Занятие №23. Конституционно - правовой статус Федерального Собрания Российской Федерации (2 часа)
1. Понятие и место российского парламента в системе федеральных органов государственной власти.
2. Совет Федерации Федерального Собрания РФ – верхняя палата российского парламента:
а) порядок формирования и структура;
б) организация работы;
в) компетенция.
3. Государственная Дума Федерального Собрания РФ – нижняя палата российского парламента:
а) порядок формирования и структура;
б) организация работы;
в) компетенция.
4. Правовой статус депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации Федерального Собрания РФ.
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации. Принята 12 декабря 1993 года на всенародном голосовании // Российская газета. - 1993. - 25 декабря .
2. О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: Федеральный закон от 18.05.2005 № 51-ФЗ // СЗ РФ. - 2005. - № 21. - Ст. 1919.
3. О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: Федеральный закон от 05.08.2000 № 113-ФЗ // СЗ РФ. - 2000. - № 32. - ст. 3336.
4. Регламент Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (утв. постановлением СФ ФС РФ от 30.01.2002 № 33-СФ) // СЗ РФ. - 2002. - 2002. - № 7. - Ст. 635.
5. Регламент Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (утв. постановлением ГД ФС РФ от 22.01.1998 № 2134-II ГД) // СЗ РФ. - 1998. - № 7. - Ст. 801.
6. По делу о толковании отдельных положений статьи 107 Конституции Российской Федерации: Постановление Конституционного Суда РФ от 22.04.1996 № 10-П // СЗ РФ. - 1996. -№ 18. - Ст. 2253.
Основная литература(См. перечень основной литературы)
Дополнительная литература
1. Андриченко Л.В., Чертков А.Н. Взаимодействие Государственной Думы и законодательных органов субъектов Российской Федерации // Журнал российского права. - 2009. - № 2.
2. Булаков О.Н., Рязанцев И.Н. Парламентское право России: Курс лекций / под ред. О.Н. Булакова. - М.: Юстицинформ, 2007.
3. Гончаров В.В. Проблемы и перспективы взаимодействия Федерального Собрания Российской Федерации с федеральными органами исполнительной власти // Административное и муниципальное право. - 2010. - № 3.
4. Гранкин И.В. Конституционно-правовое регулирование деятельности Государственной Думы Федерального Собрания России // Конституционное и муниципальное право. - 2005. - № 6.
5. Гранкин И.В. Регламентное регулирование деятельности палат Федерального Собрания РФ // Журнал российского права. – 2003. - № 1.
6. Дзидзоев Р.М. Институт ежегодных отчетов Правительства РФ о результатах своей деятельности и вопросы парламентской ответственности Правительства // Конституционное и муниципальное право. - 2009. - № 21.
7. Евстратов А.М., Ивкова А.В. Предвыборная агитация на выборах в Государственную Думу Российской империи // История государства и права. -2007. - № 11.
8. Казанков С.П. Конституционно-правовые гарантии при привлечении к уголовной и административной ответственности депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. - 2010. - № 6.
9. Ныркова Т.Ю., Петрова Н.А. К вопросу об изменении порядка формирования Совета Федерации // Конституционное и муниципальное право. - 2009. - № 9.
10. Прохоров К.В. О необходимости усиления подконтрольности Правительства Федеральному Собранию // Конституционное и муниципальное право. - 2010. - № 6.
11. Стремоухов А.В., Преснов И.Н. Социальные гарантии депутата Государственной Думы (индемнитет) // Социальное и пенсионное право. - 2006. - № 3.
12. Фатьянова Е.В. Контрольные функции палат Федерального Собрания в сфере финансов // Конституционное и муниципальное право. - 2011. - № 8.
13. Федотова Ю.Г. Парламентское (депутатское) расследование как форма парламентского контроля в законодательстве субъектов Российской Федерации // Современное право. - 2011. - № 10.
14. Основы парламентского права / Под ред. Т.Я. Хабриевой. - М.: Издание Государственной Думы, 2006.
Занятие №24. Законодательный процесс в Российской Федерации (2 часа)
1. Понятие и виды законов в Российской Федерации.
2. Понятие и стадии законодательного процесса в Российской Федерации.
3. Особенности принятия федеральных конституционных законов.
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации. Принята 12 декабря 1993 года на всенародном голосовании // Российская газета. - 1993. - 25 декабря.
2. Регламент Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (утв. постановлением СФ ФС РФ от 30.01.2002 № 33-СФ) // СЗ РФ. - 2002. - 2002. - № 7. - Ст. 635.
3. Регламент Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (утв. постановлением ГД ФС РФ от 22.01.1998 № 2134-II ГД) // СЗ РФ. - 1998. - № 7. - Ст. 801.
4. По делу о толковании отдельных положений статьи 107 Конституции Российской Федерации: Постановление Конституционного Суда РФ от 22.04.1996 № 10-П // СЗ РФ. - 1996. -№ 18. - Ст. 2253.
5. По делу о толковании части 4 статьи 105 и статьи 106 Конституции Российской Федерации: Постановление Конституционного Суда РФ от 23.03.1995 № 1-П // СЗ РФ. - 1995. - № 13. - Ст. 1207.
Основная литература(См. перечень основной литературы)
Дополнительная литература
1. Гладких Р.Б. К вопросу участия организаций предпринимательского сообщества в законотворческом процессе // Юридический мир. - 2006. - № 1.
2. Денисов С.А. Влияние обособленных управленческих групп на законотворческий процесс // Конституционное и муниципальное право. - 2007. - № 1.
3. Колесников Е.В., Пажетных Д.В. Участие Совета Федерации в законодательном процессе // Конституционное и муниципальное право. - 2009. - № 11.
4. Колесников Е.В., Пажетных Д.В. Взаимодействие Государственной Думы и Совета Федерации в законодательном процессе // Конституционное и муниципальное право. - 2011. - № 10.
5. Карпов Н.Н. Законодательный процесс в Российской Федерации. - М., 2008
6. Косопкин А.С. Психология парламентского законотворчества. - М.: Наука, 2006.
7. Лихобабин В.А. Правительство как субъект права законодательной инициативы: российская модель и мировой опыт // Конституционное и муниципальное право. - 2005. - № 7.
8. Миносьянц Ю.В. Согласительные процедуры в законотворческом процессе // Журнал российского права. - 2011. - № 6.
9. Организация законопроектной работы в системе федеральных органов исполнительной власти / Под ред. Т.Я. Хабриевой. - М.: Юристъ, 2006
10. Разбаш О.Н. Федеральные законотворческий и законодательный процессы в современном российском конституционализме: единство и эволюция принципов // Конституционное и муниципальное право. - 2009. - № 18.
11. Румянцева В.Г., Ширяев Ю.Е. Понятие принципа права в контексте законотворческого процесса // История государства и права. - 2006. - № 8.
12. Основы парламентского права / Под ред. Т.Я. Хабриевой. - М.: Издание Государственной Думы, 2006.
13. Хамуков А.В. Разработка концепции законопроекта как ключевая стадия законотворческого процесса // Конституционное и муниципальное право. - 2011. - № 9.
14. Хамуков А.В. Законотворческий процесс и законодательный процесс: разграничение и соотношение // Российская юстиция. - 2010. - № 6.
15. Шаклеин Н.И. Динамика и качество законотворческого процесса в Российской Федерации // Журнал российского права. - 2008. - № 9.
16. Шумаков А.И. Взаимообусловленность законотворческого и законодательного процесса в контексте современного российского правотворчества // Государственная власть и местное самоуправление. - 2006. - № 4.
17. Югов А.А., Игишев К.А. Некоторые аспекты теоретико-правового обоснования понятия "законопроектный процесс" // Конституционное и муниципальное право. - 2007. - № 3.