Особенности подготовки программы
Несмотря на импровизационный характер ток-шоу, существует определённый сценарный план подготовки программы. «Журналист не может не учитывать множество обстоятельств, связанных со съёмками. Ведь чтобы даже простейший в техническом отношении материал (запланированное интервью, например) состоялся, необходимо, чтобы было сделано очень многое. Съёмочная группа в нужном составе, полностью оснащённая и готовая к работе, выступающий журналист – все должны быть в нужном месте в строго оговоренные сроки»[27].
«Сценарная разработка «разговорного представления» - некое русло, приготовленное для того, чтобы точно направить поток мыслей приглашённых людей, обозначить постановку проблемы и линию поведения ведущего, продумать возможные выводы»[28].
Первая составляющая передачи в жанре ток-шоу – это, конечно же, её ведущий. Он – «сам по себе фактор, привлекающий внимание. Как бы ни была интересна, например, тема разговора, если ведущий вызывает антипатию, программа провалится»[29]. О роли ведущего в ток-шоу подробнее во втором параграфе.
Следующий пункт подготовки программы – это тема. Зачастую именно ведущий выбирает тему передачи.
«Мне кажется, обязательное условие, чтобы ведущему самому была интересна тема, которую он выбирает. Иной раз смотришь ток-шоу: ведущий задает вопрос, а ответ его не интересует – это видно по глазам, он думает о своем или о том, что бы еще спросить. Пустые глаза, и такому человеку рассказывать что-то неинтересно, собеседник он не очень хороший»[30], - считает Елена Ханга, некогда ведущая ток-шоу «Про это» и «Принцип домино» на канале НТВ.
Очень важно, чтобы тема была чётко сформулирована, в противном случае двусмысленность каких-либо терминов может дать широкие возможности для простых пререканий противоположных сторон. Тогда ток-шоу может превратиться в обычную ссору без цели и следствий. Чем серьёзнее тема, тем труднее обеспечить лёгкость, популярность, да и логическое развитие действия. Для этого достаточно сравнить политические ток-шоу «К барьеру!» и, допустим, «Культурную революцию».
Не каждая тема годится для ток-шоу, как, впрочем, и для любой программы, имеющей свои специфические признаки. Существуют постоянные темы, сменяющиеся, например, с изменением времени года. Весной – клещевой энцефалит, зимой – отопление, летом – дизентерия и т.д. Задача ток-шоу не дать информацию о проблеме, а разобраться в её причинах и предложить решение. В соответствии с этим выбирается тема передачи. Однако каждое ток-шоу отличается своей тематической направленностью. Это тоже необходимо учитывать. Например, избиение четырнадцатилетней девочки своей одноклассницей («Пусть говорят» с Андреем Малаховым) никогда бы не обсуждалось в «Школе злословия».
После того как определена тема передачи, необходимо решить кого на неё пригласить. Гости - в основном люди, чем-то прославившиеся или просто интересные своими поступками, мыслями, образом жизни. Это выдающиеся специалисты, яркие личности и звёзды. В ток-шоу может быть несколько частей минут по пятнадцать, и в каждой части новые гости. Так их можно менять круглые сутки. Для примера достаточно вспомнить некогда существовавшее ток-шоу «Окна», где обсуждалась одна история, однако причастные к ней гости постоянно сменяли друг друга. «Участников разговора в момент говорения показывают, и все же, если их будет больше трех-четырех, опять же не считая ведущего, у зрителей начнет рябить в глазах. Обращаю внимании - гости, не задействованные в этой части разговора, могут мирно сидеть на лавочках, они не считаются. К тому же большее количество участников ничем не обосновано, какой бы ни была обсуждаемая проблема, количество точек зрения не может быть бесконечным.
Необходимое пояснение - под участниками разговора понимаются главные герои программы, четко выделенные из аудитории, из зрителей, которые могут сидеть в студии. Сама аудитория может доводить количество присутствующих в студии хоть до сотни, если по головам посчитать, но она воспринимается именно как "аудитория", то есть нечто безликое, иногда задающее вопросы, идентификации каждого спросившего у зрителей не происходит»[31]. А вот у гостей есть определённые роли в зависимости от которых ведущий задаёт разные типы вопросов. Итак, роли гостей ток-шоу:
- Звезда - "известный человек, актер, политик, писатель и др. В программе, формат которой разговоры со знаменитостями, именно их присутствие является главным "крючком" для аудитории. И такая модель программы очень распространена, так как успех ее почти гарантирован, а роль ведущего может быть сведена к минимуму. В данном случае предполагается, что зрителям интересно все, что может сказать этот человек, все, что с ним связано: его мысли по какому-либо поводу, где он проводит отпуск, что ест на завтрак. Эти незначительные в общем-то факты приобретают значение в глазах аудитории именно потому, что их сообщает известный, интересный им человек. Зрителю интереснее следить за обсуждением, если в нём участвуют звёзды»[32]. Например в ток-шоу «Принцип домино» очень часто приглашались знаменитости для того, чтобы рассказать зрителям какую-нибудь ерунду, однако этот элемент передачи пользовался успехом, просто потому что говорящими были звёзды. Вот и участница группы «Тутси» была приглашена на ток-шоу только для того, чтобы рассказать, что она боится сухих колготок.
- Личность - «известен этот человек аудитории или нет - не важно. Он представляет интерес как человек, имеющий какой-то замечательный, уникальный личный опыт, о котором он и рассказывает. Это может быть все, что угодно, - изобретение машины времени, удачная попытка бросить курить, долгое пребывание в монастыре или сто свадеб и разводов за десять лет. Как личность в программу может быть приглашен и известный человек, для рассказа о том, как он стал таким знаменитым актером, спортсменом, ученым. Вопросы ведущего должны раскрыть личный опыт приглашенного. Вопросы, например, человеку, бросившему курить, задаются именно как человеку, бросившему курить, и так или иначе связаны с этим его достижением. Если человек, бросивший курить, начнет делиться своими мыслями по поводу того, как нам обустроить Россию, это будет смешно. Нужно отдельно сказать, что "лицо" и "личность" - это редкий пример того, как разные роли могут совмещаться в одном участнике программы. Известный человек может рассказывать о своем личном опыте, то есть "звезда" может переходить "в личность". А вот обратный переход уже невозможен»[33]. Например в передачу «Малахов +» часто приглашались обычные люди, которые благодаря своему упорству и народной медицине смогли победить болезнь.
- Тип - «это типичный представитель какой-то группы, которая сама по себе интересна для аудитории. Вопросы к нему подразумевают множественное число: "вы, космонавты...", "вы, гомосексуалисты...", "вы, живодеры...", "вы, дворники...", "вы, студенты..."»[34].
- Специалист - «человек, которого приглашают исключительно из-за его знаний. Задавая вопросы специалисту, ведущий обращается к его познаниям, он интересен не сам по себе как человек, интересно его мнение как специалиста»[35]. Такой человек присутствует практически в каждом ток-шоу, чтобы трезво оценить ситуацию. Например, в программу «Пусть говорят» Часто приглашаются юристы, адвокаты, медики и т.д.
- Очевидец - «этот человек может быть никому не известен, не интересен как личность с заурядной социализацией. Он может быть специалистом только в области подсчета ворон, он приглашается в разговорную программу потому, что имел счастье или несчастье стать свидетелем каких-то интересных для зрителей событий, явлений. Интересен не он, а его наблюдения. Вопросы ведущего адресуются к его случайно полученным знаниям, наблюдениям, опыту. Это может быть участник военного конфликта, человек, спасшийся в катастрофе, киномеханик Сталина. Студент, сдавший сессию»[36].
- Болтун - «интерес аудитории вызывает, прежде всего, сам процесс разговора в его монологической фазе, о чем говорится - уже не так важно. Как правило, но не обязательно, это люди с даром комиков, юмористов. Обычно это коротенькие программки, развлекательные. Ну, появляется в утреннем эфире человек и что-то набалтывает на заданную тему». Однако иногда болтунов приглашают и в серьёзные телепередачи. Известный болтун, которого всегда рады видеть на теледебатах – Владимир Жириновский. С ним рейтинг программ моментально взлетает, не потому, что его слова интересны обществу, а просто потому, что Жириновский умеет устраивать шоу.
Носитель идеи - «Идея, с которой этот человек приходит в студию, должна быть достаточно интересной для аудитории: возрождение монархии, перенесение столицы в Санкт-Петербург, эффективный способ лечения рака в домашних условиях, необходимость повышения квартплаты на триста процентов. Вопросы ведущего должны помочь гостю изложить эту идею, ведущий должен помочь аудитории найти ее слабые и сильные стороны»[37].
Подробнее о вопросах. С точностью сказать, что выбор героя зависит от темы, а выбор вопросов от героя нельзя. В ток-шоу всё взаимосвязано, одно вытекает из другого и каждый раз звенья в этой цепочке меняются местами. Отчасти потому, что ток-шоу, вероятно, самый непредсказуемый жанр телевидения. Никогда не знаешь, в какую сторону может повернуться беседа, поэтому нужно просчитать все варианты и быть готовым к любым неожиданностям. «Дело в том, что вопросов в том виде, в каком они звучат в эфире, до эфира, заранее просто не существует. Невозможно написать вопросы, а потом выучить их наизусть до буковки»[38]. Сколько нужно вопросов для одной передачи зависит от собеседника. Но всегда нужно помнить об одном условии – важности первого вопроса. «Кто как его называет. Кто "крючок", кто "гарпун", кто "гвоздь". Считается, что первый вопрос принципиально важен. Он должен "зацепить", "пригвоздить" зрителей, чтобы они не отрываясь, как прибитые, посмотрели всю программу»[39]. Но не стоит быть категоричным. Первый вопрос должен захватить внимание зрителя, он должен быть ярким, возможно парадоксальным, а вот удержать внимание – это уже задача для второго вопроса, а значит, он должен быть не хуже. Одно из первых правил написания хорошего текста – запоминающиеся первый и последний абзац. То же самое относится и к вопросам ток-шоу. Последний вопрос – это финальная точка, подведение итогов. Е. Енин в своей книге «Дао разговорной программы» предлагает три варианта последнего вопроса для разговорной программы:
- «Вариант первый. Резюмирующий вопрос. "Итак, вы утверждаете, что все у нас будет хорошо?"
- Вариант второй. Вопрос, не имеющий отношения к теме разговора. Раскрывающий гостя с неожиданной стороны. Маленький такой взрыв, финальный фейерверк. Нет, это не переход на новую тему, это "одиночный" вопрос, предполагающий возможность короткого ответа. "Это правда, что вы стали дедушкой?"
- Вариант третий. Без финального вопроса. "Сбить" на лету. Гость что-то эмоционально говорит, ведущий: "Вот на этой высокой ноте..."»[40] Однако не всегда преследуется цель «сбить» человека. Частенько ведущие таким образом просто прибегают к помощи говорящего. Например, Александр Гордон подвёл итоги очередного «Закрытого показа», сразу после слов одного из гостей фразой «Комплимент прозвучал вовремя, потому что мы должны закончить программу».
«Если участник программы сам по себе достаточно интересен, то что и как он говорит, какие вопросы задает ему ведущий, уже не суть важно. Если удастся заполучить в студию дьявола ("звезда"), то достаточно будет одного вопроса: "Ну как там?" - и все прилипнут к телевизорам, даже если дьявол будет бубнить, шепелявить и нести полную чушь»[41]. Тому же Жириновскому только волю дай, будет говорить до конца передачи, ещё и ведущему не даст сказать ни слова. ЦИТАТА
Какие вопросы будут заданы, зависит не только от темы разговора, его участников, но и от аудитории на которую нацелена программа. Также нужно постараться угадать, что большинство аудитории уже знает, и на какие вопросы зрители хотели бы услышать ответы. Нужно подавать не только актуальную, но и новую информацию.
После определения вопросов, Енин предлагает следующий шаг подготовки – предынтервью. Из предынтервью можно узнать правильно ли ведущий представляет себе ситуацию, спросить есть ли что-то значительное, о чем следует рассказать, но это не предусмотрено в вопросах. Возможно, собеседник выведет ведущего на человека, который мог бы стать интересным участником ток-шоу. Предынтервью проходит в два этапа. «Первый этап - это когда звонишь потенциальному гостю и приглашаешь его в эфир. Определяется, того ли ты человека зовешь. Вдруг тема разговора совершенно не его тема? Просто звонишь: "Иван Иваныч, тут у нас такое событие, можете ли вы прийти сегодня вечером на "Стенд" поговорить об этом?" Иван Иванович или согласится, или скажет: "Ну что вы, я этим не занимаюсь, а вот Иван Петрович как раз курирует это направление". - "Иван Петрович, тут у нас такое событие, можете ли вы прийти сегодня вечером на "Стенд" поговорить об этом?" - "Да, конечно". Гость найден. Начинается второй этап»[42]. Второй этап бывает двух типов. Первый: ведущий встречается с гостем заранее и подробно обсуждает, о чём будет идти речь в программе. Второй вид практически не отличается от первого, разве что сам разговор происходит непосредственно перед эфиром.
Не менее важной в драматургии ток-шоу является следующая составляющая – аудитория. Оказывается подобрать правильную аудиторию для определённой передачи – особое искусство.
«На следующий день меня пригласили для массовки в ток-шоу "Пусть говорят". Нас, кто создавал антураж, было человек 40. Большинство - бабушки-пенсионерки, которые ходят на запись передачи, как за хлебом. Вернее, на его заработки. На голове - причесон с бантом, в руках - авоська с бутербродами и курицей (за день снимают по 3 - 4 серии, а есть что-то надо...). Но таких телевизионщики уже знают в лицо и на первые ряды пристраивают "свежие лица". В студии душно. Все послушно проходят инструктаж.
- Сумки спрятать под ноги, не на вокзале! Никаких случайных хлопков, даже если поддерживаете позицию героя, все аплодисменты - только по команде: следите, когда начинают хлопать, и повторяйте. Не говорить отсебятины, а то, что вам роздано!
Для участников массовки расписаны не только вопросы, даже реплики типа «Если ты такая умная, езжай в свой Урюпинск»[43].
У аудитории есть свои функции. Во-первых, вопросы от зрителей служат неким спасательным кругом для ведущего на случай, если у того кончатся вопросы (так появился сам жанр). «В каких-то форматах возможность получать вопросы от зрителей обязательна, например в формате "специалист", зрителям интересно получать ответы на "настоящие", "народные" вопросы, их будет привлекать возможность задать свой вопрос. К тому же зрители задают такие вопросы, до которых ведущий никогда не додумается. Если речь идет о новом законе, то зрители придумают десятки способов его обойти. Они могут дать оценку вашему собеседнику - верят они ему или не верят. Один живой, конкретный вопрос от пенсионеров, если речь идет о новых коммунальных тарифах, стоит десяти абстрактных вопросов от ведущего. Вопросы от зрителей, которые сидят в студии, это тоже в какой-то степени обратная связь, эти люди играют роль делегатов всей зрительской аудитории»[44].
Во-вторых, аудитория создаёт настрой, эмоциональный фон в студии. Зрителям в ток-шоу вовсе не обязательно задавать вопросы. Например, вечно молчащая публика «Школы злословия» с Татьяной Толстой и Авдотьей Смирновой придаёт программе официальности и серьёзности, а близко сидящие зрители «Культурной революции» создают эффект единения с народом и доверительных отношений.
Когда все главные составляющие программы определены, остаётся решить второстепенные, но не менее сложные проблемы. Больших усилий составляет продумать время съёмок, чтобы все гости смогли прийти на передачу, особенно, если ток-шоу идёт в прямом эфире. «Есть время начала программы. Фиксированное. Нужно успеть. Нужно, чтобы были готовы все сюжеты. Нужно, чтобы не опоздал гость. Отложить начало новостей минуток на десять, чтобы гость успел выехать из пробки, а репортер домонтировать сюжет, - нельзя. На телевидение - или сделали к началу программы, или все пропало»[45]. Если передача по каким-либо причинам не вышла в эфир, всю ответственность на себя берёт ведущий. Профессионалы очень остро переживают подобный провал, ведь от ведущего в ток-шоу зависит очень многое.