Биография писателя. Учащиеся делают записи в тетради.

Quot;М. Е. Салтыков-Щедрин. Личность и творчество". 10 кл.

У каждого русского человека есть своя Родина, своя Россия, в которой живёт тайна, до конца не разгаданная великими умами мира. И эта тайна тревожит прогрессивную, творческую интеллигенцию.

Тревожила она в своё время и писателя-сатирика, публициста, критика, редактора, продолжателя сатирического направления в литературе XIX века М.Е. Салтыкова-Щедрина. Он имел индивидуальный, оригинальный взгляд на русскую действительность, на взаимоотношения людей, на человеческую суть. Он до боли душевной радел о судьбе России, был полон решимости в своё непростое время сделать мир лучше. Чтение эпиграфа с доски и работа с ним: «Я люблю Россию до боли сердечной и даже не могу помыслить себя где-либо, кроме России». (М.Е. Салтыков-Щедрин). Обоснование выбора эпиграфа. Запись его в тетради.

- Что мы помним из биографии писателя?

Биография писателя. Учащиеся делают записи в тетради.

Мы сейчас попытаемся осознать биографию и творческое наследие Салтыкова-Щедрина в более полном объёме.

Предлагаем конспект учащегося. Учитель подробнее комментирует слайды.

1826, 15 (27) января – в селе Спас-Угол Калязинского уезда Тверской губернии в многодетной семье родился шестой ребёнок - Михаил Салтыков.

1838-1844 – Учёба в Царскосельском лицее.

1844 – зачисление в штат канцелярии военного ведомства.

1845-47 - участие в революционном кружке Петрашевского (идеи утопического идеализма), начало сотрудничества с журналами «Современник» и «Отечественные записки».

1847- опубликована повесть " Противоречия ".

1848 - повесть "Запутанное дело". В обеих повестях проводилась мысль о необходимости преобразования общественного строя, за что Салтыков-Щедрин был сослан в Вятку.

1848-55 - жизнь в Вятке.

1856, июнь – женитьба на Елизавете Аполлоновне Болтиной.

1856-1857 - по возвращении из Вятки опубликовал "Губернские очерки", принесшие ему известность, под псевдонимом Н. Щедрин.

1858-1862 - М. Б. Салтыков-Щедрин был вице-губернатором в Рязани и Твери.

1862 - вышел в отставку, вступил в редакцию журнала "Современник".

1864 - вернулся на государственную службу.

1866 – вступает в должность управляющего Тульской казённой палатой.

1867 – переезжает в Рязань, служит в качестве управляющего казённой палатой.

1868 - получил отставку и стал одним из редакторов, а после

смерти Некрасова - ответственным редактором "Отечественных записок" (до закрытия журнала в 1884).

1869-70 - "История одного города", "Помпадуры и помпадурши" и другие произведения.

1880 - "Господа Головлевы", "Современная идиллия" и другие произведения.

1882-1886 – 32 сказки, использование «эзопова языка».

1887-89 – в «Вестнике Европы» опубликован роман "Пошехонская старина", в которой запечатлена, как и в большинстве других произведений, дореформенная Россия". В 80-х годах Салтыков-Щедрин создает также большинство своих сказок.

1889, 28 апреля (10 мая) - М. Е. Салтыков-Щедрин умер в Петербурге. Похоронен на Волковском кладбище.

В прощальном письме к сыну перед смертью Салтыков-Щедрин писал: «Паче всего люби родную литературу и звание литератора предпочитай всякому другому».

Словарная работа (запись и изучение)

Гротеск (от франц. grotesque — смешной, необычайный) — художественный приём в искусстве и литературе, изображение человека или картин человеческой жизни в намеренно преувеличенном или преуменьшенном, уродливо-комическом виде, где реальное переплетается с фантастическим, пугающее, страшное с необычайно смешным и т. п.

К гротеску как к одному из видов сатирического изображения жизни часто обращался М. Е. Салтыков-Щедрин (например, гротескное описание действующих лиц в его сатире «История одного города»); примером гротеска у В. В. Маяковского может служить сатирическое стихотворение «Прозаседавшиеся».

Эзопов язык (по имени Эзопа, фригийского раба в древней Греции, не имевшего возможности высказывать прямо свои мысли и поэтому писавшего иносказательные басни) — нарочито затемнённый, полный намёков и недомолвок язык передового писателя, вынужденного при царском и всяком другом антинародном строе выражать свою мысль иносказательно, чтобы избежать запрета цензуры и преследования правительственной власти.

Сатира (от греч. satura — разное, смесь) — художественные произведения различных родов и видов (роман, повесть, рассказ, пьеса, стихотворение), в которых гневно осуждаются и резко осмеиваются порочные явления общественной и личной жизни.

«Под сатирой следует разуметь не невинное зубоскальство весёленьких остроумцев, а гром негодования, грозу духа, оскорблённого позором общества...» (В. Г. Белинский).

В сатирическом изображении писатель правдиво показывает отрицательные стороны жизненных явлений, часто в нарочито подчёркнутом, преувеличенно комическом, иногда гротескном виде, благодаря чему отчётливее выступает их несообразность с высокой целью жизни человека, недопустимость их в жизни.

Памфлет (от греч. pan или pam — всё и phlego — жгу, воспламеняю) — небольшое литературное произведение обличительного характера, разоблачающее, часто в сатирической форме, доступной широким массам, отрицательные стороны общественного строя, порочное поведение отдельных лиц, преступную деятельность учреждений и т. п.

В форме памфлета написаны известные сатирические «Письма тёмных людей» средневековых немецких гуманистов Рейхлина и Ульриха фон Гуттена (XVI в.), некоторые произведения английских писателей — Джонатана Свифта (1667 — 1745), Даниэля Дефо (1661 — 1731) и др.

Памфлетом являются сатирические очерки А. М. Горького «В Америке».

Сказка — один из видов народной повествовательной литературы: произведение в прозе или — реже — в стихах, в котором идёт речь о вымышленных событиях, иногда фантастического характера.

Народные сказки — одна из самых древних и распространённых форм устного творчества у всех народов, отражающая их воззрения, черты национального характера, классовые отношения, старинный быт. По своему содержанию народные сказки весьма разнообразны: богатырские, бытовые, сказки о животных и т. п.

Сказки бывают сатирические, юмористические, фантастические. Сказка преследует либо поучительные цели, либо «сказывается» для развлечения слушателей — взрослых и детей. В многочисленных сатирических сказках русский народ с большой силой разоблачал царское самодержавие и крепостничество, изображая глупых и злобных царей, продажных царских чиновников, спесивых и жадных бар, купцов-обманщиков и т. п., Наряду с этим некоторые из сказок, сложенные в народе под гнётом царского крепостнического строя, отражают искажённые воззрения, внушённые господствующими классами.

Сказки литературные писали многие русские и иностранные писатели, используя народные сказочные мотивы или создавая свои оригинальные сказки. Широко известны глубокие по содержанию и совершенные по форме сказки А, С. Пушкина, «Конёк-Горбунок» П. П. Ершова, сатирические сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина, политические сказки А. М. Горького.

Из иностранных «сказочников» известны датский писатель Андерсен, немецкие писатели братья Гримм, Гауф, французский «сказочник» Перро — автор «Красной Шапочки», и др.

Письменная работа.

Вопросы.

1. Какое учебное заведение, в котором он сам учился, Салтыков-Щедрин впоследствии назвал «рассадником министров»?

2. Членом какого социалистического кружка был молодой Салтыков?

3. Как удалось ему избежать каторги, в отличие Достоевского?

4. Какой период своего жизненного пути Салтыков-Щедрин считал «великой школой жизни»? 5. Историю какого вымышленного города написал Салтыков-Щедрин, указав точные даты его существования?

6. Какие журналы редактировал Салтыков-Щедрин вместе с Некрасовым?

7. Каким неологизмом назвал Щедрин продажных литераторов и вообще бездельников, присваивающих себе созданное другими?

8. Если гоголевский «смех сквозь слёзы», то как можно определить щедринский смех?

9. В прощальном письме к сыну перед смертью Салтыков-Щедрин писал: «Паче всего люби родную ... и звание ... предпочитай всякому другому». Какие слова пропущены?

10. Сколько всего сказок написал М. Е. Салтыков-Щедрин?

Домашнее задание.

Выучить материал урока.

Прочитать повесть «История одного города» (до «Фантастического путешественника»), написать краткую характеристику главных героев.

Записать в тетрадь 5 вопросов по содержанию повести для одноклассников.

Наши рекомендации