Тема: Земля на глобусе и карте

Тема: Равнинная поверхность нашей республики

Задачи: систематизировать и обобщить знания учащихся о формах поверхности, об особенностях поверхности республики, значении равнинного рельефа для хозяйственной деятельности человека; развивать умения работать с каргой, учить работать с контурной картой (наносить на контурную карту крупнейшие формы поверхности Республики Беларусь); воспитывать чувство восхищения красотой просторов родной страны, ответственности за состояние ее природы, а также аккуратность, самостоятельность в работе.

Оборудование: политическая карта Европы или мира, физическая карта Беларуси, листочки бумаги, иллюстрации с изображением поверхности различных частей Беларуси.

Ход урока

Изучение нового материала, проверка изученного.Как называется наша Родина? В какой части света она находится? Посмотрите на политическую карту и скажите, велика ли территория нашей страны? Ученики сравнивают с территорией Украины, России, а затем, например, со странами Балтии, Болгарией, Германией Польшей. Делается вывод, что наша страна, конечно же, меньше, чем такие большие страны как наши соседи Украина и Россия, но зато больше многих европейских стран, и почти равные по площади с Германией, Польшей.

Учитель предлагает послушать школьникам стихотворение белорусского поэта Ю. Свирки:

Не любить нашу Родину нельзя, с ее сосновыми дубрами, березовыми рощами, щедрыми дубравами, синевой рек и озер...

Природа щедро наделила нашу республику многими природными богатствами. Что же составляет природные богатства Беларуси?

Учитель предлагает детям подумать и записать на листочке слова, которые означают природные богатства страны. Школьникам предлагается подумать также над тем, что составляет при этом главное природное богатство нашей Родины. — Работа в парах или микрогруппах — 2 мин.

Афиширование работы учащихся, обоснование главного выбора.

Предложения учителя совершить путешествие по родной стране и проверить, насколько хорошо дети знают природные богатства своей страны. В путешествии будет помогать физическая карта РБ.

Актуализация знаний учащихся о формах поверхности с помощью схемы, которую нужно дополнить:

 
  Тема: Земля на глобусе и карте - student2.ru

Ученики вспоминают, какие же формы поверхности бывают, какие из них встречаются на территории нашей страны. Затем учитель организует опознание различных форм поверхности на таблицах, а также в описании:

Узнай по описанию:

Возвышенность, высота которой над окружающей местностью не более 200 м? Более 200 м над окружающей местностью? Высотой над окружающей местностью 15 м? Высотой над уровнем моря 345 м, но при этом над окружающей местностью 175 м? (Высота на карте показана над уровнем Балтийского моря). Высотой 200 м от подножия до вершины?

Затем переходят к выполнению практической работы на стр. Первый и второй пункты работы выполняются фронтально под руководством учителя. После выполнения первой части практической работы ученики рассматоривают рисунок в учебнике на стр. и выясняют, почему одни равнины называют низменностями, другие возвышенностями.

Дальше практическую работу выполняют по частям в микрогруппах (по 4 - 5) по методике «Обучение сверстников». 4-й пункт практической работы выполняют две микрогруппы. После выполнения практической работы каждая из микрогрупп представляет свою часть путешествия по карте Беларуси.

Итоговая беседа проводится по вопросам:

Какая поверхность нашей страны? Какие виды равнин встречаются на территории страны? Равнины, низменности, возвышенности - это все виды равнин. Высота их поверхности над уровнем моря не превышает 200 м. Этим они похожи. А чем они отличаются? Какие равнины самые высокие над уровнем моря? Какие самые низкие? Какая часть Беларуси более низменная? Более возвышенная? Как мы это определили?

Давайте представим, что мы совершаем путешествие по нашей стране с г. Бреста сначала в г. Гомель. Какую равнину мы пересечем? С Гомеля мы отправляемся в г. Могилев. Какие формы поверхности мы пересечем? А теперь нам надо в г.Минск? А теперь мы в древнейшем городе Беларуси — Полоцке? На какой равнине мы окажемся?

Практическая работа на контурной карте (при наличии). Учитель представляет контурную карту, говорит, чем она отличается от физической карты. Ученики под руководством учителя подписывают на контурной карте Беларуси крупнейшие равнины.

Знакомство с природными богатствами нашей страны мы начали с её равнинного пространства. Почему же равнинное пространство считается природным богатством? Для ответа на этот вопрос, организуется работа в микрогруппах в течение 2-3 минут.

Подведение итогов:Что нового вы узнали сегодня на уроке? Что вам особенно понравилось? Почему? Что было трудным? Почему? Что было делать легко? Почему? Поблагодарите друг друга за совместную работу.

Домашнее задание:прочитать текст, ответить на вопросы, подписать на контурной карте крупные возвышенности, равнины, низменности республики, которые названы в тексте.

Тема: Земля на глобусе и карте

Задачи:формировать представление о глобусе как модели Земли, о карте как уменьшенном изображении всей Земли или ее больших участков на плоскости, учить читать карту; продолжить формирование умения читать план, сравнивать; воспитывать аккуратность при выполнении заданий, уважение друг к другу в процессе совместной работы.

Оборудование:глобус, карта полушарий, физическая карта Беларуси, таблица «План местности», карандаши, линейки, топографические знаки.

Ход урока

В начале урока учитель организует проверку усвоенных знаний и умений по предыдущей теме. Контроль знаний и умений осуществляется устным, письменным и практическим методом. Формы организации — индивидуальная и фронтальная.

Несколько учащихся работают по карточкам, в которых содержаться письменные и практические задания.

Карточка 1.

1. Обведи букву с правильным ответом.
Масштаб-это:

А) величина, которая показывает, на сколько уменьшены

действительные расстояния на плане;

Б) величина, которая показывает, во сколько раз уменьшены действительные расстояния на плане.

2. Прочитай записи масштабов: 1 см — 50 м; 1 см — 5 м. Сравни их,
подчеркни, какой из них крупнее.

3. Определи на плане расстояние от школы до ближайшего участка реки.
Масштаб: в 1см - 200 м.

4. Начерти план комнаты, длина которой 4 м, ширина - 3 м. Масштаб: в
1см- 1 м.

Карточка 2.

1.Чем план отличается от рисунка? Укажи буквы с правильным
ответом.

A) На плане размеры предметов, расстояния вычерчиваются в масштабе;
Б) На плане предметы изображены так, как мы их видим сбоку;

B) На плане предметы изображены условными знаками;

Г) На плане есть стрелка, с помощью которой можно определять месторасположение предметов относительно сторон горизонта.

2.Ответь на вопросы.

А) Почему на плане можно определять расстояния? Потому, что план вычерчивается в ...

Б) Почему с помощью плана можно ориентироваться? (Или определять стороны горизонта) На плане есть ...

3.Определи на плане: а) Где расположена школа по отношению к
смешанному лесу? Что находится восточнее смешанного леса? (Или на
восток от смешанного леса?)

Карточка 3.

1.Вставь пропущенное, закончи предложение.

План вычерчивается в ... , поэтому на нем можно определять расстояния. Стрелка на плане показывает... , поэтому на плане можно определять месторасположение предметов относительно .... На плане местность изображается с помощью ....

2.Исправьте ошибки в предложении.

План местности - это чертеж большого участка местности, на котором предметы изображены так, как мы их видим сбоку.

3.Прочитай записи масштабов: 1 см - 50 см; 1 см - 5 м. Сравни их,
укажи, какой из них крупнее. Каким масштабом ты бы пользовался, если бы
нужно было начертить план участка, длина которого 50 м и ширина 20 м?
Почему?

4. Определи на плане расстояние от школы до ближайшего участка смешанного леса. Масштаб: в 1 см - 200 м.

Как видим, последняя карточка отличается большей степенью сложности, так как в нее включены задания на применение знаний в измененной или новой ситуации (задание 2 и 3). Учитель по своему усмотрению задания в карточках может варьировать, изменять, упрощать или усложнять в зависимости от уровня обученности учащихся.

Задания для устного опроса.

Что такое план? Назовите признаки плана. Что значит читать план? Назовите объекты, которые мы встретим, если будем идти по грунтовой дороге с востока до смешанного леса. Определите расстояние от пашни, расположенной к северу от поселка Слобода до основного массива смешанного леса. Масштаб: 1 см - 200 м. В каком направлении нужно идти от речки, чтобы попасть в смешанный лес? (В северном.) В каком направлении нужно возвращаться из леса на речку? (В южном.) Где расположен лес по отношению к фруктовому саду? (На севере.)

При наличии времени или вместо описанных выше методов и форм контроля и учитель может дать детям топографический диктант. Учитель просит учащихся показать условными знаками объекты по пути следования детей в небольшом рассказе: Вначале дети шли по грунтовой дороге вдоль пашни и фруктового сада, затем шли через смешанный лес, луг и вышли к речке. (Это задание 5 в рабочей тетради «Природа и человек»: 4 класс / В.М. Вдовиченко, Т.А. Ковальчук. - Мн.: ЧУП «Изд-во Юнипресс», 2004. С. 12. ) Проверка правильности выполнения задания осуществляется с помощью топографических знаков на специальных карточках: учащиеся по очереди выходят, выбирают необходимые знаки и размещают их с помощью магнитов на доске.

После проверки домашнего задания учитель знакомит учащихся с темой урока, ставит учебные задачи: узнать, что представляет собой глобус, карта, чем карта похожа на план, чем отличается от него, учиться читать карту.

По просьбе учителя ученики рассуждают, можно ли на бумаге изобразить всю Землю, большой город? Можно, но не на плане. Для этого понадобится глобус или карта. Школьники вспоминают, какую форму имеет Земля. Далее учащиеся устанавливают, какую форму имеет глобус? Почему? Что же такое глобус? Собственные рассуждения учащиеся сравнивают с текстом учебника на стр. 18. После чтения текста учебника, учащиеся отвечают на вопросы: Почему нельзя на плане показать всю Землю или большой город? (На плане изображается только небольшой участок земной поверхности.) Что такое глобус? Почему глобус дает наиболее точное представление о внешнем виде нашей планеты?

Тема: Земля на глобусе и карте - student2.ru Учитель обращает внимание, что на глобусе есть горизонтальные и вертикальные кривые линии. Горизонтальные линии называются параллелями, вертикальные - меридианами (названия линий не для запоминания). Учитель показывает на глобусе самую длинную горизонтальную линию - экватор - воображаемую окружность, которая делит земной шар на два равных полушария: южное и северное (показывает на глобусе). Длина окружности экватора примерно 40 тыс. км. Самая северная точка планеты - Северный полюс, самая южная - Южный полюс. Учащиеся рассуждают, какой полюс находится ближе к экватору (примерно на одинаковом расстоянии, так как экватор делит земной шар на два равных полушария). Кроме северного и южного полушария на глобусе выделяют западное и восточное полушарие. На запад от начального меридиана (на глобусе он показан более жирным цветом, проходит через Европу) находится западное полушарие, к востоку от него - восточное. Чтобы закрепить знания, учащиеся выполняют задание 5 в рабочей тетради на стр. 15 или вычерчивают схему в своей тетради; учитель заготавливает схему на доске:

Учитель рисует на схеме линию земной оси, которая находится под определенным углом. На схеме учитель отмечает самую северную точку и спрашивает школьников, как она называется. После этого делается соответствующая подпись на чертеже. Затем отмечается самая южная точка земли, учащиеся называют ее и подписывают ее. Учитель спрашивает, как называется воображаемая линия, которая расположена на одинаковом расстоянии от обоих полюсов? Учащиеся подписывают на своем рисунке экватор. На одинаковом расстоянии от экватора. В заключение подписывается Северное и Южное полушарие.

Но глобусом пользоваться не всегда удобно, поэтому придумали карту полушарий. Вывешивается карта полушарий. Учащиеся рассматривают карту полушарий и высказывают свое мнение, как ее получили. По какой линии нужно разделить глобус, чтобы получились две равные половинки -Западное и Восточное полушария? (По вертикальной линии, которая отмечена на глобусе жирным цветом. Именно она делит земной шар на два полушария). Чем похожа карта полушарий на глобус? (На карте полушарий изображена вся Земля, на ней используются такие же условные знаки, как и на глобусе.) Чем отличается карта полушарий от глобуса? ( глобус имеет шарообразную форму, это модель Земли; карта - изображение Земли на плоскости).

А затем школьники самостоятельно в микрогруппах выполняют практическую работу на стр. ... учебника.

После самостоятельной работы учитель проверяет результаты ее. После карты полушарий дети знакомятся с физической картой Беларуси. Выясняется, чем эта карта отличается от карты полушарий (изображен только участок Земли - одна страна - Республика Беларусь).

Подведение итогов.Итоговая рефлексия (см. урок 2.)

Домашнее задание:Прочитать текст по теме. Составить вопросы к нему.

Наши рекомендации