Понятие массовой коммуникации
Массовая коммуникация (от лат. communicatio - сообщение, передача), или массовая информация, - это процесс обработки информации, её передачи при помощи прессы, радио, телевидения, а также общения людей как членов «массы», осуществляющегося с помощью разнообразных технических средств. Процессы массовой коммуникации как особого вида речевой деятельности характеризуется сложностью и неоднородностью. И тем не менее можно выделить общие условия, необходимые для функционирования массовой коммуникации. К ним относятся следующие:
· наличие технических средств, обеспечивающих регулярность и тиражированность массовой коммуникации (СМИ, средства массового воздействия и собственно технические средства);
· социальная значимость информации, способствующая повышению мотивированности массовой коммуникации ;
· массовая аудитория, которая, учитывая её рассредоточенность и анонимность, требует тщательно продуманной ценностной ориентации (формирование/изменение общественного мнения, формирование/изменение деятельности (мнения, позиции) отдельно личности и т. д.);
· многоканальность и возможность выбора коммуникативных средств, обеспечивающие вариативность и вместе с тем нормативность массовой коммуникации (многоканальность - возможность использования визуального, аудитивного и аудтивно-визуального каналов, обусловленное спецификой СМИ ).
По поводу функции массовой коммуникации мнения учёных расходятся. Но существующие исследования массовой коммуникации позволяют выделить как социально-политические, так и политико-психологические её функции.
В социальном плане выделяют пять основных функций:
1. Информационная функция(предоставление читателю, зрителю, слушателю актуальной информации о самых различных сферах деятельности);
2. Социализирующая функция(или функция социального воспитания);
3. Организационно-поведенческая функция (формирование общественного мнения, создание социальных стереотипов, формирование общественного сознания и т. д.);
4. Эмоционально-тонизирующая функция (создание и поддержание определённого эмоционального уровня аудитории, стимулирование её эмоциональных реакций);
5. Коммуникативная функция(связывает коммуникатора с аудиторией, усиление, поддержание ослабление связей между разными индивидами и частями аудитории).
Психологические функции массовой коммуникации:
1. Функция формирования массовой психологии;
2. Интеграционно-коммуникативная функция (связана с формированием общего эмоционально-психологического тонуса аудитории);
3. Информационная функция (обеспечивает аудиторию определённым набором информации, создает единую систему координат для восприятия происходящего);
4. Социализирующе-воспитательная функция (формирует единые установки, ценности и ценностные ориентации);
5. Функция организации поведения (стимулирует конкретные действия сформированной массы в одном направлении).
2.4 Моделирование массовой коммуникации:
Изучение массовой коммуникации необходимо и для того, чтобы выявить механизм целенаправленного воздействия на аудиторию и индивида, а также установление факторов, обеспечивающих ожидаемый результат.
При всем разнообразии моделей каждая содержит в качестве обязательных компоненты, которые были представлены в модели «коммуникативного акта», разработанной Г. Лассуэллом.
Следует отметить, на сегодняшний день процесс коммуникации понимается как замкнутая цепь, в которой все компоненты взаимосвязаны (за счет введения «обратной связи» как обязательного вида отношения между компонентами, источников информации, условий протекания коммуникации, социального состава аудитории и, наконец, языка как средства коммуникации).