Государство и профессиональные союзы

Профессиональные союзы - массовые общественные организации наем­ных работников, основанные на общности их интересов в процессе труда и имеющие целью улучшение условий жизни и труда своих членов.

Профсою­зы возникли во второй половине XVIII века в Великобритании как ассоциа­ции высококвалифицированных рабочих, объединявшихся для защиты своих профессиональных интересов. В течение XIX века профсоюзы образуются во всех развитых странах Европы и Америки. В России они появляются после 1905 года. В странах Азии и Африки профсоюзное движение начинает разви­ваться после второй мировой войны.

В начале 90-х годов мировое профсоюзное движение насчитывало, по разным оценкам, 500-600 млн. человек, что составляло 40-45 % армии наемного труда. Спад профсоюзного движения, который наметился к 80-м годам XX века, объясняется вступлением наиболее развитых стран в эпоху информатизации, что порождает структурную перестройку экономики (в частности, сокраще­ние потребности в неквалифицированном и малоквалифицированном труде, негативное отношение к коллективным договорам высококвалифицирован­ных рабочих, предпочитающих работать по индивидуальным контрактам).

В современных условиях особенно заметна роль профсоюзов как органов защиты и охраны социально-трудовых прав работ­ников предприятий, организаций и учреждений. В Российской Федерации действует Всероссийская трехстороння комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, в которую вхо­дят общероссийские объединения профсоюзов, общероссийские объединения работодателей и Правительство РФ.

4. ГОСУДАРСТВО И ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ.

Современное законодательство зарубежных стран довольно подробно регламентирует различные стороны бизнеса, включая активность разнооб­разных общественных ассоциаций предпринимателей: союзов предпринима­телей, торгово-промышленных палат, союзов работодателей, лоббистских организаций и т. п.

Объединения предпринимателей могут решающим образом влиять на политику государства, их мнения и пожелания учитываются при разработке законов, проектов экономических планов и программ.

ГОСУДАРСТВО И ИНЫЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ, МАССОВЫЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ДВИЖЕНИЯ

Свою роль в политической жизни играют и иные промышленные, аграрные, потребительские, научно-технические, творческие, культурно-просветительские, молодежные, женские, ветеранские и другие союзы, ассоциации, общества, фонды, отражающие интересы различных слоев общества.

Некоторые из них активно влияют на принятие политических решений, затрагивающих сферу их интересов. Государство, в свою очередь, регулирует деятельность этих объединений. Определенное место в политической системе занимают массовые общественные движения. В отличие от других объединений они не имеют фиксированного членства и допускают присутствие их составе коллективных членов, например, тех же политических партий. Массовые общественные движения преследуют самые разнообразные цели - исключение угрозы ядерной войны, развитие экономического, культурного и политического сотрудничества между народами, предотвращение экологической катастрофы, сохранение культурного наследия и т. д.

ГОСУДАРСТВО И ЦЕРКОВЬ.

Церковь - религиозная организация, создаваемая для обеспечения регулярных отношений между членами и подразделениями религиозного объединения, для поддержания связи со светскими организациями.

Религиозные объединения могут создаваться и действовать в двух организационных формах – 1) религиозной группе и 2) религи­озной организации.

1) Религиозная группа представляет собой такое добровольное объединение граждан, которое исповедует и распространяет веру без государственной регистрации и приобретения правоспособнос­ти юридического лица. Помещение и другое необходимое имуще­ство для деятельности религиозной группы предоставляют ее участники.

2) Религиозная организация - это добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на за­конных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и рас­пространения веры и зарегистрированное в качестве юридичес­кого лица.

Следовательно, религиозная организация от религи­озной группы отличается двумя признаками: 1) состоит из лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих в Российской Федерации; ее учредителями не могут выступать жители других государств, что значительно ограничивает возможности миссио­нерской деятельности религиозных объединений зарубежных стран; 2) обладает правами юридического лица и может выступать субъектом всех отношений, регулируемых гражданским законо­дательством.

В учебной литературе по теории государства и права обычно совсем немного внимания уделяется характеристике политического значения церкви, ее соотношения с государством. Быть может, это не вполне оправдано: ведь с древнейших времен церковь являлась одним из основных субъектов политической системы общества. В традиционных государствах церковь, как правило, являла опорой существующего режима, оказывая огромное влияние на все сферы жизни общества - политическую, экономическую, культурную. В процессе становления современной государственности, обычно провозглашается требование отделения церкви от государства и от всей политической жизни.

В зависимости от взаимоотношений с церковью различают государство светское, теократическое и клерикальное.

Светское государство предполагает отделение церкви от государей разграничение их сфер деятельности. Церковь не выполняет политических функций и, следовательно, в этом случае обычно не является элементом политической системы общества (Российская Федерация, Республика Беларусь). Впрочем, в некоторых светских государствах не произошло окончательное устранение церкви от политики. В ФРГ, например, допускается представительство церкви в государственных мероприятиях, проводятся совмест­ные акции на муниципальном уровне. Следует учитывать и то обстоятельство, что церковь может оказывать влияние на принятие политических решений не только непосредственно, но и опосредованно, через религиозно ориентиро­ванные политические, профсоюзные, молодежные, женские и др. организа­ции. Светское государство не вмешивается во внутрицерковную деятель­ность, не оказывает церкви материальной поддержки, однако охраняет за­конную деятельность религиозных организаций и регулирует ее наиболее важные с точки зрения общего интереса аспекты. При этом большинство светских государств исходят, как правило, из признания свободы совести и вероисповедания, т. е. из признания права исповедовать любую религию или не исповедовать никакой.

Теократическое государство является противоположностью светского государства, поскольку в нем государственная власть принадлежит церкви, монарх является одновременно и верховным священнослужителем. Таким государством была, например, Монголия до 1921 г., а сегодня является Ватикан. Впрочем, в XX веке это весьма редкий случай.

Промежуточный вариант между светским и теократическим государством - клерикальное государство, которое с церковью не слито, однако церковь через законодательно установленные институты определяющим образом влияет на государственную политику. Клерикальными государствами в настоящее время являются Великобритания, Дания, Норвегия, Швеция, Йемен, Судан, Израиль, почти три десятка исламских государств.

В России до 1917 года православная церковь была государственной. Положение государственной церкви предпо­лагает тесное сотрудничество государства и церкви в различных сферах жиз­ни общества, но прежде всего - в политике. Как правило, все руководящие государственные должности могут занимать лишь лица, исповедующие госу­дарственную религию, глава государства дает религиозную клятву или при­сягу при вступлении в должность. Церковь представляет свои интересы в различных органах государства. Так, в Великобритании представители выс­шего духовенства заседают в палате лордов. Церковь занимается регистраци­ей актов гражданского состояния, иногда - регулирует брачно-семейные от­ношения. Церковь обладает широкими полномочиями в области воспитания подрастающего поколения и образования, ведет религиозную цензуру печат­ной продукции. Также следует отметить достаточно сильное экономическое положение государственной церкви: она получает от государства различные субсидии, является крупным собственником, обычно пользуется льготным налогообложением,

Вообще влияние религиозных общин и церквей на политическую жизнь зависит прежде всего от уровня развития демократии в стране, от характера политического режима. В демократических государствах, как правило, при­знаются равноправие религий и церквей, свобода совести и вероисповедания, церковь отделена от государства, любые привилегии и любая дискриминация по религиозным мотивам запрещены. Впрочем, ряд демократических госу­дарств являются государствами клерикальными.

В условиях авторитарных и тоталитарных режимов проявляются три ос­новные тенденции в отношениях религиозных общин и церквей с властью:

1. Религия и церковь преследуются властями либо полностью подчиняются им. Например, большинство фашистских, коммунистических и им подобных режимов подчиняли себе наиболее влиятельную церковь и преследовали не­большие религиозные общины, множественность которых затрудняла поли­цейский контроль за их деятельностью.

2. Религия и церковь приобретают государственный характер (Иран, Пакистан, Саудовская Аравия и др.).

3. Религия и церковь выступают в активной оппозиции к власти. Так, в ряде стран Латинской Америки католическая церковь включилась в борьбу против диктаторских режимов.

1) светские, 2) клерикальные, 3) теократические и 4) атеистические государства.

1. В светском государстве все виды религиозных организаций отделены от государства, не вправе выполнять ни политических, ни юридических функций, не могут вмешиваться в дела государства.

Для правового режима церкви в светском государстве характерны следующие особенности:

1) государство и его органы не вправе контролировать отношение своих граждан к религии;

2) государство не вмешивается во внутрицерковную деятельность, если не нарушается действующее законодательство;

3) государство не оказывает ни одной из конфессий ни материальной, ни финансовой, ни какой-либо иной помощи;

4) религиозные организации не выполняют по поручению государства юридических функций;

5) конфессии, в свою очередь, не вмешиваются в политическую жизнь страны, а занимаются лишь деятельностью, связанной с удовлетворением религиозных потребностей населения.

Государство охраняет законную деятельность религиозных объединений, гарантирует свободу религии, обеспечивает равенство всех религиозных организаций перед законом.

Статус светского государства конституционно закреплен в Российской Федерации, Германии, Франции и др.

2. Клерикальнымсчитается государство, где та или иная религия официально имеет статус государственной и занимает привилегированное положение по сравнению с другими конфессиями. Статус государственной религии предполагает тесное сотрудничество государства и церкви, которое охватывает различные сферы общественных отношений.

Для статуса государственной религии характерны следующие особенности:

1) признание за церковью права собственности на широкий круг объектов – земли, здания, сооружения, предметы культа и др.;

2) получение церковью от государства различных субсидий и материальной помощи, налоговых льгот;

3) наделение церкви рядом юридических полномочий, например правом регистрировать брак, рождение, смерть, в ряде случаев - регулировать брачно-семейные отношения;

4) право церкви участвовать в политической жизни страны и нередко иметь свое представительство в государственных органах;

5) осуществление церковью контроля в области образования, воспитания, введение религиозной цензуры печатной продукции, кино, телевидения и др.

В клерикальном государстве, несмотря на сильные позиции государственной религии, тем не менее слияния государства и церкви не происходит. Объявление той или иной религии государственной, как правило, означает, что государство уважает исповедуемую большинством населения религию и придерживается религиозных традиций, составляющих духовно- культурную ценность народа.

К клерикальным в настоящее время могут быть отнесены Великобритания, Норвегия, Швеция, Дания и др.

3. Для теократических государств характерны следующие черты:

1) государственная власть принадлежит церкви, которая определяет статус государственной религии;

2) религиозные нормы составляют основной источник законодательства и регулируют все сферы частной и публичной жизни. Более того, религиозные нормы имеют приоритет перед законом;

3) глава государства одновременно является высшим религиозным деятелем, верховным священнослужителем. Например, согласно Конституции Ирана государственное управление страной находится под контролем факиха, стоящего выше президента Исламской Республики Иран. Он назначает генерального прокурора, председателя Верховного суда, утверждает в должности президента, объявляет амнистию и т.д. Послания факиха стоят выше закона и ими должны руководствоваться судебные органы.

К теократическим государствам обычно относят Ирак, Пакистан, Саудовскую Аравию, Марокко и др.

4) В атеистическихгосударствах религиозные организации преследуются властями. Это выражается, в частности, в том, что:

1) церковь лишается экономической основы – своей собственности;

2) религиозные организации и другие объединения конфессионального характера либо запрещаются, либо находятся под жестким контролем государства;

3) религиозные объединения не имеют прав юридического лица и не могут совершать юридически значимых действий;

4)репрессируются священнослужители и верующие;

5)запрещается проведение в общественных местах религиозных обрядов, ритуалов, издание религиозной литературы и ее распространение;

6) свобода совести сводится к свободе пропаганды атеизма.

Государством воинствующего атеизма было Советское государство, особенно в первые годы его существования, а также некоторые бывшие социалистические страны, например Албания. Конституцией 1976 г. в этой стране была запрещена всякая религия.

Наши рекомендации