Фауст» Гёте. Образ Ф.и Гретхен
Незадолго до смерти в 1831 Гете завершает трагедию «Фауст», работа над которой заняла почти шестьдесят лет. Сюжетным источником трагедии послужила средневековая легенда о докторе Иоганне Фаусте, заключившем договор с дьяволом, чтобы получить знание, с помощью которого можно было бы превращать неблагородные металлы в золото. Гете наполняет эту легенду глубоким философским и символическим значением, создав одно из самых значительных пр-ие мировой лит-ры. Заглавный герой драмы Гете преодолевает чувственные соблазны, уготованные Мефистофелем, его стремление к знаниям является стремлением к абсолюту, а Фауст становится аллегорией человечества, с его неукротимой волей к знанию, созиданию и творчеству. В этой драме, худ идеи Гете тесно переплетены с его естественнонаучными представлениям. Так, единство двух частей трагедии обусловлено не принципами классич драматургии, но построено на понятиях «полярности» (термин, для обозначения единства двух противоположных элементов в одном целом), «прафеномена» и «метаморфозы» – процесса постоянного развития, кот является ключом ко всем явлениям природы. Если 1 часть трагедии напоминает бюргерскую драму; то во 2й части тяготеющей к барочной мистерии; сюжет теряет внешнюю логику, герой переносится в бесконечный мир Вселенной, на первое место выходят мировые отношения. Эпилог «Фауста» показывает, что действие драмы никогда не закончится, ибо его составляет история человечества.
Трагедия имеет 2 части: в 1-й -25 сцен, во 2-й-5 актов. Смешение реального с фантастичным=двуплановость повеств-я .Построена по образцу шекспировских хроник с мн-вом эпизодических персонажей и лаконичными сценами.Трагедия нач-ся с «пролога в театре»-эстетич взгляды Гете. В беседе директора, поэта и комич актера нет противоречий,они дополняют др др и выражают эстетич основоположения созд-ля Ф..Поэт отстаивает высокое предназн-е иск-ва.Филос проблемы решены в шутовской сцене, в бытовой картине. «пролог на небесах»-ключ ко всему произв-ю. основная тема заложена.Перед нами Бог, архангелы и Мефистофель. Архангелы славят гармонию мира.Гимн природе, от мироздания Гете переходит к Человеку, упрек всему человечеству, много войн, насилия.Бог смотрит на человека с оптимизмом. Мефистофель не верит в его исправление.М/у Богом и Мефист.заходит речь о Фаусте-искателе истины. Для бога(олиц-е природы)-он раб, т е раб природы. М-ль глубоко раскрывает тему Человека.(истор, соц, психолог планы)пессимист взгляд. Единая тема-Человек, Общество, Природа.Раскрыты взгляды автора. Прологнапоминает книгу Иова из Ветхого Завета, но тема иная-противостоять низмен инстинктам. Бог предлагает испытание:Мефистофель в роли беса соблазняет Фауста.
Фауст. Первая часть. Фауст многие годы отдал науке.Он мудр, ходит слава о его познаниях, но Фауст тоскует. Его знания ничтожны в сравнении со всеми неразгаданными тайнами природы. Он раскрывает книга и видит знак макрокосма-всё озаряется в нем.он хочет познать природу-в этом его власть над ней.(переплетение с темой природы).Фауст-натура сильная,горячая.В состоянии отчаяния он готов наложить на себя руки(выпить кубок с ядом),но воспоминание о детстве и красоте жизни его останавливают.Это случилось в пасхальные дни.Ликующий народ, песнопения во славу Христа, весеннее небо-символы возрождения жизн-х сил Фауста.Он полон сарказма, клянет пороки и иллюзии о любви, что обольщают человека. Ф разуверился в силе знаний, Меф. ликует, заключен договор(филос смысл)Ф.думает, что чел желания безграничны, Меф. утвержд.обратное.(спор).
Сцена в погребке Ауэрбаха. Философ аллегория пороков и заблужд людей. Меф.показывает Фаусту человеческий мир, реальная картина пирушки захмелевших гуляк(грубые шутки, смех, песни). Песенка Мефистофеля о блохе(полит смысл). Сцена «Кухня ведьмы» -критика идеализма и религии. Меф.привел Ф в пещеру колдуньи, чтобы вернуть ему молодость.Колдунья и прислуживающие мартышки-одиц-е сил,враждебных разуму.Бессмысл заклинание, размышл-е о триединстве христиан Бога(критика), Эпизод с Библией. Попытка перевести текст Библии (Вначале было слово(у идеалистов-мысль)). Разговор Фауста с Маргаритой о религии(пантеистич филос).Любовь к девушке, Последние стр. 1 части мрачны(Вальпургиева ночь), Маргарита ждет казни в тюрьме, последние её слова обращены Фаусту.
Фауст. Вторая часть. Написана уже в 19 веке.(франц.революция,наполеоновские войны, Реставрация в Испании и Италии)Господство буржуазии принесло новые взгляды-это отразилось в произв-и. Фауст пережил глуб нравств кризис, потеряв Гретхен, познал внутр борьбу.В беспокойном сне он лежит на лугу-над ним эльфы-символы вечной радости.Они пробуждают его к жизни и к свершению великих дел.Далее сцена меняется-Ф при дворе императора. В аллегориях полит проблемы.Ф и Меф устраивают маскарад(аллегории скряги с куском золотоа, бога Плутона, богини судьбы, ткущие нить челов жизни, Фурии).Пожар во время маскарада символизир революцию.(Гете считает её неизбежной).Револ открыла царство денег. Меф создает призрак богатства-он пробуждает низмен инстинкты, и даже символич фигура мудрости не может этого побороть.В лице Париса и Елены-возрождение античного иск-ва.Пылкое сердце Ф поражено красотой Елены, он готов служить её красоте(новая цель). Ф снова в своем темном кабинете(встреча с Вагнером).Плод фантазии Вагнера-Гомункул(человек в колбе), Фалес раствор его в воде, чтобы вернуть к жизни и дать подлинную жизнь. Вальпургиева ночь среди призраков ант мифологии, стремление приблизиться к совершенной красоте(Елена).Он скитается в поисках истины.Он думал, что она в красоте.(опроверг).Меф расск о богатстве, войнах-на время вводит Ф в войну.Фауст борется со стихией, он созидает.(в этом цель жизни).Он нашел истину,он счастлив и с этой мыслью умирает.Меф рассужд о смерти иронично-аргументы пессимиста. Конечный ответ дает хор непостижимых истин-цель сущ-я-в стремлении к цели
Фауст. Образы. Ф многие годы отдал науке.Он мудр, ходит слава о его познаниях, но Ф тоскует. Его знания ничтожны в сравнении со всеми неразгаданными тайнами природы. ).Ф-натура сильная,горячая,чувствительная, энергичная, иногда эгоистичен, всегда отзывчив, человечен..В состоянии отчаяния он готов наложить на себя руки(выпить кубок с ядом),но воспоминание о детстве и красоте жизни его останавливают. У Гете важны противоположности, в столкновении идей-истина!
Образ Мефистофеля.
Образ Меф необходимо рассматривать в неразрывном единстве с Фаустом. Если Фауст — воплощение созидательных сил человечества, то Меф представляет символ той разрушительной силы, той разрушительной критики, которая заставляет идти вперед, познавать и творить.
Господь так определяет функцию Мефистофеля в “Прологе на небесах”:
Слаб человек: покорствуя уделу, Он рад искать покоя, — потому
Дам беспокойного я путника ему:
Как бес, дразня его, пусть возбуждает к делу.
Т о, отрицание — это лишь один из витков прогрессивного развития.
Отрицание, “зло”, воплощением которого и является Мефистофель, становится толчком движения, направленного против зла.
Я часть той силы, что вечно хочет зла
и вечно совершает благо
Гете отражает в Мефистофеле особый тип человека своего времени.
Мефистофель становиться воплощенным отрицанием. А 18 век особенно
изобиловал скептиками. Расцвет рационализма содействовал развитию
критического духа. Все, что не соответствовало требованиям разума ставилось
под сомнение, а насмешка разила сильнее гневных обличений. Для некоторых
отрицание стало всеобъемлющим жизненным принципом, и это отражено в
Меф.
Гете не рисует Меф исключительно воплощением зла. Он умен и проницателен, он критикует очень обоснованно и
критикует все: беспутство и любовь, тягу к знаниям и глупость:
Мефистофель – мастер подмечать человеческие слабости и пороки, и нельзя
отрицать справедливости многих его язвительных замечаний:
Меф и к тому же еще и пессимистически настроенный скептик. Именно
он говорит, что жизнь человеческая – маята, сам человек считает себя
«божком вселенной». Именно эти слова черта явл. показателями того,
что Гете уже отказывается от рационалистических концепций. Меф
говорит, что Господь наделил чел искрой разума, но пользы от этого
нет, ибо он, человек, ведет себя хуже скотов. Речь Меф содержит
резкое отрицание гуманистической философии – философии эпохи Возрождения.
Люди сами настолько испорчены, что дьяволу нет необходимости творить зло на
земле. Но тем не менее Меф обманывает Фауста. Ведь на самом деле Фауст
не говорит:» Мгновение, повремени!». Фауст, уносясь в своих мечтах в
далекое будущее, употребляет условное наклонение: