Политика Великобритании по отношению к Индии
Согласно предложениям миссии С.Криппса, начавшей свою работу в Индии в 1942 г., английская сторона обязалась предоставить своей колонии статус доминиона сразу же после окончания войны, а также право разработки конституции и порядка избрания высшего законодательного органа коллегией выборщиков-депутатов провинциальных ассамблей. Близившееся окончание военных действий заставило англичан форсировать решение вопроса по конституционному урегулированию в Индии. В 1944 г. были проведены переговоры между М. К. Ганди и М. А. Джинной о принципах будущего государственного устройства страны при посредничестве А.Уэйвелла, сменившего лорда Линлитгоу на посту вице-короля. Единой позиции выработать не удалось. Конгресс давал согласие на образование Пакистана при решении этого вопроса путем плебисцита после достижения страной независимости. Лига же настаивала на признании Конгрессом идеи образования Пакистана до достижения независимости.
Соглашения удалось достигнуть весной 1945 г. на переговорах между генеральным секретарем Лиги Лиакат Али Ханом и лидером фракции Конгресса в Центральном законодательном собрании Бу- лабхаи Десаи на следующих принципах формирования будущего временного правительства Индии: получении обеими партиями в нем по 40% мест, предоставлении остальных 20% христианам, «неприкасаемым», сикхам и парсам, решении вопроса о разделе Индии после окончательного определения политического статуса страны.
В июне 1945 г. был обнародован конституционный проект вице- короля, известный под названием «Плана Уэйвелла», подтверждающий курс британского правительства на предоставление Индии статуса доминиона, право индийцев на выработку конституции, передачу индийцам всех постов в составе высшего исполнительного совета, за исключение должностей вице-короля и верховного главнокомандующего, право внешних сношений, установление паритета представительства в исполнительном совете «кастовых индусов» и мусульман. Признав в целом «План Уэйвелла», ИНК, считая себя светской политической организацией, не мог согласиться с формулой общинного паритета, кроме того, термин «кастовые индусы» отсекал от участия в деятельности ИНК «неприкасаемых». Мусульманская Лига, претендовавшая на исключительное политическое представительство индийских мусульман, была недовольна вхождением в состав Исполнительного совета мусульман-конгрессистов.
Переговоры, проведенные Уэйвеллом в Симле с представителями ИНК и Лиги по обсуждению порядка формирования Исполнительного совета, углубили разногласия между партиями.
После победы на выборах в Великобритании лейбористов в Индию была направлена английская правительственная делегация в составе министра по делам Индии Петиклоуренса, морского министра Александера и министра торговли Криппса для разработки конституционного механизма передачи власти индийцам в соответствии с политикой лейбористского правительства, изложенного в его I декларации от 19 сентября 1945 г. Она гарантировала Индии федеративную конституцию, законодательное собрание и временное правительство на период перехода власти. Следует отметить, что комиссия не считала целесообразной идею раздела как не устраняющую из политической жизни Индии проблему межобщинных отношений: при любом разделе в Индии оставалось не менее 20 млн мусульман, в то время как в состав Пакистана попадали области Бенгалии, Пенджаба и Ассама, заселенные преимущественно индусами.
Массовые выступления 1945—1946 гг., охватившие всю Индию, давление ведущих политических партий, тяжелейшая экономическая ситуация в стране делали неизбежным уход англичан из Индии. Общие процессы демократизации в послевоенном мире наряду с новыми явлениями в развитии мировой капиталистической системы изменяли традиционное значение колоний для метрополий, политический уход из которых становился гарантией, сохранения экономического присутствия.Вторая мировая война способствовала значительным изменениям как в раскладе политических сил и группировок в национально-освободительном движении и их отношениям с метрополией, так и в социально-экономическом положении страны. Годы войны ознаменовались в Индии продовольственным кризисом, перешедшим в тяжелый голод: по неполным подсчетам голодало не менее 125 млн человек, т.е. почти одна треть населения страны. Увеличение налогообложения, арендной платы, рост цен на продовольственные товары, усиление ростовщического гнета и спекуляций привели к обезземеливанию и обнищанию основной массы крестьянства и поставили на грань выживания не только городскую бедноту, но и значительную часть разорившихся мелких торговцев, ремесленников, рабочих мелких и средних предприятий. Ситуация грозила стать взрывоопасной для британских властей, не предпринимавших сколь-нибудь действенных мер для нормализации экономики и не способных бороться с набирающим силы национально-освободительным движением, получавшим растущую поддержку со стороны окрепшего за годы войны индийского национального предпринимательства.
Возникший во время войны большой спрос на промышленные изделия, особенно на вооружение и обмундирование англо-индийской армии, а также для английских и индийских войск, действовавших в Северной Африке, объективно стимулировал развитие промышленного производства. В годы войны в условиях ослабления конкуренции английских товаров рост промышленной продукции произошел в металлургической, металлообрабатывающей и химической промышленности, т.е. в отраслях непосредственно военного значения, а также в хлопчатобумажной и пищевой, обслуживавших нужды армии. Усилился процесс концентрации производства и централизации индийского капитала. За годы войны существенно окрепли монополистические группы — Тата, Бир- ла, Далмия-Джайн, Сингхания, Хирачанд Валчанд и др. Появились смешанные англо-индийские компании. Проникновение на индийский рынок в годы войны американского капитала и обострение анг- ло-американской конкуренции в Индии объективно способствовали укреплению позиций национальной буржуазии по отношению к английским монополиям.
15 марта 1946 г. премьер-министр Эттли издал II декларацию об индийской политике лейбористов, в которой объявлялось о предоставлении Индии статуса доминиона, а в апреле 1946 г. состоялись выборы в провинциальные законодательные собрания. ИНК получил абсолютное большинство голосов по общей (индусской) курии во всех провинциях, а по мусульманской — лишь в Северо-Западной пограничной провинции; Лига — большинство голосов по мусульманской курии в провинциях с индусским большинством и в Бенга- лии, где большинство составляли мусульмане. В Пенджабе и Синде, где мусульмане составляли большинство, голоса по мусульманской курии Лига разделила с оппозиционными местными партиями.
В мае 1946 г. были опубликованы английские предложения об условиях выборов и работы Учредительного собрания. Согласно этому документу, доминион Индия должен был представлять союз провинций и княжеств. Провинции объединялись в три зоны с зональными правительствами: 1) зону, представлявшую собой союз провинций севера, центра и юга с преобладанием индусского населения; 2) западную зону, состоящую из провинций с мусульманским большинством, — Пенджаб, Синд, Северо-Западная пограничная провинция; 3) восточную зону, включающую Бенгалию и Ассам, также с мусульманским большинством. Общеиндийская конституция и конституции трех зон должны были быть выработаны Учредительным собранием, состоящим из депутатов, избранных провинциальными законодательными собраниями и назначенных князьями, а выборы в Учредительное собрание проведены по трем куриям: индусской, мусульманской и сикхской.
Состоявшиеся в июне 1946 г. выборы в Учредительное собрание были бойкотированы Лигой и сикхами, считавшими, что англичане в процессе передачи власти делают основную ставку на Конгресс. Предложение вице-короля, направленное Дж.Неру, избранному председателем ИНК, сформировать временное правительство на правах Исполнительного совета при вице-короле и принятие его Конгрессом послужило началом прямой борьбы Мусульманской Лиги за Пакистан. По всей стране прокатилась волна индусско-мусульманских погромов. Ситуация находилась на грани выхода из-под контроля властей.
В феврале 1947 г. Эттли издал III декларацию лейбористского правительства о политике в Индии, в которой было заявлено об окончательном уходе англичан из Индии не позднее июля 1948 г. В случае несоздания к этому сроку центрального правительства, власть предполагалось передать провинциям. В условиях отсутствия согласия между политическими силами страны и небывалого размаха межобщинной розни, а также реально возникшей угрозы «балканизации» Индии, раздел на два доминиона при всех его негативных последствиях стал рассматриваться как наиболее приемлемый выход из положения, в том числе и конгрессистами, до последнего пытавшимися предотвратить подобный ход событий.