Отношения россии со странами африки к югу от сахары


Можно со всей определенностью сказать, что 2006 год войдет в историю отношений России со странами Африки как важный рубеж в процессе расширения взаимовыгодных партнерских связей в двустороннем формате, а также в контексте взаимодействия с региональными и субрегиональными организациями континента.

В последнее время афросообщество играет все более заметную самостоятельную роль в решении ключевых проблем современности. Это особенно важно в контексте российских внешнеполитических приоритетов, строящихся вокруг процесса формирования справедливого мироустройства, обеспечения главенства универсальных норм международного права, сохранения центральной роли ООН в мировых делах. Не стоит сбрасывать со счетов значение африканского фактора и в такой ключевой сфере, как противодействие глобальным вызовам и угрозам.

Россия заинтересована в стабильной системе межгосударственных отношений, базирующейся на взаимном уважении, суверенном равенстве и взаимовыгодном сотрудничестве, призванной обеспечить надежную безопасность каждого члена мирового сообщества в политической, военной, экономической, гуманитарной и иных областях. Исходя из этих принципиальных положений, мы выступаем за расширение взаимодействия с африканскими государствами на мировой арене.

Руководствуясь данным подходом, значимое место отводим дальнейшему углублению политического диалога со странами Африки, расширению контактов на высшем и высоком уровне, укреплению межпарламентских связей.

5-6 сентября 2006 года был осуществлен визит Президента России В.В.Путина в ЮАР. Это знаковое событие придало мощный импульс развитию всего комплекса отношений с регионом, прежде всего в контексте углубления политического взаимодействия, серьезного расширения и диверсификации связей в торгово-экономической, научно-технической, инвестиционной и других сферах. Подписан ряд важных документов - Договор о дружбе и партнерстве, соглашения о сотрудничестве в области здравоохранения, исследования и использования космического пространства в мирных целях, охране прав интеллектуальной собственности, способствующих активизации нашего сотрудничества с ЮАР.

Переговоры В.В.Путина в Кейптауне, итоги визита в Москву в октябре 2006 г. президента Анголы Ж.Э.душ Сантуша, а также контакты Министра иностранных дел С.В.Лаврова в Анголе и Эфиопии в сентябре 2006 года подтвердили наличие реальных возможностей российского бизнес-сообщества при опоре на устойчивые политические контакты осуществить прорыв в сфере торгово-экономического взаимодействия. Теперь необходимо закрепить открывающиеся благоприятные перспективы для продвижения наших интересов как в отдельных странах, так и на африканском направлении в целом.

В последний период существенно возросла интенсивность российско-африканских межмидовских политических консультаций по актуальным вопросам международной повестки, осуществляется взаимодействие наших представителей в ООН и других форумах, что дает практическую отдачу при разработке важных документов. В Африке осознают, что Россия остается одним из влиятельных игроков в системе глобальных связей, стараются использовать авторитет и вес нашей страны на международной арене при решении задач развития, в т.ч. напрямую затрагивающих интересы Африканского континента.

Несмотря на крупные перемены в Африке в последние десятилетия, она пока остается одним из наиболее проблемных регионов мира. На континенте продолжают тлеть очаги напряженности, критически низок уровень социально-экономического развития большинства африканских государств. Настоящий бич региона - бедность, причем значительная часть населения стран Африки находится буквально на грани физического выживания. Нынешние темпы экономического роста (за единичными исключениями) не позволяют рассчитывать на скорое преодоление разрыва в уровне развития Африки и остального мира, который, напротив, продолжает увеличиваться. Положение усугубляется массовым распространением на континенте опасных заболеваний, прежде всего ВИЧ/СПИД, туберкулеза, малярии, острыми экологическими проблемами, засухами, наводнениями, другими природными катаклизмами.

Тяжелая, хронически кризисная ситуация в Африке превратилась в фактор, угрожающий уже не только региональной, но и глобальной стабильности. На миротворческие операции в регионе, гуманитарную помощь и постконфликтное восстановление отвлекаются огромные материальные и людские ресурсы. Многие государства мира затрагивает неконтролируемая миграция из зон вооруженных конфликтов за пределы Африки, связанные с этим проблемы распространения преступности, незаконного оборота наркотиков, инфекционных заболеваний. Нельзя сбрасывать со счетов и то, что нестабильность служит питательной средой для международного терроризма и разного рода экстремистских проявлений.

В этом контексте весьма важно, что происходящее в Африке встречает адекватную и все более активную реакцию со стороны международного сообщества, которое исходит из ясного понимания того, что только собственными усилиями стоящие перед ней проблемы Африка не решит. Россия активно участвует в согласованных шагах по оказанию комплексного содействия континенту, в т.ч. в рамках «Группы восьми».

Вопросы оказания содействия Африке не только не остались в «тени» на саммите «Группы восьми» в Санкт-Петербурге, но и получили новый дополнительный импульс. Африка была достойно представлена на саммите, в работе которого приняли участие председатель Африканского союза, президент Республики Конго Д.Сассу-Нгессо и президент Южно-Африканской Республики Т.Мбеки.

Думаю, сейчас даже самые предвзятые критики смогли убедиться, что теме Африки в период нашего председательства отводилось достойное место, и она была весомо отражена в итоговых документах Санкт-Петербурга. В первую очередь это касается решений саммита по приоритетным темам российского председательства в «восьмерке» - в сфере энергетической безопасности, образования и борьбы с инфекционными заболеваниями, которые полностью отвечают коренным интересам народов Африки. Убеждены, что реализация решений Санкт-Петербургского саммита, которые напрямую затрагивают судьбу Африканского континента, будет на деле способствовать мобилизации собственных усилий африканцев и обеспечению дополнительной внешней поддержки странам региона в реализации их собственных планов развития.

Особая роль в этом процессе по праву принадлежит созданному в 2003 году по инициативе «восьмерки» Форуму по партнерству с Африкой (ФПА). Этот уникальный механизм межрегионального диалога и взаимодействия на деле способствует укреплению принципов широкого многостороннего сотрудничества.

Повестка дня очередного седьмого заседания ФПА, которое мы принимали в Москве в конце октября с.г., была в значительной мере созвучна приоритетным темам саммита «Группы восьми» в Санкт-Петербурге. В центре дискуссии находились вопросы преодоления энергетической бедности и борьбы с инфекционными болезнями в регионе. Естественной основой для обсуждения этой тематики служили положения соответствующих итоговых документов Санкт-Петербургского саммита.

Президент Российской Федерации В.В.Путин направил в адрес участников мероприятия приветственное послание, в котором были отмечены значимость ФПА как диалоговой площадки для представителей стран континента и их ведущих партнеров, его вклад в выработку практических рекомендаций по обеспечению реализации программы «Новое партнерство для развития Африки» - НЕПАД, подтверждено намерение нашей страны продолжать линию на оказание комплексного содействия региону.

Выступивший на Форуме Министр иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавров подчеркнул роль ФПА как механизма межрегионального диалога и взаимодействия, содействующего продвижению принципов широкого многостороннего сотрудничества, акцентировал его значение в деле сопряжения усилий африканских государств и внешних факторов по достижению на континенте ооновских Целей развития тысячелетия.

Как отмечали наши партнеры, в Москве удалось подготовить и провести наиболее организованное и результативное мероприятие Форума за всю его историю. Московское заседание ФПА позволило на высокой ноте завершить комплекс мероприятий по обеспечению преемственности в деятельности «Группы восьми» на африканском направлении в период председательства России в «восьмерке» и стало заметной вехой в выработке скоординированных подходов к созданию условий для социально-экономического возрождения региона.

Наша страна в целом удовлетворена тем, что Форум постепенно трансформируется из неформальной структуры в полноценную международную организацию, что, по нашему мнению, в конечном счете, должно повысить эффективность многосторонних усилий по оказанию содействия в социально-экономическом возрождении континента.

Со своей стороны, Россия продолжает оказывать странам континента действенную практическую помощь.

Крупное направление российского содействия Африке - облегчение долгового бремени, что является одной из важных форм содействия развитию. К настоящему времени наша страна списала задолженность государств континента в размере 11,3 млрд. долл., в ближайшее время эта сумма возрастет еще примерно на 700 млн. долл.

Взаимодействуем со Всемирным банком в рамках программы «снижение долгового бремени в обмен на развитие», предусматривающей направление 250 млн. долл., высвобождаемых от обслуживания долгов, на приоритетные программы развития в странах Африки к югу от Сахары, включая борьбу с инфекционными болезнями.

Принимаются меры по выполнению российских обязательств, связанных с реализацией Инициативы «Группы восьми» по списанию многосторонней задолженности беднейших стран, в частности, перед Международным агентством по развитию. Размер соответствующего российского вклада в 2007-2014 гг. составит около 33 млн. долл.

Прорабатывается и ряд других вопросов, включая финансовый вклад России в различные организации и фонды, так или иначе связанные с деятельностью «восьмерки» на африканском направлении.

В России действует льготный таможенно-тарифный режим для товаров из африканских стран. Российским законодательством предусмотрено, что товары традиционного экспорта наименее развитых стран, в т.ч. африканских, не облагаются импортными таможенными пошлинами. Под преференциальный режим подпадает основная часть импорта России из Африки.

При участии российских структур в Африке осуществляется ряд инвестиционных проектов. На континенте действуют такие крупные компании, как АЛРОСА в Анголе (разработка месторождений алмазов Катока, Луо), Демократической Республике Конго (разработка месторождений алмазов), ФГУП «ВО «Технопромэкспорт» в Анголе (строительство ГЭС «Капанда» и «Гидрошикапа»), РУСАЛ в Гвинее (разработка месторождений бокситов, производство глинозема), Нигерии (участие в приватизации и модернизации алюминиевого комбината АЛСКОН), Гане (планы разработки месторождений бокситов и приобретения алюминиевого завода), ДРК и Республике Конго (проект создания энергетического пула для обеспечения электроэнергией завода по переработке бокситов), РЕНОВА в Габоне (планы по совместной эксплуатации месторождений марганцевой руды), в ЮАР (разработка месторождений марганцевой руды), «Ключевский завод ферросплавов» в ДРК (совместная разработка редкоземельных металлов), «Зарубежнефть» в Нигерии (получение права на участие в разведке и разработке двух нефтяных участков), «Стройтрансгаз», «Роснефть» и «Зарубежводстрой» в Алжире (строительство нефтепровода Сугер-Хаджрет эн-Нус, разведка и добыча нефти и газа на юго-востоке страны, ирригационные и гидротехнические объекты), «Технопромэкспорт» и «Татнефть» в Ливии (соответственно реализация контракта по расширению ТЭС «Триполи-Запад» и разработка нефтяного блока), «Тяжпромэкспорт» и «Силовые машины» в Египте (реконструкция металлургического комбината и коксохимического завода в Хелуане, модернизация генераторов Асуанской ГЭС).

Государствам Африки оказывается существенная помощь в подготовке кадров. В настоящее время в российских вузах обучаются свыше 4,5 тыс. граждан стран континента. На 2006-2007 учебный год африканским странам выделено порядка 750 российских государственных стипендий. Россия участвует в Инициативе ускоренного финансирования программы «Образование для всех» и внесет в ее фонды в 2006 — 2008 гг. 7,2 млн. долл.

Новая форма сотрудничества - создание совместных учебных заведений в Африке. В текущем году открыт Российско-Египетский университет в Каире.

Важный компонент работы с Африкой - содействие в сфере здравоохранения. К настоящему времени наша страна полностью выполнила взятое на себя ранее обязательство о внесении в 2002-2006 гг. 20 млн. долл. в Глобальный фонд по борьбе с ВИЧ/СПИД, туберкулезом и малярией. В 2005г. российский вклад в Фонд был удвоен до 40 млн. долл. Намерены также компенсировать Фонду до 2010 г. около 220 млн. долл. - те средства, которые он предполагает выделить на финансирование проектов на территории Российской Федерации. Это расширит возможности Фонда по финансированию соответствующих программ в Африке.

Кроме того, Россия объединит усилия со Всемирным банком для борьбы с малярией в странах Африки к югу от Сахары, а также поддержит программу ВБ по борьбе с малярией в целях достижения значимых результатов к 2010 г. в размере 20 млн. долл. В 2006-2008 гг. дополнительно перечислим 10 млн. долл. во Всемирную инициативу по ликвидации полиомиелита.

Россия участвует в финансировании программы МВФ по оказанию помощи беднейшим странам, пострадавшим от внешних шоков (природных катаклизмов, ухудшения условий торговли, высоких цен на нефть и т.д.). Наш добровольный взнос на эти цели в 2006-2010 гг. составит около 45 млн. долл.

С учетом того, что одним из приоритетов российского председательства в «восьмерке» стали энергетические вопросы, включая преодоление энергетической бедности, показательно решение Российской Федерации о внесении 30 млн. долл. в фонд международного Партнерства по энергетике «Глобальная деревня» с целью расширения масштабов его деятельности в странах Африки южнее Сахары.

Россия участвует в финансировании программы МВФ по созданию африканских региональных центров оказания технической помощи (АФРИТАК), направленной на укрепление кадрового и организационного потенциала стран Африки. В 2003-2005 гг. на эти цели было переведено 250 тыс. долл. В январе 2006 г. принято решение о внесении Российской Федерацией в 2006-2009 гг. дополнительного добровольного взноса в АФРИТАК - тоже в размере до 250 тыс. долл.

Благодаря стабильному росту российской экономики наша страна получила возможность не только участвовать в согласованных усилиях международного донорского сообщества, но и постепенно наращивать объемы своего вклада в оказание комплексного содействия устойчивому развитию Африки, в т.ч. в рамках «Группы восьми».

Наряду с оказанием Африке адресной помощи и содействия экономического и гуманитарного характера по-прежнему остро стоит вопрос обеспечения безопасности и стабильности в этом регионе. Убеждены, что для обеспечения более прочного мира необходима активная позиция самих африканцев. Поддерживаем предпринимаемые ими шаги по противодействию незаконным вооруженным формированиям, меры по укреплению взаимного доверия и добрососедства, расширению сотрудничества в целях обеспечения безопасности границ, их непроницаемости для перелива конфликтов, незаконной торговли оружием. Важную роль в этом играет Совет мира и безопасности Африканского союза, ответственный в т.ч. за создание Африканских сил постоянной готовности.

Россия как постоянный член Совета Безопасности ООН, а также на двусторонней основе вносит весомый вклад в миротворчество на континенте, в выработку в рамках Совета Безопасности стратегии урегулирования конкретных вооруженных конфликтов и определение мандатов соответствующих миротворческих операций. Российские военнослужащие и сотрудники органов внутренних дел задействованы во всех операциях ООН по поддержанию мира в Африке - в Бурунди, Демократической Республике Конго, Западной Сахаре, Сьерра-Леоне, Эфиопии и Эритрее, Кот-д'Ивуаре, Либерии, Судане.

Нами неоднократно выражалась готовность в рамках согласованных международных шагов содействовать укреплению собственного антикризисного потенциала африканских государств. В России осуществляется подготовка афромиротворцев, прорабатываются возможности расширения сотрудничества в этой сфере.

Исходим из того, что одним из эффективных путей достижения устойчивого развития в Африке могут стать политическая и экономическая интеграция, коллективная работа в целях укрепления мира и стабильности, преодоления социально-экономических диспропорций. Поддерживаем шаги африканских государств в направлении совершенствования процессов региональной и субрегиональной интеграции, нацелены на развитие партнерских отношений с соответствующими организациями. Россия готова к расширению диалога с Африканским союзом, укрепляет контакты с Сообществом развития Юга Африки (САДК), Межправительственным органом по развитию (ИГАД), Экономическим сообществом западноафриканских государств (ЭКОВАС), нацелена на развитие сотрудничества с другими межгосударственными объединениями.

Уверены, что совместными усилиями уже в скором времени удастся вывести торгово-экономические связи на уровень, более полно отвечающий характеру политических отношений, высокой степени доверия и взаимопонимания между нашими странами.

Твердо убеждены в необходимости укрепления культурных, образовательных, общественных и иных контактов, создающих климат доверия, открытости и взаимопонимания, являющегося основой для расширения всех видов партнерских отношений между Россией и африканскими странами.

Надеемся что, действуя сообща, мы сможем придать новый импульс двусторонним отношениям, а также взаимодействию на международной арене в целях решения важнейших проблем современности.

Наши рекомендации