Общая характеристика публицистического стиля.
Этот функциональный стиль считается особенно сложным и разветвлённым.Основные его подстили – газетно-публицистический (язык СМИ), агитационный (воззвания, призывы, листовки, прокламации и т.д.),официальный политико-идеологический (партийные постановления и т.п.), массово-политический (выступления на собраниях политического характера). В свою очередь каждый подстиль имеет несколько разновидностей в зависимости от жанровых и иных особенностей. Жанровые различия здесь особенно ощутимы.
Весьма сложным оказывается внутристилевое расслоение газетной речи. Стилевые различия в ней обусловлены прежде всего преобладанием в конкретном тексте одной из основных газетных функций – информативной или пропагандистской. Кроме того, некоторые специфические газетные жанры (передовица, репортаж, интервью, информация) по стилевым особенностям отличаются от всех прочих. Некоторые различия стиля объясняются направленностью издающего органа, специализацией газеты, тематикой содержания и авторской манерой изложения.
В газетных жанрах очень ощутимы межстилевые влияния; например, воздействие художественно-беллетристического стиля на очерк, фельетон, репортаж. Собственно очерк является синтетическим художественно-публицистическим жанром, и это отражается в его стиле; однако газетный очерк отличается по стилю от собственно художественного. Газета, являясь популяризатором знаний в области техники, экономики и т.п., использует в ряде своих материалов особую разновидность научно-популярного или научно-публицистического стиля. Воздействие научного стиля проявляется также в проблемных статьях, где даётся аналитико-обобщённое изложение предмета речи.
Публицистика как сфера массовой коммуникации имеет и другие разновидности: радиопублицистика, кинопублицистика, телепублицистика. Каждой из них помимо общих черт, свойственных публицистике, присущи свои лингвостилистические различия. Выделяется и такая специфическая сфера, как ораторская речь, - особый публицистический подстиль, представляющий собой сложное взаимодействие письменно-публицистической и устно-публицистической речи. Вопрос о статусе ораторской речи в функционально-стилевом расслоения языка до сих пор не решён. Это устная форма продуманной, обычно заранее подготовленной речи, предполагающей воздействие на слушателей. Ораторская форма речи неоднородна и тяготеет к функциональным стилям, соответствующим сферам их применения: ораторская публицистическая речь, академическое красноречие, судебное красноречие. Это тот случай, когда пересекаются функциональные стили и формы речи.
Все эти внутренние разновидности объединяет общая цель – воздействие на слушателей с расчетом достижения заранее предусмотренного эффекта.
Публицистический стиль обслуживает широкую сферу общественных отношений – общественно-политических, культурных, спортивных и др.
Наиболее полно этот стиль используется в газетах и общественно-политических журналах, а также на радио, телевидении, в документальном кино. Публицистический стиль применяется в устной и письменной формах, которые в рамках этого стиля тесно взаимодействуют и сближаются.
Публицистический стиль выполняет две основных функции – информативную и воздействующую и применяется для выражения разносторонней и всеобъемлющей информации. Обе функции неотделимы друг от друга. Жанрами этого стиля являются международный обзор, спортивное обозрение, передовая статья, памфлет, морально-этическая статья, фельетон, корреспонденция и т.д. Наиболее полно и широко во всём разнообразии жанров публицистический стиль представлен на газетных полосах – это политические доклады и речи, постановления и приказы, идеологические консультации и т.д. Поэтому понятия «язык газеты» и «публицистический стиль» часто рассматриваются как тождественные или близкие.
Важнейшим лингвистическим признаком газетно-публицистического подстиля является тесное взаимодействие и взаимопроникновение выразительных, эмоционально воздействующих речевых средств и стандартных, широко употребительных именно в этом подстиле средств языка. Выразительность газетной публицистики обусловлено её агитационно-пропагандистской функцией и отличается от выразительности языка художественной литературы. Присущая газете ориентация на массового читателя, широта и разнообразие тематики, периодичность и однодневность газеты, открытость её идеологических позиции, - все эти особенности газеты требуют использования броских, мгновенно воспринимаемых выразительных средств.
Стремление к стандартизации языковых средств отражает информационную функцию газеты и в ещё большей мере – условия её функционирования. Стандартными обычно считаются такие языковые средства, которые часто воспроизводятся в определённой речевой ситуации или (шире) в определённом функциональном стиле. Газетно-публицистический подстиль имеет свои стандартные средства: добрая традиция, международная гуманитарная помощь, обострение международной обстановки и т.д. Термин «стандарт» для этого подстиля следует понимать в более широком смысле, имея в виду не только специфические газетные, но и все языковые средства, которые отличаются стилистической и эмоциональной нейтральностью.