Лекционные и семинарские занятия

А. В. Петров

М.К. Горбатова

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА

И ПРАВА

Методические рекомендации для студентов заочников

Нижний Новгород

2 0 0 6

Печатается по решению кафедры теории государства и права и учебно-методического совета юридического факультета Нижегородского государственного университета

Рецензент кандидат юридических наук, доцент А.И. Горылев

Петров А.В., Горбатова М.К.

Тео­рия го­су­дар­ст­ва и пра­ва: ме­то­ди­че­ские ре­ко­мен­да­ции для студентов заочников. - Ниж­ний Нов­го­род, Нижегородский государственный университет, 2006.

Ре­ко­мен­да­ции включают в себя общие методические указания к изучению курса теории государства и права, тематику лекций, пла­ны се­ми­нар­ских за­ня­тий, за­да­ния для кур­со­вых ра­бот и примерные вопросы к экзаменам.

Они со­став­ле­ны в со­от­вет­ст­вии с государственными стандартами и университетской про­грам­мой по тео­рии го­су­дар­ст­ва и пра­ва. Рекомендации сори­ен­ти­ро­ва­ны на со­вре­мен­ные под­хо­ды в изу­че­нии пред­ме­та, действующее законодательство, но­вую учебную, научную ли­те­ра­ту­ру и учитывают особенности заочной формы обучения.

ã А.В. Пет­ров, М.К. Горбатова, 2006

Ó Ни­же­го­род­ский го­су­дар­ст­вен­ный университет, 2006

С О Д Е Р Ж А Н И Е

1. Пред­мет кур­са и ме­то­ди­ка его изу­че­ния...................... 4

2. Ис­точ­ни­ки изу­че­ния кур­са............................................ 8

3. Лек­ци­он­ные и се­ми­нар­ские за­ня­тия............................ 11

4. Кур­со­вые и контрольные ра­бо­ты....................................... 17

5. Кур­со­вые эк­за­ме­ны........................................................ 39

Приложения....................................................................... 46

1. Пред­мет кур­са и ме­то­ди­ка его изу­че­ния

Тео­рия го­су­дар­ст­ва и пра­ва - пер­вая дис­ци­п­ли­на, с ко­то­рой сту­ден­ты российских юридических вузов традиционно на­чи­на­ют изу­че­ние курса правоведения. Этот курс включает в себя все профессиональные дисциплины, необходимые для получения в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего юридического образования.

Современное правоведение является частью обществоведения (системы наук об обществе) и представляет собой целостный комплекс различных юридических наук. В его составе вы­де­ля­ют­ся две ос­нов­ные группы: от­рас­ле­вые юри­ди­че­ские нау­ки и науки ис­то­ри­ко-тео­ре­ти­че­ские.

Все входящие в состав правоведения юридические науки имеют общий объект изучения. Таковым для правоведения, в отличие от иных общественных наук (экономической теории, политологии, социологии и др.), является го­су­дар­ст­венно-пра­во­вая система общества. Она изучается юридическими науками в различных аспектах.

От­расле­вые юри­ди­че­ские нау­ки, такие как конституционное право, гражданское право, административное право, уголовное право, судоустройство, прокурорский надзор и другие изу­ча­ют в государственно-правовой системе отдельные сферы правового регулирования общественных отношений или деятельность отдельных государственных институтов, непосредственно связанных с применением права.

В отличие от отраслевых юридических наук теория государства и права изучает государственно-правовую систему общества в целом, в единстве всех ее структурных компонентов. Предметом ее исследований являются необходимое содержание и формы государственно-правовой системы общества, закономерности ее развития и функционирования.

Эти сущностные (необходимые и закономерные) характеристики государственно-правовой системы общества составляют специфический предметнауки теории государства и права. Предмет теории государства и права отличает ее от других наук, входящих в состав правоведения.

Особенности предмета познания определяет положение теории государства и права в системе юридических наук как наукифундаментальной, на которой базируются знания всех иных юридических наук. Роль теории государства и права в системе правоведения заключается в том, что она:

вырабатывает систему основных правовых понятий, составляющих теоретическую базу для других юриди­ческих наук;

обеспечивает взаимосвязь всех юридических наук внутри правоведения;

образует переходное связующее звено между системой юридических наук, входящих в состав правоведения, и обществоведением в целом.

Предмет теории государства и права включает две основные части: теорию государства и теорию права. Изучение в рамках единого предмета таких различных социальных явлений, как государство и право обусловлено тем, что в реальной жизни они неразрывно связаны между собой:

для права государство является основным источником формирования;

для государства право служит основным средством властного управления обществом;

они взаимно гарантируют друг друга, государство – охраняя право от нарушений, право – закрепляя основные параметры государства.

Поэтому практическая деятельность профессионального юриста, работающего с правом, всегда непосредственно или опосредствовано связана с функционированием государственных структур.

В части, относящейся к теории государства, рассматриваются вопросы о природе государства как разновидности социальной власти и его роли в обществе, принципах организации и структуре государственного аппарата, задачах и функциях государства, разновидностях его форм, месте государства в политической системе общества и ряд других. Эмпирической базой для соответствующих научных понятий служат характеристики современных цивилизованных государств, достигших наиболее развитых политических форм.

Здесь также исследуются закономерности возникновения государства, его наиболее типичные состояния на предшествующих фазах исторического процесса. Это позволяет глубже понять особенности современной государственности, определить тенденции и пути ее дальнейшего развития.

Многие из явлений, сторон и свойств государственной власти рассматриваются в курсах различных общественных дисциплин, изучаемых на ступенях среднего общего и профессионального или высшего профессионального образования, они достаточно наглядно воплощены в действующих государственных структурах и политических процессах. Поэтому в методическом плане усвоение понятий теории государства обычно не вызывает особых затруднений.

Главное, на что здесь следует обратить внимание, это на связь теоретических положений с реально существующими в мире государственными системами, разнообразными по содержанию и форме, но имеющими общие существенные черты. Акцент следует сделать на понимании особенностей строения современного российского государства.

Другая основная часть работы по данному курсу состоит в овладении понятиями теории права. Студент должен разобраться с тем, что такое право и правовая система, какова их связь с государственной властью и роль в системе нормативного регулирования. Необходимо осмыслить процесс воздействия права на общественные отношения через механизм правового регулирования, включающий такие составные элементы, как нормы права и их источники (формы), юридические факты и правоотношения, реализацию и применение права, юридическую ответственность за правонарушения и другие.

Эти вопросы, как и в теории государства, рассматриваются на основе современного состояния наиболее развитых правовых систем, с учетом сформировавших их исторических процессов.

Правовой раздел курса теории государства и права труднее для усвоения и требует большего времени для подготовки. Трудности здесь связаны, прежде всего, с тем, что теория права анализирует те стороны явлений, которые, как правило, не даны непосредственно в эмпирическом материале или вообще не представлены в наглядной чувственной форме.

Например, содержание юридической нормы не лежит на поверхности, его можно обнаружить лишь путем логического вычленения элементов нормы в тексте нормативного акта. Правоотношение нельзя увидеть или услышать, оно реально существует только в виде осознаваемых субъектами взаимных прав и обязанностей.

Понятия теории права - это, в основном, абстракции высокого уровня обобщения, требующие для усвоения значительного напряжения мышления.

Следует также иметь в виду, что разнообразные правовые явления реально существуют в рамках единой системы. Поэтому каждое из них может быть понято лишь тогда, когда осознано их соотношение друг с другом, последовательная связь в процессе правового регулирования общественных отношений.

Например, представление о реализации права или применении права основано на понимании соотношения и взаимосвязи таких юридических явлений, как норма права, правовой статус субъектов права, юридический факт и правоотношение; или, например, содержание юридической ответственности раскрывается только в связи с элементами состава правонарушения и т. п.

Отмеченные трудности можно преодолеть, изучая курс теории права в рекомендуемой последовательности, двигаясь от простого уровня к более сложному. Помощь здесь окажет и прием усвоения абстрактных правовых понятий на основе использования конкретной юридической практики.

Так, анализируя механизм правового регулирования, следует посмотреть, как он действует при заключении и реализации договоров купли-продажи, найма жилого помещения, приеме на работу, назначении пенсии; вопросы теории правонарушения и юридической ответственности следует рассматривать на примерах конкретных составов административных проступков или уголовных преступлений.

Хороший результат дает возвращение при изучении нового материала к содержанию уже пройденных понятий. Это помогает осмыслить закономерные связи, существующие между отдельными правовыми явлениями.

Затруднения в процессе обучения может вызвать и то обстоятельство, что, как любая наука, теория государства и права, вырабатывая понятия, описывает их в специфических терминах, составляющих ее собственный научный язык. В большей части его содержание, особенно в теории права, не отражено в массовом сознании или отражено в неадекватном, измененном виде.

Так для неспециалистов мало что значат такие термины, как гипотеза, диспозиция и санкция. Тогда как в профессиональном юридическом мышлении они фиксируют названия узловых понятий, позволяющих установить логическую структуру правовой нормы, необходимую для ее правильного применения.

Или, например, закон в массовом сознании обычно ассоциируется со всеми актами центральных органов власти и управления. Для юриста - это нормативный акт высшей юридической силы, принимаемый только верховными представительными органами государственной власти или референдумом.

Следует, поэтому, внимательно выяснять содержание юридических понятий, обозначаемых теми или иными терминами, не доверяя обыденным, не профессиональным представлениям о тех или иных юридических явлениях.

Одной из особенностей юридической терминологии является то, что в ней до сих пор используется довольно много латинских слов и выражений. Например, такие, как casus (дело, юридически значимый факт), moratorium (срок, на который обязанная сторона имеет право отложить выполнение обязательства), persona non grata (нежелательное лицо), veto (я запрещаю) и др.

Это связано с тем, что многие классические юридические термины были разработаны еще в древнем римском праве. Правильно понять их значение студенту в процессе обучения помогут различного рода юридические словари, энциклопедии, справочники.

Изучение теории государства и права на первоначальном этапе получения юридического образования преследует несколько целей.

Это, во-первых, - приобретение целостного знания о государственно-правовой системе общества и приобщение к основам юридической культуры, без которой невозможна деятельность юриста в любой сфере общественной жизни и на любой должности.

Во-вторых, это формирование фундамента, базы профессионального юридического мышления в виде системы узловых понятий, которые постоянно востребуются в процессе практической деятельности.

Наконец, теория государства и права как учебная дисциплина является введением в изучение всех отраслевых юридических дисциплин, которые раскрывают частные правовые вопросы, опираясь на общетеоретические понятия. Адекватно освоить содержание отраслевых юридических дисциплин, можно только пройдя этап изучения теории государства и права.

Следует также иметь в виду, что теория государства и права выносится в качестве отдельной дисциплины на итоговую государственную аттестацию. Поэтому уже на начальном этапе обучения необходимо заложить как можно более основательный фундамент для эффективного освоения всего курса правоведения.

Источники изучения курса

В качестве учебной литературы необходимо использовать учебники или учебные пособия по курсу "Теория государства и права" для студентов высших юридических учебных заведений. Рекомендуется использовать литературу, изданную с 1993 года. Можно использовать учебную литературу, изданную в 1980-1990 годы, имея в виду, что она сориентирована на рассмотрение государственно-правовых явлений с точки зрения одной марксистской философской и социологической концепции, причем в ее достаточно догматизированном виде.

Более всего односторонность этого подхода отражалась на понимании сущности и социального назначения государства и права, процесса их исторического развития. Государство и право понимались как явления, возникшие в результате раскола общества на непримиримые антагонистические классы, а сами они рассматривались как орудия в руках экономически господствующих классов для подавления остальной части населения.

История обнаружила неадекватность такого прямолинейного подхода к государству и праву, их роли в жизни общества, показав, что современное цивилизованное государство и право выражает интересы всех основных социальных групп общества и действует ради достижения компромисса между ними, поддержания стабильности и охраны безопасности всего общества.

Важным элементом приобщения студента к научному теоретическому мышлению является систематическое обращение к монографической литературе по теории государства и права, особенно к трудам таких ученых, как С.С. Алексеев, В.К. Бабаев, А.М. Васильев, Д.А. Керимов, В.Н. Кудрявцев, Р.З. Лившиц, М.Н. Марченко, Р.О. Халфина и других, а также к публикациям по этому предмету в специальных юридических журналах "Государство и право" (ранее назывался "Советское государство и право"), "Правоведение", «Журнал российского права».

Специфика профессиональной деятельности юриста требует, чтобы с самого начала изучения курса юриспруденции студент начал осваивать методику анализа содержания конкретных нормативных актов: Конституции Российской Федерации, конституционных и иных федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации, Постановлений Правительства и других.

Периодическим официальным изданием для публикации нормативных актов федеральных органов государственной власти и управления Российской Федерации (Президента Российской Федерации, Федерального Собрания, Правительства) является "Собрание законодательства Российской Федерации". До 1994 года законы публиковались в "Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации", а указы Президента и постановления Правительства в “Собрании нормативных актов Президента и Правительства Российской Федерации".

Нормативные акты, имеющие широкое значение публикуются в официальном источнике - "Российской газете". Они также могут публиковаться в виде отдельных официальных изданий.

Для изучения курса в целом рекомендуется следующая учебная и справочная литература:

Алексеев, С.С. Общая теория права. Курс в двух томах. – М., 1981, 1982;

Алексеев, С.С. Теория права. – М., 1994;

Байтин, М.И. Теория государства и права: Курс лекций. – М., 2004;

Венгеров, А.Б. Теория государства и права. – М., 2004;

Карташов, В.Н. Теория государства и права: начальный курс.– Кострома, 2002;

Кожевников, С.Н. Теория государства: курс лекций. – Н. Новгород, 2003;

Лазарев, В.В. Теория права и государства. – М., 2002;

Латинская юридическая фразеология. – М., 1979;

Лившиц, Р.З. Теория права. – М., 2001;

Марченко, М.Н. Проблемы теории государства и права. – М., 2005;

Нерсесянц, В.С. Общая теория права и государства. - М., 1999;

Лазарев, В.В. Теория права и государства. – М., 2001;

Общая теория государства и права. Академический курс в двух томах / Отв. ред. М.Н. Марченко. – М., 1998;

Общая теория права / под ред. А.С. Пиголкина. - М., 2003;

Оксамытный, В.В. Теория государства и права. – М., 2004;

Петров, А.В. Теория государства и права: введение в курс. – Нижний Новгород, 2000;

Петров, А.В. Теория государства и права: основные понятия. - Нижний Новгород, 1996;

Петров, А.В. Теория государства и права: тезисы лекций. - Нижний Новгород, 1997;

Спиридонов, Л.И. Теория государства и права. – М., 2001;

Сырых, В.М. Теория государства и права. – М., 2004;

Теория государства и права / Под редакцией В.К. Бабаева. – М., 2005;

Теория государства и права. Курс лекций / под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. - М., 2001;

Теория государства и права / под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. – М, 2005;

Хропанюк, В.Н. Теория государства и права. – М., 2003;

Черданцев, А.Ф. Теория государства и права. - М., 2003;

Юридический энциклопедический словарь. - М., 2003.

Следует иметь в виду, что некоторые из перечисленных учебников и учебных пособий сориентированы только на одну часть предмета теории государства и права - теорию права. Они должны быть дополнены при изучении курса материалом других пособий.

Лекционные и семинарские занятия

Объем изучаемого курса определяется содержанием государственного образовательного стандарта и университетской программой по теории государства и права.

Наиболее фундаментальные вопросы, необходимые для правильной ориентации во всем курсе теории государства и права, рассматриваются на лекционных занятиях, которые проводятся по расписанию на установочном сборе.

Студенту рекомендуется вести конспект лекций и затем использовать его в процессе самостоятельной работы над курсом, сопоставляя с материалом учебников и учебных пособий и дополняя конспект ответами на вопросы, не рассмотренные на лекционных занятиях.

Учитывая, что понятия теории государства и права составляют опорные элементы для изучения всех остальных правовых дисциплин, целесообразно сохранить и использовать наработанный материал при освоении отраслевых юридических наук, а также для подготовки к государственному экзамену по теории государства и права.

В лекционном курсе предполагается рассмотреть следующие темы:

1. Теория государства и права как наука: ее предмет,

структура и методика изучения …………… 2 часа

2. Основные понятия теории государства …… 2 часа

3. Право и его источники .................................. 4 часа

4. Система права ………………………………. 4 часа

____________________________________________________

ИТОГО: 12 часов

В соответствии с учебным планом ряд узловых вопросов курса выносится на семинарские занятия. Они проводятся на втором, экзаменационном сборе студентов в течение первого семестра.

Подготовку к семинарским занятиям рекомендуется начать с изучения содержания соответствующего раздела учебника или учебного пособия. Следует зафиксировать для себя основные понятия темы и на этой основе проработать материал рекомендованных к семинарскому занятию статей и монографических работ, проанализировать тексты нормативных актов.

По итогам работы над источниками к каждому отдельному вопросу плана семинарских занятий рекомендуется составить краткий конспект или тезисы ответа, а также выполнить в письменном виде практические задания.

Следует иметь в виду, что на семинарских занятиях не принято пользоваться учебниками.

Семинар представляет собой коллективное обсуждение студентами под контролем преподавателя предусмотренных темой вопросов. Участие студента в обсуждении каждой темы семинарского занятия является обязательным элементом учебного процесса. Оно может выражаться в:

выступлении на семинаре с докладом или сообщением по отдельному вопросу темы,

дополнении или уточнении высказанных другими студентами положений,

приведении альтернативных точек зрения по рассматриваемому вопросу,

анализе нормативных актов и казусов, политической и правовой практики и т. п.

Одной из форм проведения семинарского занятия может быть выполнение контрольного письменного задания с последующим анализом и обсуждением итогов.

Студенты, не участвовавшие в семинарском занятии с группой или не подготовившиеся к нему, должны индивидуально отчитаться по соответствующей теме преподавателю в установленные дни.

Прохождение всех тем семинарских занятий с положительной их оценкой является одним из обязательных условий допуска студента к экзамену.

Темы семинарских занятий

Наши рекомендации