Вопрос 6. Система нормативно-правовых актов

Нормативный правовой акт (НПА) — официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица), иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т.д.) или путём референдума с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределённый круг лиц и неоднократное применение.

НПА — это акт правотворчества, который принимается в особом порядке строго определёнными субъектами и содержит норму права.

Нормативный правовой акт в Российской Федерации — является основным, доминирующим источником права.

Признаки нормативных правовых актов:

· Нормативный характер

· Это правовой акт

· Является результатом правотворчества

· Общеобязательность

· Оформление в виде официального документа

· Определённый порядок группировки правовых норм.

Иерархическая система нормативных правовых актов России:

1. КОНСТИТУЦИЯ РФ

2. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ

3. УКАЗЫ ПРЕЗИДЕНТА

4. ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА

5. НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ

НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ:

1) Законы

2) Подзаконные акты

Закон– нормативно-правовой акт, принятый в особом порядке органами законодательной власти, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

I) По юридической силе:

· Конституционные(конституции, законы, которыми вносятся изменения и дополнения к конституции)

· Обыкновенные (не могут противоречить конституционным, не могут их отменить, принимаются на их основе)

· Кодифицированные комплексно регулирующие группу однородных отношений

· Текущие – посвященные отдельным/специальным вопросам

II) В федеративных государствах:

· Федеральные законы (действие распространяется на всю территорию)

· Законы субъектов (только на территории субъекта, должен соответствовать федеральным законам)

III) По характеру действия:

· Постоянные (действие не ограничено во времени)

· Временные (на определенный срок)

· Чрезвычайные (в случае чрезвычайных обстоятельств)

Правотворческий процесс складывается из ряда стадий:

1. Стадия законодательной инициативы. Речь идет о первичном официальном действии компетентного субъекта, состоящем во внесении в Правотворческий орган или предложения об издании нормативного акта или Подготовленного проекта акта.

2. Решение компетентного органа о необходимости издания акта, выработке - проекта, включении в план законопроектных работ и т.п.

3. Разработка проекта нормативного акта и его предварительное Обсуждение. Процедуры того и другого различаются в зависимости от важности проекта, от того, кому поручена его разработка, а также от характера будущего нормативного акта (общегосударственный акт или ведомственный). Наиболее важные проекты выносятся на всенародное обсуждение, подготовке других принимают участие консультативные группы ученых и специалистов.

4. Рассмотрение проекта нормативного акта в том органе, который уполномочен его принять.

5. Принятие нормативного акта путем голосования в государственной Думе, одобрения Советом Федерации и подписания Президентом России.

6. Доведение содержания принятого акта до его адресатов путем официального опубликования закона.

Подзаконный нормативно-правовой акт – нормативный правовой акт компетентного органа (организации), изданный в соответствии с законом и ему не противоречащий.

Издаются органами исполнительной власти в пределах их компетенции во исполнение действующих законов.

По сфере действия:

· общие (действуют на всей территории страны)

· местные (в отдельной местности)

· локальные (внутри организаций, предприятий, учреждений)

Действие нормативно-правовых актов о времени, пространстве и по кругу:

Нормативно - правовой акт действует во времени, по территории, предметам действия и по кругу лиц, на которых распространяются нормы данного акта.

Наши рекомендации