I) Конституционные принципы организации судебной власти
1) Конституционные принципы организации правосудия определяют виды судебных систем, их особенности.
2) Конституционные принципы, касающиеся назначения (иногда избрания) судей, формирования судов различных инстанций и специализаций, иных органов, относящихся к судебной системе.
Например, ст. 123 Конституции Испании: «Председатель Верховного суда назначается Королем по предложению Генерального совета судебной власти в порядке, определяемом законом».
Ст. 151 Конституции Бельгии устанавливает, что мировые судьи, судьи трибуналов, советники судов и Кассационного суда назначаются Королем на условиях и способом, определяемых законом. Это назначение проводится по мотивированному представлению компетентной комиссии по назначениям и выдвижениям (входит в Высший совет правосудия) большинством в две трети в соответствии со способами, определенными законом, и после оценки компетентности и пригодности. В этом представлении может быть отказано только в порядке, определенном законом, и на основании соответствующей мотивировки.
Ст. 215 Конституции Португалии определяет, что назначение на должность членов Верховного суда осуществляется по результатам открытого конкурса, проводимого среди магистратов, работающих в судах и в прокуратуре, и среди других заслуженных юристов, согласно закону. Ст. 217 указывает, что назначение, введение в должность, перевод и продвижение по службе судей судов общей юрисдикции и применение дисциплинарных мер входит в компетенцию Высшего совета магистратуры.
ФРГ: Вопрос о назначении судей решает компетентный для соответствующей области министр совместно с комитетом по выборам судей, который состоит из компетентных для соответствующих областей министров земель и равного числа членов, избираемых Бундестагом.
3) Конституционные принципы, касающиеся отправления правосудия только на основании закона, законно созданными судами с запрещением чрезвычайных судов.
Так, Конституция Португалии определяет, что суды независимы и подчиняются только закону. Конституция Бельгии устанавливает: «Никакой суд, никакое судебное разрешение тяжбы не могут быть установлены иначе как в силу закона. Ни под каким названием не могут создаваться чрезвычайные комиссии или суды».
Конституция Испании: «Осуществление судебной власти на всех стадиях процесса, вынесение судебных решений и приговоров и обеспечение их исполнения относятся исключительно к компетенции судей и судов, определенных законами, в соответствии с нормами о компетенции и процедуре, ими установленными».
4) В ряде конституций предусмотрены принципы, касающиеся участия народа в отправлении правосудия. Формами данного участия выступают институт присяжных, институт народных заседателей и др.
Так, в Бельгии суд присяжных обязателен по всем уголовным делам, политическим преступлениям и преступлениям прессы, за исключением деликтов прессы, инспирируемых расизмом или ксенофобией.
Кроме того, ряд конституций указывает на источник происхождения судебной власти – народ.
Например, Конституция Испании гласит: «Судебная власть исходит от народа», «Граждане могут осуществлять свое влияние и участвовать в отправлении правосудия через институт присяжных в процессах по уголовным делам в случаях и формах, предусмотренных законом, а также в судах, действующих на основе обычаев и традиций».
Конституция Португалии: «Суды являются органами власти с компетенцией отправления правосудия от имени народа». Ст. 207 Конституция Португалии устанавливает возможность участия в осуществлении судебной власти присяжных заседателей:
1. Жюри, в случаях и в составе, установленных законом, участвует в судебном рассмотрении тяжких преступлений по требованию обвинения или защиты, за исключением дел о терроризме или об организованной преступности.
2. Закон может предусмотреть участие общественных судей в судебном рассмотрении дел из области трудовых отношений, нарушений в сфере государственного здравоохранения, мелких деликтов, исполнения наказаний или других дел, при разборе которых особое внимание по праву уделяется попранным социальным ценностям.
Ст. 91 Конституции Австрии:
1. Народ должен участвовать в отправлении правосудия.
2. По делам о перечисленных в законе преступлениях, за которые может быть назначено суровое наказание, а также по делам о всех политических преступлениях и проступках вопрос о виновности обвиняемого решают присяжные.
3. В уголовном судопроизводстве по делам о других уголовно наказуемых деяниях в отправлении правосудия участвуют заседатели, если предусмотренная мера наказания, подлежащая назначению, может превысить определенный в законе предел.
Ст. 97 Конституции Греции: «Уголовные и политические преступления рассматриваются смешанными судами присяжных, создаваемыми из числа постоянных судей и присяжных заседателей».
5) Принцип инстанционности, который отражает количество звеньев в судебной системе, а также выражается в праве на обжалование.