Сущность и виды связей с общественностью
Связи с общественностью – public relations (PR) — планируемые, продолжительные усилия, направленные на создание и поддержание доброжелательных отношений и взаимопонимания между предприятием и его общественностью; под «общественностью предприятия» понимаются работники, партнеры и потребители (как местные, так и зарубежные).
Основная цель ведения деятельности PR предприятием заключается в создании внешней и внутренней социально-политической и психологической среды, благоприятной для успеха предприятия, обеспечение необходимого поведения этой среды в отношении предприятия.
Основными направлениями PR являются:
· работа со средствами массовой информации;
· отношения с потребителями;
· отношения с партнерами;
· отношения с местной общественностью;
· отношения с работниками;
· отношения с государством и местными органами управления;
· отношения с инвесторами;
· управление кризисом.
Для достижения целей PR используются многочисленные и разнообразные средства и приемы. Их можно классифицировать следующим образом.
Связь со средствами массовой информации (пресса, телевидение, радио). Основными приемами в этом случае являются:
· организация предприятием пресс-конференций и брифингов;
· рассылка в средства массовой информации пресс-релизов, ньюс-леттеров (пресс-бюллетеней, корпоративных бюллетеней);
· производство при участии предприятия теле- и радиорепортажей, написание статей о предприятии, его сотрудниках или сфере деятельности;
· организация интервью руководителей, других сотрудников предприятия средствами массовой информации;
· установление доброжелательных, а по возможности и дружественных связей с редакторами и другими сотрудниками средств массовой информации.
PR посредством печатной продукции'.
· публикация ежегодных официальных отчетов о деятельности предприятия;
· издание фирменного пропагандистского проспекта;
· издание фирменного журнала.
Участие представителей предприятий в работе съездов и конференций профессиональных или общественных организаций.
Организация предприятием всевозможных мероприятий событийного характера.
PR-деятельность предприятия, направленная на органы государственного управления. Данное направление PR может быть реализовано посредством следующих мероприятий:
· выдвижение предприятием своих людей в органы государственного управления (формирование лобби);
· представление товаров-новинок, отличающихся высшим качеством, руководителям государства;
· привлечение, приглашение первых лиц государства к участию в торжествах, устраиваемых предприятием.
PR в Интернете. Возможности сети позволяют использовать в целях PR такие средства, как:
· размещение в Интернете собственного веб-сайта коммуникатора;
· передачу информационных материалов через списки рассылки;
· участие в интернет-конференциях по проблемам, интересующим отправителя;
· издание собственных электронных газет.
Благожелательное освещение предприятия в художественных произведениях и со сцены, участие коммуникатора в процессе производства художественных кино- и телефильмов.
Другие средства PR. К ним относятся:
· презентации;
· дни открытых дверей;
· фотовыставки;
· публичные выступления.
Традиционные этапы PR-кампании:
1) оценка сложившейся ситуации;
2) формулирование целей кампании;
3) определение и изучение целевой аудитории;
4) выбор инструмента воздействия;
5) разработка бюджета кампании;
6) проведение запланированных в рамках кампании мероприятий;
7) заключительный контроль итогов кампании и оценка ее эффективности.