ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ В VI – VIII ВВ.
Славяне, как многие другие современные народы – германские, романские, иранские, индийские – относятся к древнему индоевропейскому языковому сообществу. Однако вопрос о том, кто такие славяне и откуда они пришли, в современной науке остается дискуссионным. Существует масса гипотез не только об исторической прародине собственно славянского этноса, но и о прародине индоевропейцев в целом. Эти гипотезы охватывают географическое пространство от Центральной Европы до Центральной Азии и от 12 до 3 тыс. лет до н.э.
Восточные славяне возникли в результате слияния праславян, носителей славянской речи, с различными другими этносами Восточной Европы. Аналогично происходил процесс образования западных и южных славян. Только в этом случае имело место смешение прасловянского элемента с народами, населявшими Западную Европу и Балканы.
Считается, что праславяне отделились от родственных им балтов в середине I тыс. до н. э. и первоначально их ареал расселения был весьма невелик. Первое упоминание о праславянах под именем венедов встречается в трудах Тацита и Плиния Старшего. Однако сведения эти весьма смутные и неточные. Дело в том, римские авторы не могли определить к кому относятся венеды – к сарматам или германцам. Хотя отмечали, что по быту и нраву венеды ближе всего к германским племенам. Исходя из трудов Тацита, предки славян занимали в ту пору территорию современной Юго-Восточной Польши, Юго-Западной Белоруссии и Северо-Западной Украины. Ко II веку н. э. славяне заселили Прикарпатье и часть побережья Балтийского моря. Вероятно расширение этнической территории славян продолжалось и в III-IV вв.
IV-VII века нашей эры получили название эпоха «Великого переселения народов». Кочевые племена гуннов, аваров, аланов двинулись с Востока в Европу. Из Скандинавии в Причерноморье проникают германские племена готов. Гуннское нашествие привело к значительным перемещениям населения степной и лесостепной полосы. Есть основания утверждать, что «Великое переселение народов» дало значительный стимул к расширению территории занимаемой славянами. Едва ли не главными врагами гуннов были германские и иранские племена, которых завоеватели оттесняли на запад. Хотя славяне, скорее всего, не были союзниками гуннов, они использовали сложившуюся ситуацию в свою пользу. В V веке продолжается движение славянских племён на запад, где они оттесняю германцев за реку Эльба. С конца V века начинается славянская колонизация Балкан, где они довольно быстро ассимилировали местное население: иллирийцев, далматов и фракийцев. Аналогичное движение славян происходило и на восток, в области современной Украины и Великороссии. В лесостепной полосе после гуннского нашествия местное население значительно уменьшилось, а в лесной оно никогда и не было многочисленным.
Византийские писатели VI века делят славян на две группы. Западную часть славян они называли склавины или склавии. Кроме того, византийцы упоминают антов, которых они считают особой группой славян. Возможно, от склавинов произошли современные западные славянские народы, а от антов – восточные. Византийские авторы выделяли антов как храбрейших из славян. Они обитали на территории от Днестра до Днепра. Анты и склавины, как правило, враждовали друг с другом. Этим умело пользовались византийцы, ещё больше сталкивая своих северных соседей. К сожалению, конкретные сведения об антах практически отсутствуют. Хронологические рамки существования Антского союза приходятся приблизительно на 30-е годы VI века – первые годы VII века. В дальнейшем он был сокрушён аварами, которых подговорила это сделать Византийская империя.
Кроме Антского союза источники позволяют предположить существование в VI-VII вв. ещё одного политического объединений восточных славян в Прикарпатье под названием Валианна. К сожалению, все ранние известия о славянах во многом не ясны и не поддаются точной географической и хронологической идентификации. Более достоверную информацию предоставляют русские летописи, дополненные византийскими, арабскими и другими иностранными источниками. Однако летописные известия были записаны не ранее XI века, когда память о первоначальных славянских объединениях начала стираться.
Происхождение термина «славяне» до сих пор не объяснено. Возможно, он связан со «словом», и так наши предки могли называть себя в отличие от народов, речь которых они не понимали (немцы). Тем не менее, термин «славяне» появился не сразу и не вдруг стал общеупотребительным. Не исключено, что древнейшее название было всё-таки венеды. Но так могла себя называть только часть предков славян, тогда как другие могли носить иные наименования. И только позднее (VI-VII вв.) утвердилось общее название славяне (словене).
Восточные славяне постепенно осваивали занятые густыми лесами пространства современного центра России. Древнейшим его населением были финно-угорские (чудь, весь, емь, эсты, мордва, черемисы, пермь, печора, ямь) и литовско-балтийские (пруссы, голяды, судены, корсы, ятвяги, литва, жмудь, латыши) племена. Разрозненные в политическом отношении и в большинстве своем находившиеся на более низшей стадии социально-экономического развития, эти племена подчинялись культурному влиянию славян, ассимилировались с ними; уступали без значительной борьбы часть своей территории, уходя на север, северо-восток, запад и северо-запад. Из-за взаимной ассимиляции славянского, угро-финского и балтийского населения все эти племена и народы можно, по мнению некоторых антропологов, считать предками современных русских, украинцев и белорусов.
Однако взаимоотношения восточных славян далеко не со всеми соседями были столь же мирными, как с угро-финами и балтами. На восточных и южных окраинах своей территории славяне постоянно испытывали натиск кочевых племен. Так, уже в ходе упоминавшегося «Великого переселения народов» славяне участвовали в готско-гуннской войне V в. н.э.; после поражения гуннов славяне на краткий срок вновь появились на исторической арене, как самостоятельный этнос, но в VI в.н.э. на них обрушилась новая волна кочевников – авары. Они заставляли славян платить дань Аварскому каганату и даже использовали славянских женщин как ездовой скот.
Внутренняя слабость Аварского каганата привела к его быстрому краху: уже в 90-х гг. VIII в. н.э. авары были окончательно разгромлены франками Карла Великого и в дальнейшем ассимилировались народами Западного Причерноморья и Подунавья (В языке восточных славян осталось лишь выражение: «изгибоша, аки обре», т.е. «погибли как авары»).
В VII-IX вв. н.э. славяне столкнулись с новыми народами – болгарами, уграми (мадьярами), хазарами. В Приазовье болгары создали государственное объединение «Великая Болгария», а хазары в Прикаспии - Хазарский каганат. Вскоре последовало присоединение «Великой Болгарии» к Хазарскому каганату. После этого часть болгар отошла на северо-восток, образовав впоследствии в Поволжье государство «Волжско-Камская Болгария», активно торговавшее с восточными славянами в X-XI вв., а также время от времени становившееся объектом военных походов первых русских князей.
Другая часть болгар перебралась на Балканы и покорила семь славянских племен. Эти болгары быстро ассимилировались со славянским населением и создали новое государство – Дунайскую Болгарию, - ставшее позднее территорией столкновения интересов Византийской империи и Древнерусского государства. Расцвет культуры, просвещения в Дунайской Болгарии в IX – начале XI вв. оказал большое влияние на культурное развитие соседних государств и народов, в том числе восточных славян.
Хазары же в VIII в. после опустошительного похода арабов отступают из Предкавказья в волжские, донские, донецкие степи, активно осваивая новые пространства. В первой половине IX в. многие народы и государства Юго-Восточной Европы, в том числе ряд славянских племенных союзов (поляне, северяне, вятичи) находятся в даннической зависимости от каганата и являются его вассалами. Но уже в 862 г. варяжские витязи Аскольд и Дир освободили полян от хазарской дани и сами стали править в их земле. Позднее князь Олег отнял у хазар уже два даннических славянских удела – северянский (884 г.) и радимичский (885 г.), а два военных похода Святослава (964 и 965 гг.) привели к тому, что это государство исчезло с лица земли.
Опустевшие в период упадка Хазарии днепро-донские степи были заселены венграми (мадьярами). Однако здесь эти угро-финские скотоводы пробыли сравнительно недолго, откочевав в Центральную Европу. В IX в. их сменили печенеги, неоднократно совершавшие сокрушительные набеги на русские земли и окончательно разгромленные Ярославом Мудрым в 1036 г.
Отношения славян (а позднее Древнерусского государства) с кочевниками все же не стоит сводить только к военным столкновениям. Существуют данные о торговле Руси со Степью (в том числе в X-XIII вв. с печенегами и половцами); об участии некоторых постепенно ассимилировавшихся со славянами и «оседавших» кочевых племен в защите границ Киевского государства.
Наиболее могущественным южным соседом восточных славян и Древней Руси была Византийской империя, на территорию которой славяне уже с VI в. н.э. совершали набеги, что, в свою очередь, способствовало обогащению племенной верхушки славян и ускорению распада у них первобытнообщинного строя.
С севера, из Скандинавии, на земли восточных славян в VIII-IX вв. проникают норманны (варяги). Они предпринимают попытки захвата территорий славян, основывают своеобразные «фактории» - центры торгово-ремесленного обмена (пример – Старая Ладога); позднее – нанимаются на службу к русским князьям. Норманнский элемент (так же, как и греческий, тюркский, кавказский, уже упоминавшийся угро-финский и балтский) сыграл немалую роль в формировании древнерусской народности, материальной и духовной культуры.
Главным занятием восточных славян являлось земледелие в сочетанием со скотоводством и различными промыслами. Чем севернее обитали славяне, тем большее значение приобретали промыслы. Тем более, что во внешней торговле большую роль играл экспорт пушнины, которой были так богаты славянские земли.
Процесс социально-экономического развития у восточных славян протекал неравномерно. Очень быстро развивались племена, жившие на Среднем Днепре и в Приднестровье. Здесь были весьма благоприятные для земледелия условия, кроме того, славяне унаследовали многовековой сельскохозяйственный опыт жившего здесь иранского и фракийского населения. В этих районах с давних пор развивалось пашенное земледелие, и часть полученного продукта вывозилась на рынки Причерноморья. О стабильности этих торговых отношений говорят многочисленные клады римских и византийских монет. В то же время на остальной территории Восточной Европы еще долго господствовало подсечное земледелие. В первый год деревья подрубали. На второй год высохшие деревья сжигали и, используя золу как удобрение, сеяли зерно. Три-четыре года участок давал неплохой урожай, потом земля истощалась, и приходилось переходить на новое место. Такой вид земледелия требовал большого объема работ, а значит, коллективной организации труда и общинной собственности. Таким образом, подсечное земледелие консервировало первобытные отношения в виде патриархальных семейных общин.
К IX веку появление новых земледельческих технологий и орудий труда делают повсеместно доступным ведение самостоятельного хозяйства каждой малой семье в отдельности. На смену патриархальной семейной общине приходит территориальная сельская община, состоящая из малых семей.
Славяне VI-IX вв. н.э. возделывали рожь, пшеницу, просо, гречиху; разводили крупный и мелкий рогатый скот, птицу; в качестве подсобных промыслов занимались охотой, рыбной ловлей и бортничеством (сбор мёда диких пчёл).
Важным изменением в жизни славян в VII-IX вв. явилось отделение ремесла от сельского хозяйства. Раньше всего обособляется обработка металлов и гончарное производство; затем появляются другие ремёсла – камнерезное, слесарное, бондарное, ювелирное и т.д. Ремесленники изготавливали из железа орудия труда и оружие; владея приемами зерни, скани, эмали, создавали замечательные украшения. Славяне были замечательными умельцами по обработке кости.
Поселения ремесленников со временем превращались в места производства и обмена товаров, политико-административные, культурные, религиозные центры, т.е. в города. Нередко города располагались на месте старых племенных святилищ или оборонительных сооружений. Так возникли Ладога, Ростов, Киев, Суздаль, Переяславль, Псков, Новгород, Белоозеро, Полоцк, Чернигов, Любеч, Смоленск.
В города на торг съезжалось окрестное население, приезжали купцы из других городов Руси и даже других стран. Торговали в основном хлебом, мехами, солью, воском, полотнами, мёдом, скотом и рабами. Главными путями сообщения были реки, по которым и располагались города. В качестве средств обращения на Руси использовались меховые деньги (куны, резаны, векши, ноганы и др.), а также восточные, византийские и западноевропейские серебряные монеты. С конца Х в. на Руси стали чеканить свою золотую и серебряную монету, которая затем уступила место золотым слиткам – гривнам.
Селения славян укреплялись обычно валами и рвами. Дома были небольшие (25-30 кв.м.), наземного и полуземляночного типа. Отапливались дома печами без дымохода, сложенными из камней и глины.
Таким образом, уже в VI – VIII вв. н.э. восточные славяне достигли значительного уровня производительных сил, ни в чём не отставая от других народов Европы.
Общественный строй славян этого периода характеризуется как «военная демократия». У славян шло имущественное и социальное расслоение, племенная знать (старейшины, вожди) накапливала материальные ценности. Существовало у славян и патриархальное рабство. Они брали пленных для того, чтобы получить за них выкуп или продать в рабство. Если этого сделать не удавалось, то пленники отпускались на волю или оставались среди славян на положении свободных.
Согласно известной летописи «Повесть временных лет» написанной в XII веке монахом Нестором, у восточных славян в VIII–IX вв. наряду с интенсивным распадом родоплеменных отношений шёл процесс создания крупных племенных групп (союзов); причём у каждого из союзов было своё «княжение». Эти союзы, представлявшие собой довольно стабильные политические объединения и сложные этнические общности, размещались следующим образом: в верховьях Днепра, Волги и Западной Двины обитали многочисленные кривичи, расселявшиеся на север и северо-восток. Часть кривичей, заселивших берега реки Полоты, назывались полочанами. У реки Волхов и озера Ильмень жили словене; в Полесье, между Припятью и Березиной – дреговичи, между Сожем и Ипутью – радимичи. По рекам Десне, Сейму, Суле тянулись земли северян; в верховьях Оки, расселяясь всё дальше вниз по течению, жили вятичи, по берегам Среднего Днепра обитали поляне. По рекам Уж и Тетерев лежали земли древлян; на Волыни жили дулебы (волыняне), по склонам Карпатских гор – хорваты, а от низовьев Днепра до устья Дуная протянулись земли уличей и тиверцев.
Племенные союзы состояли из нескольких племён, а те, в свою очередь, из нескольких поселений (от 3 до 15). Высшим органом власти в VI–VIII вв. было народное собрание (вече), решавшее все важные вопросы. По данным источников, в VIII–X вв. у восточных славян начинается процесс феодализации общества, появляется феодальная собственность на землю. К сожалению, письменные источники о феодальном землевладении чрезвычайно скудны. Мы знаем, что такие города, как Белгород, Изяслав, Вышгород (а также расположенные вокруг них сёла) принадлежали князьям. Но нет никаких сведений о том, как шёл процесс развития феодальных отношений у восточных славян. Очевидно, это происходило примерно так же, как в Западной Европе.
Процесс имущественной дифференциации у варваров (германцев, славян) влёк за собой появление аллода, т.е. свободно отчуждаемого земельного надела, принадлежавшего лично свободному общиннику, а не общине. Родоплеменная знать постепенно превращалась в землевладельцев-феодалов, захватывая свободные, неиспользуемые земли и сажая на них пленников, челядь и холопов (рабов); получая землю как военную добычу или на правах держания от верховного правителя на условии несения военной службы (бенефиций) с последующим превращением этого участка в феод или вотчину, т.е. привилегированное наследственное держание. Князь, бояре, дружинники захватывали земли свободных общинников, экономическими и внеэкономическими методами превращая их в феодально зависимых людей.
Славяне VI – IX вв. были язычниками, обожествлявшими сначала силы природы; позднее поклонявшимися Роду – древнему землевладельческому божеству – и рожаницам – богиням благополучия и плодородия. В последний перед принятием христианства период оформляется уже целый пантеон языческих божеств (Ярило – бог солнца; Стрибог – бог воздушной стихии; Велес или Волос – покровитель скота, а также музыки и песен; Мокошь – покровительница женщин, домашнего очага и хозяйства и др.) во главе с богом грома и молнии Перуном, превратившимся в княжеско-дружинного бога войны. Славяне поклонялись также колодцам, камням и озёрам, рощам и отдельным деревьям. Священным деревом у них был дуб; священным животным – кабан, конь, медведь, козёл, змея, кукушка, ворон. Богам приносили жертвы, иногда человеческие, в специально отведённых местах – требищах. В роли первосвященников часто выступали князья, но были и особые жрецы – волхвы и кудесники, которые молились и совершали различные обряды на требищах, а также в капищах (языческих храмах). На основе язычества у славян сложилось богатое устное народное творчество – песни, заклинания и заговоры, былины, пословицы и поговорки, загадки, сказки.
Таким образом, на рубеже VIII–IX вв. у восточных славян заканчивается переходный период от первобытнообщинного строя к раннему феодализму, происходит деление общества на классы – сословия феодального общества. К концу IX в. восточные славяне уже стояли на пороге возникновения государственности. Вопрос о том, каким будет это государство, какое племя станет центром восточнославянского мира и начнёт подчинять других. Было возможно и возникновение на территории Восточной Европы нескольких государств (как у западных и южных славян).