Международно-правовые нормы в деятельности

Государственного таможенного комитета

Российской Федерации

Одной из основных задач ГТК России является участие в разработке таможенной политики РФ и реализации этой поли­тики. Таможенная политика государства как составная часть внешней политики не может формироваться в отрыве от сло­жившейся международной практики. Сотрудничество с тамо­женными органами других государств, использование норм ме­ждународного права для регулирования возникающих отноше­ний в данной сфере являются важнейшим условием реализации поставленной задачи.

Правовой основой деятельности ГТК России в данном во­просе являлись Таможенный кодекс РФ от 18 июня 1993 г. и По­ложение о Государственном таможенном комитете Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ 25 октября 1994 г. 1 января 2004 г. введен в действие новый ТмК РФ, со­гласно ч. 4 ст. 1 которого Российская Федерация участвует в ме­ждународном сотрудничестве в области таможенного регулиро­вания в целях гармонизации и унификации законодательства РФ с нормами международного права и с общепринятой между­народной практикой.

Осуществление данной цели возложено прежде всего на ГТК России, наделенный весьма широкими полномочиями, которые можно объединить в несколько групп: во-первых, со­вершенствование таможенной политики и разработка механиз­мов ее реализации; во-вторых, подготовка проектов междуна­родных договоров и проведение переговоров по их заключе­нию, а также внесение предложений о присоединении к Договорам; в-третьих, участие в работе международных органи­заций; в-четвертых, обеспечение исполнения международных

'0 Международное право

278 Глава 11. Международное право в деятельности судов, прокуратуры

обязательств РФ в части, касающейся таможенного дела; в-пя­тых, сотрудничество и взаимодействие с таможенными и ины­ми правоохранительными органами, в том числе по вопросам борьбы с преступностью.

Применение международно-правовых норм таможенными органами осуществляется, с одной стороны, при взаимоотно­шениях с иностранными государствами и международными ор­ганизациями, а с другой — при регулировании отношений с физическими и юридическими лицами внутри страны.

ГТК России принимает участие в переговорах по вопросам за­ключения международных договоров по таможенным вопросам, подписывает договоры, как правило, от имени Правительства РФ (например, Соглашение о сотрудничестве в таможенных де­лах между Российской Федерацией и Китайской Народной Рес­публикой от 3 сентября 1994 г.). На практике имеют место также соглашения между таможенными органами государств (Согла­шение между Государственным таможенным комитетом Россий­ской Федерации и Государственным таможенным департамен­том Эстонской Республики о сотрудничестве в борьбе с незакон­ным оборотом наркотических средств и психотропных веществ от 7 мая 1992 г.). Исполнение обязательств по таким договорам возлагается на ГТК России и таможенные органы.

В структуре ГТК России создано Управление внешних свя­зей, в последние годы стали открываться представительства в иностранных государствах. Деятельность загранаппарата ГТК регулируется Положением о представителях ГТК России в за­рубежных странах, утвержденным постановлением Правитель­ства РФ от 4 декабря 1995 г.

Развивается сотрудничество российской таможенной служ­бы и с международными организациями. Россия получила ста­тус постоянного члена Политической комиссии Совета тамо­женного сотрудничества (в настоящее время — Всемирная та­моженная организация), вошла в финансовый комитет данной организации. 23 декабря 1993 г. решением Совета глав прави­тельств государств СНГ было одобрено Положение о Совете руководителей таможенных служб стран Содружества. Советом подготовлен ряд проектов многосторонних соглашений по та­моженным вопросам, впоследствии подписанных правительст­вами государств — членов СНГ.

Обеспечение соблюдения международных договоров в час­ти, касающейся таможенного дела, осуществляется различными

§ 8. Международно-правовые нормы в деятельности ГТК России 279

правовыми и организационными средствами. Действию между­народных договоров посвящена ст. 8 ТмК РФ 2003 г., согласно которой при несоответствии правил настоящего Кодекса пра­вилам международного договора применяются последние. Од­нако этим не ограничивается применение норм международно­го права. На практике имеет место и непосредственное приме­нение таможенными органами норм международного права при отсутствии противоречий с национальным законодательством. Так, основания для запрещения или ограничения ввоза на тер­риторию РФ или вывоза с территории РФ товаров и транспорт­ных средств могут, как следует из содержания ст. 12, 13 ТмК РФ, устанавливаться как внутригосударственным законодатель­ством, так и международными договорами. Другим примером непосредственного применения могут служить Правила опреде­ления страны происхождения товаров, утвержденные решением Совета глав правительств СНГ от 24 сентября 1993 г., являю­щиеся в настоящее время основным документом, которым ру­ководствуются таможенные органы РФ при разрешении вопро­са о происхождении товара, ввозимого с территории стран СНГ.

Функция контроля за соблюдением международно-правовых норм включает в себя и контроль за исполнением их иными лицами. ТмК РФ предусматривает право таможенных органов назначать либо проводить в пределах их компетенции проверки финансово-хозяйственной деятельности лиц в случае несоблю­дения ими международных договоров. Нарушение норм между­народного права является также основанием для осуществле­ния таможенного контроля после выпуска товаров и транспорт­ных средств.

Международный договор может не только расширить, но и ограничить полномочия таможенных органов. Так, например, в соответствии с договором лица могут быть освобождены от оп­ределенных форм таможенного контроля, им могут быть пре­доставлены определенные таможенные льготы.

Важнейшим направлением в деятельности ГТК России яв­ляется приведение собственной нормативной базы в соответст­вие с нормами международного права. Примером такой дея­тельности может служить ведение Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), в основе кото­рой лежит Гармонизированная система описания и кодирова­ния товаров Всемирной таможенной организации. Согласно

280 Глава 11. Международное право в деятельности судов, прокуратуры

ст. 216 ТмК РФ таможенные органы обеспечивают слежение за изменениями и дополнениями международной основы ТН ВЭД, международными пояснениями и другими решениями по толкованию этой основы, а также приводят ТН ВЭД в соответ­ствие с данной основой.

В целях единообразного применения международных дого­воров ГТК России принимает соответствующие нормативные положения, дает рекомендации и разъяснения по их примене­нию.

Значительное место в сфере реализации международных до­говоров занимают отношения с иностранными таможенными службами и международными организациями по вопросам пресе­чения правонарушений. Правовой основой сотрудничества в этой сфере являются как соглашения по таможенным вопросам, так и договоры о правовой помощи по гражданским и уголовным де­лам.

Таможенные органы РФ в соответствии с названными до­говорами на основании запросов международных таможенных организаций, таможенных и иных компетентных органов ино­странных государств осуществляют оперативно-розыскную дея­тельность, предоставляют данные по запрашиваемым лицам и транспортным средствам. Некоторыми договорами предусмат­ривается и применение такого специфического способа прове­дения оперативно-следственных мероприятий, как метод кон­тролируемой поставки, осуществляемый правоохранительными органами нескольких государств, а также совместно с Всемир­ной таможенной организацией и Интерполом.

Известны примеры нескольких информационных писем ГТК России, адресованных таможенным органам и содержащих данные о подлежащих применению договорах о правовой помо­щи по гражданским, семейным и уголовным делам, а также Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов; при этом в каждом письме приводят­ся перечни стран, участвующих в соответствующих договорах.

Литература

Алексеева Л. Б., Жуйков В. М., Лукашук И. И. Международ­ные нормы о правах человека и применение их судами Россий­ской Федерации. М., 1996.

Литература

Бессарабов В. Европейский Суд по правам человека и рос­сийская прокуратура // Законность. 2002. № 8.

Даниленко Г. М. Применение международного права во внут­ренней правовой системе России: практика Конституционного Суда // Государство и право. 1995. № 11.

Ефремов Л. В. О некоторых вопросах применения междуна­родных договоров о взаимном оказании правовой помощи в ра­боте арбитражных судов // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 1998. № 3.

Жуйков В. М. Судебная практика по применению Конститу­ции Российской Федерации и международных норм о правах и свободах человека и гражданина // Комментарий российского законодательства. М., 1997.

Зимненко Б. Л. Нормы международного права в судебной практике Российской Федерации. М., 2003.

Ляхов Е. Г., Кузьмина М. Н. Деятельность органов внутрен­них дел Российской Федерации и международное право // Мо­сковский журнал международного права. 1997. № 2.

Нешатаева Т. Н. Арбитражные суды и некоторые вопросы применения международного права в Российской Федерации // Российский ежегодник международного права. 1998—1999. СПб., 1999.

Нешатаева Т. Н. О некоторых проблемах, возникающих при рассмотрении споров с участием иностранных лиц // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 1996. № 10.

Первая научно-практическая конференция по вопросам применения норм международного права российскими право­охранительными органами. М., 1996.

Самович Ю. В. Применение международных норм в практи­ке Верховного Суда Российской Федерации // Право и совре­менность: теория, проблемы, перспективы: Сборник научных статей / Отв. ред. В. В. Невинский. Барнаул, 1997.

Соловьев В. Н. О некоторых вопросах практики применения норм международного права судами Российской Федерации // Российский ежегодник международного права. 1998—1999. СПб., 1999.

Терешкова В. В. Судебные аспекты непосредственного при­менения норм международного права // Российский юридиче­ский журнал. 1997. № 2.

282 Глава 11. Международное право в деятельности судов, прокуратуры

Тиунов О. И. Конституционный Суд Российской Федерации и международное право // Российский ежегодник международ­ного права. 1995. СПб., 1996.

Тиунов О. И. Конституционный Суд и международно-право­вые акты об обеспечении прав человека // Журнал российского права. 1997. № 7.

Тиунов О. И. Международно-правовые аспекты обеспечения права собственности и практика Конституционного Суда Рос­сийской Федерации // Конституционное право: восточноевро­пейское обозрение. 2000. № 4; 2001. № 1.

Тиунов О. И. Непосредственное применение Конституции и международного права в практике Конституционного Суда // Правовая реформа в России: проблемы теории и практики. Екатеринбург, 1996.

Тиунов О. И. О роли международно-правовых норм в фор­мировании правовой позиции Конституционного Суда Россий­ской Федерации, касающейся права каждого на судебную за­щиту и равенства всех перед законом и судом // Российский ежегодник международного права. 2000. СПб., 2000.

Чайка Ю. Я. Исполнение судебных решений в соответствии с европейскими стандартами // Бюллетень Министерства юс­тиции РФ. 2001. № 11.

Яковлев В. Ф. Арбитражные суды России с позиций европей­ских правовых норм // Журнал российского права. 1997. № 7.

Раздел II ОТРАСЛИ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

Глава 12 ПРАВО МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ

§ 1. Понятие и источники права международных договоров

Право международных договоров как отрасль международно­го права — это совокупность принципов и норм, регламенти­рующих порядок их заключения, исполнения и прекращения, определяющих участие государств в договорном процессе.

Право международных договоров можно назвать базовой от­раслью международного права, ибо посредством заключения меж­дународных договоров регламентируются отношения государств в различных сферах сотрудничества. Без договоров практически не­возможно дальнейшее развитие международного права.

Основными источниками права международных договоров являются: Венская конвенция о праве международных догово­ров от 23 мая 1969 г.; Венская конвенция о праве договоров ме­жду государствами и международными организациями и между международными организациями от 21 марта 1986 г.

Обе конвенции констатируют сохранение обычая как источ­ника права международных договоров, подтверждая, что вопро­сы, которые не нашли решения в положениях этих конвенций, будут по-прежнему регулироваться нормами международного обычного права. Следует также иметь в виду значение обычаев в связи с тем, что отдельные государства не являются участни­ками Конвенции о праве международных договоров 1969 г., а Конвенция 1986 г. пока не вступила в силу.

Немаловажное значение в регламентации договорной дея­тельности государств имеет внутригосударственное законода­тельство. В конституциях и других законодательных актах ука­зываются органы государства или лица, которые уполномочены вести переговоры, заключать договоры, устанавливается поря­док их ратификации, исполнения, денонсации.

Глава 12. Право международных договоров

В законодательстве России этим вопросам посвящены от­дельные статьи Конституции РФ, Федеральный закон от 15 июля 1995 г. «О международных договорах Российской Федерации» и некоторые другие нормативные акты.

Наши рекомендации