Индивидуальное, групповое и массовое политическое сознание
В политической психологии используют такие методы исследований:
*наблюдение,
*социологические опросы,
*тестирование,
*моделирование политических ситуаций,
*психосемантичний анализ,
*экспертная оценка,
*создание психологических портретов,
*анализ биографий политических деятелей и др.
Большинство перечисленных исследовательских приемов политическая психология позаимствовала из социального, клинического, когнитивного и других направлений психологии.
Рассмотрим особенности наиболее распространенных методов исследований.
Наблюдение — один из основных эмпирических методов психологических исследований. В политической психологии— это специальное, систематическое и целенаправленное наблюдение за политическим поведением, действиями, процессами с целью выяснения их смысла, содержания, цели и направленности.
Социологические опросы — это метод, который часто используют для собирания первичной вербальной информации о явлениях индивидуального и общественного сознания, объективные факты и процессы. Этот метод широко используют также в социологических, психологических, экономических, демографических, политологических, педагогических и других исследованиях. Поскольку в политических процессах часто задействовано много личностей, то благодаря этому методу удается
*определять психолого-политические состояния,
*ориентации,
*прогнозировать поведение значительного количества людей,
*отдельных социальных, демографических групп, классов и т.п.
В политической психологии большое значение имеют многоразовые социологические опросы (панельные), с помощью которых можно проследить динамику политических явлений и процессов. Для оперативного изучения общественной мысли применяют так называемые зондажные опросы (опросы-молнии, опросы-голосования). Наиболее распространенные анкетные социологические опросы: почтовые, печатания анкет в средствах массовой информации, телетайпные. Технологию опросов политическая психология позаимствовала в социологии.
Тестирование — метод психологической диагностики с помощью заранее заготовленных стандартизированных вопросов и заданий (тестов).
В политической психологии благодаря тестированию можно обнаружить:
*отличия в политических взглядах отдельных политиков, между разными явлениями,
*определить уровень политической культуры, грамотности человека,
*наличие у него определенных привычек, знаний, личностных характеристик.
Моделирование политических ситуаций — исследование политико-психологических процессов и состояний с помощью их реальных (физических) или идеальных (прежде всего математических) моделей. Под моделью здесь понимают систему объектов и знаков, которые воссоздают отдельные важные свойства системы-оригинала. Таким образом, можно смоделировать прогнозируемый митинг, дискуссию, партийные сборы, избирательную кампанию и т.п.
Психосемантический анализ. Основывается на психосемантике — области психологии, которая изучает генезис, строение и функционирование индивидуальной системы значений в индивидуальном сознании (образы, символы, символические действия).
Как правило, чем более сложное политическое действие, процесс, явление, тем больше методов их исследования (в объединении) использует политическая психология.
Дополнительный материал к методам политико-психологических исследований в политической психологии.
В современной политической психологии царят методологическая терпимость и плюрализм. В конкретных исследованиях в равной степени представлены:
*психологические тесты и
*социологические опросы,
*метод экспертной оценки и
*психолингвистический анализ.
Почему? Это связано как с отсутствием общепризнанных теоретических схем, так и с междисциплинарным характером исследований, в которых приходится соединять подходы нескольких дисциплин к сложному и многоуровневому объекту — поведению человека в политике.
Объект конкретного исследования диктует методы, адекватные его изучению.
Так, различные феномены массового политического поведения требуют таких методов, как:
*анализстатистических данных,
*проведение массовыхопросов с последующей математической обработкой больших массивов данных,
*проведенияфокусированных интервью и
*методафокус групп.