр и зритель российских столиц. 1875-1917. - Л. 1990.

15.Петровская И.Ф. Театр и зритель в провинциальной России. Вторая половина XIX века. - М., 1979.

16.Плотников В.И. Фольклор и русское изобразительное искусство второй половины XIX в. Л., 1987.

17.Познанский В.В. Очерки истории русской культуры второй половины XIX в. М., 1976.

18.Познанский В.В. Очерки истории русской культуры второй половины XIX в. М., 1976.

19.Русская художественная культура второй половины XIX века. М., 1991.

20.Рябцев Ю. С. История русской культуры: Художественная жизнь и быт XVIII-XIX вв. М., 1997.

21.Сарабьянов Д.В. История русского искусства второй половины XIX века: курс лекций. М., 1989.

22.Соболева Е.В. Борьба за реорганизацию Петербургской Академии наук в середине XIX века. Л., 1971.

23.Соболева Е.В. Организация науки в пореформенной России. Л., 1983.

24.Стернин Г.Ю. Русская художественная культура второй половины XIX - начала XX в. М., 1995.Щетинина Г.И. Идейная жизнь русской интеллигенции. Конец XIX - начало XX в. М., 1995.

25.Щетинина, Г. И. Идейная жизнь русской интеллигенции. Конец XIX-начало XX в. М., 1995.

26.Эймонтова, Р. Г. Русские университеты на грани двух эпох: От России крепостной к России капиталистической. М., 1985.

27.Яковкина Н. И. История русской культуры: XIX век. СПб., 2000.

Тесты

к теме: «Русская культура во второй половине ХIХ века».

Наши рекомендации