Анализ изучения истории Кореи в учебниках по истории Татарстана для общеобразовательных школ Республики Татарстан

Учитель истории высшей квалификационной категории

Лицея им. Н. И. Лобачевского К(П)ФУ

Билалова Диана Султановна

이 논문의 제목은 <따따르스탄 중등학교 역사교과서에 기술된 한국역사내용 분석>이다. 연구내용은 따따르스탄공화국 중등학교 과정인 7-11학년 역사 교과서의 한국, 중국, 일본에 대한 기술내용을 살펴보았다. 한국에 대해서는 긍정적인 내용으로 바뀌고 있으나, 중국과 일본에 비해 관련 내용이 아주 적게 기술되어 있다. 최근의 근대화 과정에 대한 내용들이 학생들의 세계관을 확장하는데 필요하므로 러시아연방국가표준의 기본 교육프로그램에서의 새로운 표준이 요청된다.

Многие школьники Республики Татарстан были участниками и свидетелями Всемирной летней Универсиады 2013года. Безусловно, это мероприятие навсегда останется в памяти ребят. Компания Hyundai являлась партнером летней Универсиады. Экономическое сотрудничество Республики Татарстан и Республики Корея на этом не остановилось.19 июня 2016года президент Республики Татарстан посетил Республику Корея с обширной официальной программой. Сотрудничество между нашими республиками в экономической сфере расширяет свои границы. Руководители республик договариваются о будущих совместных взаимовыгодных проектах. Реализовывать эти проекты, строить мост сотрудничества между Татарстаном и Кореей предстоит сегодняшним школьникам. Плодотворное сотрудничество требует знаний об исторической самобытности Республики Корея, об истории взаимоотношений наших республик. С этой целью были проанализированы учебники по истории Татарстана для общеобразовательных школ Республики Татарстан.

Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих структур, в число которых входят и образовательные программы различных уровней и направленности. К основным общеобразовательным программам относятся программы дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования и среднего (полного) общего образования. Предмет «История» изучается на этапе основного общего образования и среднего (полного) общего образования. Курс рассчитан на 70 часов учебного года. Это составляет 2 часа еженедельно в 5,6,7,8,9,10,11 классах. Весь курс разделен на блоки, во время которых изучается всемирная история, история России и история Татарстана.

В лицее им. Н. И. Лобачевского К(П)ФУ обучаются дети с седьмого класса. Поэтому были проанализированы учебники по истории Татарстана для 7,8,9,10,11 классов. Одновременно для сравнительного анализа были рассмотрены вопросы изучения истории Кореи, Японии и Китая в указанных учебниках для общеобразовательных школ.

Учебное пособие для 7 класса общеобразовательной школы «История Татарстана (вторая половина XVI-XVIIIвв.)» рекомендовано Министерством образования и науки Республики Татарстан. Авторами данного пособия являются И. А. Гилязов и В. И. Пискарев. В данном учебнике не представлена никакая информация ни о Корее, ни о Японии. Но при описании торговых связей Казани в XVIII веке, сообщается, что товары, производимые в Казани, везли, в частности, и в Китай.

В учебном пособии для 8 класса общеобразовательной школы «История Татарстана. XIX век», созданном В.И.Пискаревым, так же отсутствует информация о Корее и Японии. В параграфе, посвященном социально - экономическому развитию Казанской губернии в 1801-1860гг., упоминаются китаечные фабрики, созданные татарскими предпринимателями. На этих фабриках производили ткань из хлопка, напоминающую шелковую ткань из Китая. Эту китайку большими партиями отправляли в центр страны и за границу. Татарские купцы успешно торговали с разными странами. В учебном пособии «История Татарстана.XIX век», созданном Г.И.Мустафиной, Н.П. Муньковым, Л.М.Свердловой, уточняется, что эта ткань пользовалась особым спросом в торговле с Китаем. Здесь же приводятся статистические данные о товарообороте татарских купцов в городе Кяхта на границе с Китаем. К середине XIX века на Кяхте работали торговые дома купцов Казанской губернии. Безусловно, эти данные говорят о развитых экономических отношениях татарских предпринимателей с предпринимателями многих стран, в частности, с Китаем.

Учебное пособие для 9 класса основной школы «История Татарстана.XX - начало XXI века» создано авторским коллективом Б.Ф.Султанбекова, А.А. Иванова, А.Г.Галлямова и В.И.Пискарева. В данном пособии нет информации о Корее и Китае. Но при характеристике социально-экономического развития Казанской губернии в начале XX века авторы обращают внимание на развитие торгово-промышленных отношений татарских предпринимателей с другими странами, в частности с Японией. Татарские предприниматели вышли на японский рынок. При рассмотрении развития татарской культуры в начале XX века авторы затрагивают тему высшего образования у татар. В начале XX века, в частности, татары обучались в учебных заведениях Японии. Современная история Татарстана неразрывно связана с развитием экономического сотрудничества с компаниями разных стран. Так, например, акционерное общество «Татнефть» заключила взаимовыгодные контракты с японскими компаниями.

Учебное пособие для 10 класса средней общеобразовательной школы «История Татарстана и татарского народа с древнейших времен до конца XIX века» создано авторским коллективом И.А.Гилязова, В.И.Пискарева, Ф.Ш.Хузина. В этом пособии так же нет информации о Корее и о Японии. Однако при повествовании о хунну упоминается Китай. Снова Китай встречается в материалах, посвященных развитию торговли. Так, Волжская Булгария в X веке, являясь центром международной торговли, активно сотрудничала в этой деятельности с Китаем. В продолжение этой темы упоминается город Кяхта, как центр торговли с Китаем. Другое учебное пособие для 10 класса общеобразовательных школ (профильный уровень) «История татарского народа (с древнейших времен до конца XVII)» создано под редакцией Д.М.Исхакова. В этом учебнике есть упоминание о Корее. Историю Татарстана здесь рассматривают с точки зрения цивилизационного подхода к изучению истории. Так, используя труд А.Дж.Тойнби, среди 21 цивилизации упоминается корейско-японская цивилизация. Наряду с ней, упоминается и китайская цивилизация. Также упоминаются труды С.Хантингтона, в которых в список цивилизаций он включает среди прочих китайскую и японскую цивилизации. Корея еще раз упоминается в связи с тем, что Россию надо рассматривать в рамках «мирового Запада», охватывающего также Японию, Южную Корею. Так авторы рассматривают вопрос российской цивилизации. Еще раз авторы упоминают Корею, Японию и Китай, когда предлагают новый список цивилизаций Запада и Востока, в последнем называя Корею, Китай и Японию. Авторы предлагают школьникам ознакомится с новыми историческими концепциями и теориями, упоминая впервые, по сравнению с вышеизложенными пособиями, Корею. Этот подход, по-нашему мнению, действительно является полным и всеохватывающим, что позволяет школьникам иметь полную, конструктивную историческую картину.

Учебное пособие для 11 класса средней общеобразовательной школы с русским языком обучения (профильный уровень) «История татарского народа (XX-XXIвв.)» создано А.Г.Галлямовой, М.М.Гибатдиновым, А.Ш.Кабировой. В данном пособии школьникам рассказывается о татарах, которые в период Гражданской войны вместе с частями белого движения отступали на Дальний Восток и эмигрировали в Корею, а также в Японию и Китай. Также представлена информация о взаимном сотрудничестве ученых этих стран в XXI веке.

Подводя итог, сделаем вывод о том, что в учебных пособиях по истории Татарстана и татарского народа информации о Корее предельно мало. Сравнивая, можно обратить внимание, что информации о Китае и Японии на порядок больше. Но в тоже время, хочется заметить, что новые Федеральные Государственные Образовательные Стандарты предъявляют новые требования к структуре основных образовательных программ, результатам их освоения и условиям реализации, которые обеспечивают необходимое личностное и профессиональное развитие обучающихся. Сегодняшний процесс модернизации школьного образования позволяет в условиях системно-деятельностного подхода к обучению во время урочной и внеурочной деятельности расширить кругозор школьников. Исследования и проекты школьников, посвященные истории взаимоотношений Татарстана и Кореи, позволят укрепить и расширить двухстороннее сотрудничество.

Список литературы

1. Гилязов И.А., Пискарев В.И. История Татарстана (вторая половина XVI-XVIIIвв.): Учебное пособие для 7 класса общеобразовательной школы.- Казань: Татарское республиканское издательство «Хэтер»(Тарих), 2012, С. 65

2. Гилязов И.А., Пискарев В.И., Хузин Ф.Ш. История Татарстана и татарского народа с древнейших времен до конца XIX века: Учебное пособие для 10 класса общеобразовательной школы.- Казань: Татарское республиканское издательство «Хэтер», 2008, С. 15,18,34,42,47,50,54,59,174.

3. Галлямова А.Г. История татарского народа (XX-XXIвв.): Учебное пособие для 11 класса средней общеобразовательной школы с русским языком обучения (профильный уровень)/ А.Г.Галлямова, М.М.Гибатдинов, А.Ш.Кабирова.- Казань:Татар. кн. изд-во, 2012, С. 148,270,273-275.

4. История Татарстана и татарского народа с древнейших времен до конца XVII: Учебное пособие для 10 класса средней общеобразовательной школы (профильный уровень)/ Д.М.Исхаков, И.Л.Измайлов,И.А.Гилязов, М.М.Гибатдинов; Под ред. Д.М.Исхакова.-Казань:Магариф, 2009, С.6,9-12,14,17,20,22.26.33,37.100,128,196,207-208,223.274,293,412.

5. Мустафина Г.М. и др. История Татарстана.XIX век: Учебное пособие для сред. общеобразоват. шк., гимназий, лицеев и сред. спец. учеб. Заведений/Г.М.Мустафина, Н.П.Муньков, Л.М.Свердлова-Казань:Магариф, 2003,С.30.33,35.

6. Пискарев В.И. История Татарстана. XIX век): Учебное пособие для 8 класса общеобразовательной школы.- Казань: Татарское республиканское издательство «Хэтер»(Тарих), 2012, С. 13,14.

7. Султанбеков Б.Ф., Иванов А.А., Галлямова А.Г. История Татарстана.XX - начало XXI века: Учебное пособие для 9 класса основной школы.- Казань: Татарское республиканское издательство «Хэтер», 2006, С. 10,34,282.


Наши рекомендации