Реформирование общественного и государственного строя в результате революции 1905-1907 г
Революция 1905 г. привела к превращению неограниченной самодержавной власти в конституционную монархию. Политико-правовые факторы, которые привели к трансформации государственного и политического строя России, стали проявляться задолго до революционных событий 1905 г. В начале 1898 г. быстро нарастает студенческое движение, поводом для которого стал новый университетский устав 1884 г., значительно ограничивший автономию вузов. Движение приобрело политический характер.
Правительство издает в конце 1901 г. «Временные правила о студенческих учреждениях», пытаясь частично удовлетворить требования студентов.
С 1896 г. в стране увеличивается число забастовок, учащаются крестьянские бунты. В связи с этим правительство создает «Особое совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности». Задачи: облегчения выхода крестьян из общины, поощрения хуторских выделов.
В 1903 г. издается Манифест, в котором обещается отменить круговую поруку в деревне. Вместе с тем в нем заявлялось о сохранении общины и неотчуждаемости надельных земель.
В 1902 проводится первый съезд для разработки вопросов земского самоуправления, в 1904 г. в - совещание земских деятелей, которые подвергли резкой критике бюрократическую систему самодержавной монархии и потребовали широких политических прав и свобод. В ответ на это давление правительство издает Манифест, с рядом уступок: уравнивание крестьян в правах с другими сословиями, издание закона об уравнении в правах евреев и раскольников, самостоятельность суда, ограничение исключительных законов. В Манифесте были, однако, отвергнуты притязания земцев на вхождение в Государственный совет.
Учреждение и деятельность Государственной думы
В 1905 году Булыгину было дано задание на разработку некоего представительного органа и к разработке приступили в феврале, а закончили в августе. Результат – принятие манифеста “О государственной думе” утверждающей порядок ее избрания и т.п. Но государственная дума не была создана так как она должна была быть в проекту чисто законосовещательным органом (то есть если закон отвергался думой, это не означало что царь не мог его принять). Избираться такая дума должна была по куриям: - дворянская курия;
- крестьянская; - городская.
Но принятие этого закона не принесло ожидаемого результата, а даже напротив – усилила революционное движение, так как выборы в такую булызинскую думу был бойкотированы многими социалпартиями.
В результате – в октябре 1905 года – всеобщая стачка, которая парализовала все движение и ее поддержали очень значительная часть населения. В ответ и был принят манифест 1905 года:
- даровал основные политические свободы гражданам России (слова, собрания, совести, организаций, …)
- изменился статус государственной думы: 1) законодательный орган (без него ни один закон не проходит); 2) должны быть представлены те классы, которые раньше не были; 3) получает контроль за деятельностью исполнительной власти
Этот манифест удовлетворил некоторую часть бастующих, так как это был реальный шаг к переходу к ограниченной конституционной монархии.
В декабре 1905 года появились ряд положений, которые ограничивали цензуру (о повременной и не повременной печати), разрешали (при определенных условиях) создания союзов и т.п.
Это все повлияло на революционное движение, которое пошло на спад, но не прекратилось и в борьбе с ним использовали все тот же закон 1881 года “О чрезвычайном положении”, то есть принятые положения не реализовывались в местах с объявленным чрезвычайным положением, что вызывало недовольство.
В декабре же 1905 года был принят новый избирательный закон, по которому в думу добавлялась четвертая курия – рабочих.
Для всех курий порядок выборов в них был разный, как и количество мест в думе.
Волости à уезды à губернии à губернское собрание выборщиков – для крестьян.
Предприятия à губернский съезд à губернское собрание выборщиков – для рабочих.
Для городского населения – в два этапа и самый простой способ выборов – для дворян (часть в один этап, часть – в два). Количество выборщиков учитывало соотношение дворян к населению в данном выборном районе. То есть выборы были не равные и не всеобщие, так как некоторые слои населения (женщины, военнослужащие, жандармерия, студенты).
Дума приступила к работе в конце апреля 1906 года, но до этого в феврале был принят указ о том, что государственный совет является второй палатой российского парламента (то есть все законы должны проходить через нее).