Вопрос 6. Система нормативно-правовых актов
Нормативный правовой акт (НПА) — официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица), иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т.д.) или путём референдума с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределённый круг лиц и неоднократное применение.
НПА — это акт правотворчества, который принимается в особом порядке строго определёнными субъектами и содержит норму права.
Нормативный правовой акт в Российской Федерации — является основным, доминирующим источником права.
Признаки нормативных правовых актов:
· Нормативный характер
· Это правовой акт
· Является результатом правотворчества
· Общеобязательность
· Оформление в виде официального документа
· Определённый порядок группировки правовых норм.
Иерархическая система нормативных правовых актов России:
1. КОНСТИТУЦИЯ РФ
2. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ
3. УКАЗЫ ПРЕЗИДЕНТА
4. ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА
5. НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ
НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ:
1) Законы
2) Подзаконные акты
Закон– нормативно-правовой акт, принятый в особом порядке органами законодательной власти, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.
I) По юридической силе:
· Конституционные(конституции, законы, которыми вносятся изменения и дополнения к конституции)
· Обыкновенные (не могут противоречить конституционным, не могут их отменить, принимаются на их основе)
· Кодифицированные комплексно регулирующие группу однородных отношений
· Текущие – посвященные отдельным/специальным вопросам
II) В федеративных государствах:
· Федеральные законы (действие распространяется на всю территорию)
· Законы субъектов (только на территории субъекта, должен соответствовать федеральным законам)
III) По характеру действия:
· Постоянные (действие не ограничено во времени)
· Временные (на определенный срок)
· Чрезвычайные (в случае чрезвычайных обстоятельств)
Правотворческий процесс складывается из ряда стадий:
1. Стадия законодательной инициативы. Речь идет о первичном официальном действии компетентного субъекта, состоящем во внесении в Правотворческий орган или предложения об издании нормативного акта или Подготовленного проекта акта.
2. Решение компетентного органа о необходимости издания акта, выработке - проекта, включении в план законопроектных работ и т.п.
3. Разработка проекта нормативного акта и его предварительное Обсуждение. Процедуры того и другого различаются в зависимости от важности проекта, от того, кому поручена его разработка, а также от характера будущего нормативного акта (общегосударственный акт или ведомственный). Наиболее важные проекты выносятся на всенародное обсуждение, подготовке других принимают участие консультативные группы ученых и специалистов.
4. Рассмотрение проекта нормативного акта в том органе, который уполномочен его принять.
5. Принятие нормативного акта путем голосования в государственной Думе, одобрения Советом Федерации и подписания Президентом России.
6. Доведение содержания принятого акта до его адресатов путем официального опубликования закона.
Подзаконный нормативно-правовой акт – нормативный правовой акт компетентного органа (организации), изданный в соответствии с законом и ему не противоречащий.
Издаются органами исполнительной власти в пределах их компетенции во исполнение действующих законов.
По сфере действия:
· общие (действуют на всей территории страны)
· местные (в отдельной местности)
· локальные (внутри организаций, предприятий, учреждений)
Действие нормативно-правовых актов о времени, пространстве и по кругу:
Нормативно - правовой акт действует во времени, по территории, предметам действия и по кругу лиц, на которых распространяются нормы данного акта.