Определение понятия Социальный институт

1. Совокупность лиц, организаций, учреждений, материальных средств, которые обеспечивают удовлетворение определенной общественной потребности (комплекса потребностей);

2. Система норм, правил, образцов поведения, регулирующая человеческую жизнедеятельность и организующая их в систему статусов и социальных ролей.

Первичная и вторичная социализация

Первичные и вторичные институты социализации:

— Первичные институты — неформальные объединения, обеспечивающие формирование личности.

— Вторичные — формальные институты, обеспечивающие усвоение личностью социальных ролей, связанных с разделением труда.

Типология семьи

Форма семьи:

— нуклеарная (состоящая из взрослых родителей и зависящих от них детей).

— расширенная = нулеарная + родственники.

Форма брака:

— моногамия (от греч. monos — один) — брак одного мужчины с одной женщиной (в одно время)

— полигамия (греч. poly — много) — более одного партнера в супружестве виды полигамии

Формы полигамии:

— групповой брак — несколько мужчин и несколько женщин находятся одновременно между собой в брачных отношениях (например, на Маркизских островах)

— полиандрия — многомужество (например, в некоторых племенах Южной Индии и Тибета)

— полигиния — многоженство (например, в мусульманских странах)

Выбор предположительного партнера:

— экзогамия (правила регулирования браков вне определенных групп)

— эндогамия (правила, регулирующие браки внутри определенных групп)

Правила ведения родословной и наследования имущества

— мужская линия,

— женская линия.

Мезальянс

— Социальный (сословный),

— культурный,

— этнический,

— возрастной.

Полная и неполная семья

Феномен сиротства

Отношения общества, государства и семьи в европейской традиции

Античность — семья и государство. Роль государства в регулировании рождаемости, воспитании детей.

Средневековье — семья и церковь, община. Роль церкви в регулировании рождаемости, воспитании детей.

Семья в утопических учениях. Разрушение семьи, общность жен. Попытки реализации.

Современность — семья и органы опеки.

ЛИТЕРАТУРА

Краткий словарь по социологии. — М., 1998

Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. М., 1969

Осипов Г.В. Институциональная социология. М., 1993

Харчев А. Г., Мацковский М. С. Современная семья и её проблемы. М., 1978

Капитонов Э.А. Социология XX века: История и технология. — Ростов на Дону, 1996

Платон. Государство

Плутарх. Ликург.

Библия: Бытие, Исход, Второзаконие, 3 Царств, Песнь Песней, Евангелия от Матфея, Луки

Гросрихард Алэн. Структура гарема М., 1979

Гиббон Э. История упадка и крушения Римской Империи. М., 1994

Карамзин Н.М. История Государства Российского. Т. I, гл 9

Законы XII таблиц. Хрестоматия по истории древнего мира. Под ред. В. В. Струве. Том III. Древний Рим. М.: Учпедгиз, 1953 г. Док. №8

Коран. 4. Женщины

Гомер. Илиада. Песнь XXII

Гомер. Одиссея.

Маркс Карл, Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., 2 изд., т. 4, с. 419–459

Томмазо Кампанелла Город Солнца. М.-Л. 1947

XIII. ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

Внешние признаки института образования

Институт образования в современной России

Функции образования

1. ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ В ИСТОРИИ ЕВРОПЫ. АНТИЧНОСТЬ

1.1. Ценности, нормы, формируемые институтом образования

1.2. Методы воспитания и обучения

1.3. Образцы поведения, реализующие социальные ценности

1.4. Нормативная цель государственной системы образования

1.4.1. Воспитание воина-патриота

1.4.2. Националистическая составляющая образования

1.5. Высшее образование

2. ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ В ИСТОРИИ ЕВРОПЫ. СРЕДНИЕ ВЕКА

2.1. Начальное образование. Семь свободных искусств

2.2. Монастырские школы

2.2.1. Внутренние школы

2.2.2. Внешние школы

2.3. Образование феодалов.

2.4. Образование женщин

3. УНИВЕРСИТЕТЫ. ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СРЕДНИЕ ВЕКА И В НОВОЕ ВРЕМЯ

3.1. Отличия монастырской школы от университета.

3.2. Формат обучения

3.3. Хроника университетского образования

3.4. Статистика:

3.5. Образ жизни университета

3.6. Форма занятий.

3.7. Ученые степени

3.7. Студенческая жизнь

4. МЕСТО ИНСТИТУТА ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

ВВЕДЕНИЕ

Каждый социальный институт имеет как специфические особенности, так и общие признаки с другими институтами.

Наши рекомендации