Глава 2. Музыкально-теоретический анализ
Произведение написано в трехчастной форме, преобладает преимущественно плотная гомофонно- гармоническая фактура.
Темп-Adagio(Медленно), динамика- pp создают характер торжественного, сосредоточенного внимания.
I часть - торжественный хорал. Настроение передано с помощью комплекса средств: статичное хоральное изложение и нечастые динамические контрасты. (1- 6 такты) первое мелодическое проведение.(1 – 28 такты ) торжественная преамбула. Хоральное изложение не изменяется на протяжении всей части, что еще более подчеркивает общий приподнятый эмоциональный настрой.
Мелодическая горизонталь скудная, ограничена статичной декламационностью и активным, решительным квартовым скачком. Эти первые 5 тактов являются мелодическим зерном I части. Постепенно из него прорастает яркий, эмоционально - наполненный эпизод.
II часть - piu mosso(чуть подвижнее),(29 - 46 такты) – лиризация музыкального материала , за счет усложнения мелодической линии. По сравнению с I частью, в большей степени присутствуют восходящие ходы и терпкие задержания; ритмический рисунок гибко следует за развитием стихотворной фразы.
36 – 43 такты – пример незаурядного строения. В этом эпизоде присутствует структурное суммирование, которое является смысловой объединяющей нескольких элементов музыкальной формы.
44 – 46 такты – Еще более подчеркивается главная мысль всего эпизода
(«..и просвещенный наш народ сберется под святое знамя..»).
III часть - Allegro, energetic ( cкоро, энергично ) – завершающий, формообразующий эпизод. Соединяет в себе черты высокой патетической гимничности и маршеобразного движения.
Структурное определение
Трехчастная безрепризная форма. Выстроена по принципу возрастающей контрастности.
С точки зрения образно – жанровых слоев - это классическое построение с динамической репризой. Таким образом, можно утверждать , что I часть видоизменено присутствует в III части. Однако это уже не сосредоточенное затаенное настроение , III часть – это жизнеутверждающий финал, посвящение миру и свободе, гимн счастливых освобожденных народов.
I часть - состоит из 4 предложений (каждое по 5 тактов) с дополнением ( 7 тактов ). Схема( a+a+a+a+b ).
II часть - состоит из двух контрастных эпизодов с дополнением: 1 эпизод - 7 тактов, 2 эпизод – 7 тактов, дополнение – 3 такта. Присутствует структурное суммирование. Схема ( а+b+b1 ).
В разделе « а » II части сильны песенные мотивы, характер более оживленный ( по сравнению с I частью). Происходит лиризация образного материала.
В разделе « b » намечается эмоциональный « накал », нарастает экспрессия. За счет использования большого количества средств музыкальной выразительности, усиливается неустойчивость, неуспокоенность.
III часть – Схема ( a+a1+b+b1+c ). Раздел «с» написан в ритмическом укрупнении. Его можно рассматривать как вторгшееся мелодико-контрастирующее построение, которое завершает всю III часть и произведение вцелом.
Общая структура частей произведения :
А ( I часть )+ В( II часть ) + С( III часть )
Вцелом , можно сказать , что трехчастная безрепризная форма создает ощущение завершенности, драматической уравновешенности всех частей произведения, а кульминация является логическим завершением развертывания музыкального материала.
Тональный план :
+ |
+ |
I ч. |
II ч. |
III ч. |
1 – 28 т |
29- 46т |
46 -67т |
c moll |
c-Es-c-B -g |
g-Es |
Жанровые истоки :
Можно сказать, что в своем произведении Мурадели обращался не к одному, а сразу к нескольким жанровым источникам. Из этого следует, что партитура приобрела более глубокие образные связи, а также интересные стилистические соотношения.
I часть:
Строгая возвышенная хоральнось соседствует с песенностью II части, а также с яркой, героической III частью, в которой черты гимничности соседствуют с маршеобразной ясностью.
II часть:
Нарастание мелодического материала посредством постепенного включения хоровых парий. (А+Т) , (А+Т+В) и, наконец (С+А+Т+В).
Подготовка частной кульминации II части и, с ее помощью, подход к главной кульминационной вершине всего произведения (55 – 62 такты).
37 – 43 такты – кульминация второго раздела. Активное взаимодействие мелодических и гармонических линий развития. «Вершина» тонального плана произведения. Обогащение музыкального материала яркими мелодическими ходами, выразительными интервальными скачками.
43 такт – возрастает экспрессия; за счет использования хроматики в диатонических построениях увеличивается колористическая сторона гармонирующих созвучий.
III часть:
Структурные составляющие:
1) Маршеобразные компоненты ( равносочетающиеся пунктирный и триольный ритмы, остинатные ритмические конструкции)
2) Гимнические компоненты ( divisi во всех партиях , хоровые tutti, диалогический способ изложения)