Эссе по второму и четвертому разделам

(5 – 10 рейтинговых баллов)

- Налоговая система Османской империи.

- Роль шариата в социально-политической жизни Османской империи.

- Зарождение и этапы развития янычарского корпуса.

- Формирование режима капитуляций и эволюция торгово-экономических отношений Османской империи со странами Запада.

- Отношение западных государств к освободительной борьбе нетурецких народов Османской империи.

- Быт и нравы султанского двора в эпоху танзимата.

- Формирование салонной культуры в Османской империи начала XIX в.

- Искусство могольской миниатюры в XVI – XVIII вв.

- Влияние тюрко-персидских мотивов в искусстве могольской Индии.

- Изменения в организации ремесленного производства и его отраслевой структуре после мусульманского завоевания.

- Типы сельской общины в Индии XVI – XVIII вв.

- Англо-майсурские войны XVIII в.

- Завоевание Англией Синда и Пенджаба.

- Система колониального управления Британской Индией в XVIII-XIX вв.

- Портреты лидеров освободительного движения в Индии: Нана Сахиб, Лакшми Бай, Тантия Топи, Бахадур-шах.

- Дж. Неру о роли восстания 1857–1859 гг. в процессе национального освобождения индийцев.

- Эволюция китайской деспотии в период маньчжурского владычества.

- Тайные общества в традиционном Китае.

- Внешняя политика династии Цин в Центральной Азии XVII – XVIII вв.

- Китай и державы запада в период тайпинского движения.

- Исторический портрет Хун Сюцюаня.

- Военные аспекты тайпинского движения.

- Россия и Япония в XVII – середине XIX вв.

- Изменения ценностных ориентаций японцев в период социально-политического кризиса начала XIX века.

- Американо-японские отношения во второй половине XIX в.

- Программа иранской социал-демократии в годы революции 1905 – 1907 гг.

Рецензия на статью (по содержанию третьего раздела)

(4 – 8 рейтинговых баллов)

Задание предполагает написание рецензии на научную статью по проблематике раздела «Стадиально-формационный уровень развития афро-азиатских обществ. Особенности восточного феодализма». При этос студентам предоставляется возможность самостоятельно выбрать интересующую их статью с обязательным условием соответствия ее тематики курса.

Реферат по пятому разделу

(5 – 10 рейтинговых баллов)

- Русско-китайские отношения в XVII – XVIII вв.

- Концепция «Срединной империи» и ее роль во внешней политике династии Цин.

- Отношения России и Китая в период тайпинских войн.

- Историография КНР о тайпинах.

- Место конфуцианства в религиозном синкретизме тайпинов.

- Японская культура эпохи Эдо: а) литература, б) живопись, в) замковая и садово-парковая архитектура, г) театр, д) прикладное искусство Японии XVII – середины XIX вв.

- Оценка преобразований «Мэйдзи» в отечественной историографии 20-90-х гг. XX в.

- Характер и итоги дискуссии в японской историографии об особенностях и этапах модернизации страны.

- «Школа японских национальных наук» и ее роль в реставрации императорской власти в Японии.

- Японский национальный характер: преемственность и изменения.

- Первая русская революция 1905–1907 гг. и Персия.

- Народные движения в Персии конца XIX – начала XX вв. и позиция шиитского духовенства.

- Роль энджуменов в революции 1905–1911 гг.

- Революция 1905 – 1907 гг. в России и освободительное движение в Индии: характер и этапы взаимодействия.

- Лев Толстой и Восток: христианские источники философии ненасилия.

- Идеология и политика ИНК в начале XX века.

- Идеология и политическая практика индийских религиозных националистов (Вивекананды, Рамакришны, Сарасвати, Ауробиндо, Сайид Ахмад-хана, Мухаммада Икбала).

- Борьба течений в младотурецком движении XIX – начала XX вв.

- Отношение «иттихадистов» к национально-освободительному движению нетурецких народов.

- Деятельность «Союза возрождения Китая».

- Политический портрет Сунь Ятсена.

- Внешнеполитические взгляды Сунь Ятсена.

- Отечественная историография Синьхайской революции.

Задание рубежного контроля (индивидуальное собеседование)

(4 – 8 рейтинговых баллов)

Индивидуальное собеседование проводится по проблемному направлению «Внутриполитическое развитие стран Азии и Африки в Новое время», которое отражает основное содержание первых шести разделов программы.

Эссе по седьмому разделу

(5 – 10 рейтинговых баллов)

- Политический портрет Б.Г. Тилака.

- Общественно-политические взгляды Д. Наороджи.

- Панисламизм в идеологии младотурок.

- Роль армии в Синьхайской революции.

- Борьба либералов и радикалов по проблеме национально-государственного устройства Китая.

Промежуточная аттестация

Специфика системы промежуточной аттестации определяется модульной структурой дисциплины «История Нового времени» (параллельное освоение модулей «Новая история стран Европы и Америки» и «Новая история стран Азии и Африки»). Для каждого модуля составляется рабочая учебная программа и автономный рейтинг-план, предполагающий экзаменационную оценку. Итоговая (общая) оценка по дисциплине определяется на основании среднего балла по двум модулям.

С учетом специфики рейтинговой системы промежуточная аттестация (итоговый контроль по дисциплине) осуществляется в формате портфолио рейтинговых заданий, т.е. итоговая оценка по каждому из модулей является накопительной – она определяется количеством баллов, которые студент набрал в течение семестра за работу на семинарских и практических занятиях, а также за выполнение иных заданий текущего контроля. Выполнение любого задания на уровне ниже «удовлетворительного» не дает рейтинговых баллов. Поощрительные бонусы и штрафные санкции могут составить до 20 баллов. Суммарная оценка базовой части рейтинг-плана каждого из модулей составляет 100 баллов. Рейтинг-план также включает в себя вариативную часть, состоящую из компенсирующих учебных заданий (их выполнение позволяет студентам повысить рейтинговую оценку в текущем порядке или во время сессии). Расчет итоговой рейтинговой оценки по модулю: от 50 до 70 баллов – «удовлетворительно», от 71 до 89 баллов – «хорошо», от 90 до 100 баллов – «отлично».

Экзамен планируется как самостоятельная контрольная процедура в составе рейтинговой системы (8 – 16 баллов), но он не является обязательным для студентов, набравших необходимое количество баллов для итоговой оценки. Для допуска к экзамену студент обязан набрать не менее 42 баллов за семестр.

Примерный перечень вопросов к экзамену (8 -16 баллов)

1. Особенности стадиально-формационного и культурного развития стран Востока к началу нового времени.

2. Место города в экономике Востока нового времени.

3. Социальная структура восточных обществ (критерии и типы социальной стратификации, динамика социальной мобильности).

4. Эволюция сельской общины Востока (XVII-XIX вв.) на примере Индии, Китая, Японии.

5. Типы и формы государственности (Китай, Османская империя, Япония, Индия, Иран, Корея).

6. Восток-Запад: динамика и основные результаты экономических контактов в эпоху раннего колониализма.

7. Колониализм: сущность, генезис, исторические формы.

8. Формирование колониально-зависимого типа развития восточных обществ.

9. Влияние колониальной экспансии на генезис капитализма в странах Востока.

10. Восток и мировой рынок: основные этапы взаимодействия в эпоху Нового времени.

11. Кризис «восточного феодализма»: причины и проявления.

12. Социальные движения в странах Азии в период нового времени и их идеология.

13. Национальные движения в странах Азии в период нового времени: основные этапы эволюции (от «антифоринизма» к буржуазному национализму). Сравнительная характеристика на примере Индии, Китая, Ирана.

14. Восточный национализм: идеи и идеологи эпохи Нового времени.

15. Восток и политическая философия Запада: формы и результаты взаимодействия в эпоху Нового времени.

16. Восток на старте модернизации. Сравнительная характеристика реформаторских тенденций.

17. Реформа и контрреформа на Востоке: основные направления и динамика борьбы в XVIII – начале XX вв.

18. Восток в эпоху «пробуждения Азии». Сравнительный анализ революций и массовых политических движений Индии, Китая, Кореи, Османской империи, Персии, Индонезии.

19. Кризис и распад империи Великих Моголов.

20. Образование империи Великих Моголов. Реформы Акбара.

21. Этапы британского завоевания Индии. Формирование системы колониального управления.

22. Характер и историческое значение восстания 1857-1859 гг. в Индии.

23. Национально-освободительное движение 1905-1908 гг. в Индии.

24. Маньчжурское завоевание Китая. Социально-экономическое развитие Цинской империи в XVII-XVIII вв.

25. Войны Китая с Западом. Процесс превращения страны в полуколонию (XIX- начало XX вв.).

26. Тайпинское движение. Идеология, политика, основные лидеры. Место тайпинов в китайской истории. Историография тайпинской войны.

27. Политика самоусиления Цин.

28. Реформаторское движение в Китае. «100 дней реформ».

29. Особенности генезиса капитализма в Китае. Характеристика экономической многоукладности и переходного китайского социума.

30. Идеология и политика национализма в Китае. Основные течения. Кан Ювей, Сунь Ятсен. Борьба либералов и радикалов в Синьхайской революции.

31. Япония в период сегуната Токугава.

32. Реформы Мэйдзи.

33. Отечественная и зарубежная историография Мэйдзи.

34. Османская империя в XVII-XVIII вв.

35. Кризис Османской империи: причины, этапы, итоги.

36. Танзимат.

37. Движение «новых османов».

38. Младотурецкая революция 1908-1909 гг.

39. Персия в XVII-XVIII вв.

40. Движение бабидов.

41. Реформы Амир Низама (Таги-хана).

42. Иранская революция 1905-1911 гг. Характеристика основных этапов.

43. Корея в XVII-XVIII вв.

44. Идеология и практика движения «сирхак».

Наши рекомендации