Предмет, цель и условия познавательной деятельности журналиста
Проблемная ситуация, с которой журналист сталкивается на практике, способна вывести его на определенный объект и предмет изучения. Под объектом обычно понимают «жизненные процессы и явления, в составе которых обнаруживается противоречие, порождающее проблемную ситуацию», а под предметом изучения – «характеристики (свойства) объекта, отражающие главные звенья (основу, ядро) противоречий»[29].
Типология ситуаций, с которыми сталкивается журналист, разработана Г.М. Лазутиной[30].
По времени — это, прежде всего, ситуации текущей реальной действительности(то есть сегодняшние, новые, дающие аудитории представление о переменах в мире — очевидных, если они принимают форму событий, или неочевидных, если касаются сущности, непосредственному наблюдению не поддаются и постигаются работой мысли). Однако рассматривают журналисты и ситуации вчерашнего дня— как правило, в связи с необходимостью глубже понять сегодняшнюю ситуацию, ставшую предметом непосредственного профессионального интереса. Особый случай — обращение к ситуациям из далекого прошлого.Чаще всего оно бывает вызвано потребностью заполнить «белые пятна» на исторической карте, которые неизбежно остаются во все времена и на определенном этапе становятся помехой для глубокого понимания настоящего.
Масштабы ситуаций могут изменяться в широком диапазоне: от локальных (из жизни одного человека) до глобальных (экологический кризис, угрожающий планете).
По стадии развития проявляющихся в них противоречий они делятся на позитивные – противоречия скрыты, не очевидны, не важны для журналиста, проблемные – противоречия внутри ситуации намечены как позиции разных сторон, готовых договориться, чтобы решить проблему; конфликтные – противоречия, поставлены наиболее остро, когда соперники не всегда готовы на переговоры.
Любая из этих ситуаций осваивается журналистом не сама по себе, а в связи с более широкой ситуацией проблемного характера, в которую она входит в силу системной организации мира. В этой более широкой ситуации журналиста интересует один ее аспект – назревшая или назревающая проблема, переживаемая многими людьми. Характер отношений между общей проблемой и конкретной ситуацией может быть разным:
§ конкретная ситуация может нести в себе проблему, быть ее проявлением, представляя собой источник новых сведений о проблеме, ее причинах, опасностях (например, информация о взрыве в Нью-Йорке и Вашингтоне как новая информация о проблеме терроризма, или об очередной выходке террористов или о третьей мировой террористической войне);
§ конкретная ситуация может нести в себе опыт разрешения масштабной проблемы - дает знание о путях выхода из проблемы (например, информация о способах борьбе с терроризмом и объединении правительств ведущих держав как альтернатива третьей мировой террористической войне);
§ в конкретной ситуации могут проявиться конфликтные последствия своевременно неразрешенной проблемы – знание о тех потерях, к которым ведут подобные коллизии. (Например, на ток-шоу «Свобода слова» на НТВ пригласили А. В. Руцкого, имевшего многолетний опыт войны в Афганистане. Информация, которой он располагал о климатических условиях, о горной местности, о невозможности использовать достоверные разведданные, говорила о том, что если США ответит на террористический акт войной с Афганистаном, то эта война будет бессмысленной).
Что же собственно журналист познает?
Сведения о предмете, которые интересуют журналиста:
§ информация, характеризующая особенности изучаемой ситуации (например, особенность теракта в США – его дерзость и масштабность);
§ черты, объединяющие ее с масштабной проблемной ситуацией (одно из проявлений терроризма как мирового явления);
§ ретроспектива и перспектива ситуации (изучение истории проведения подобных терактов по всему миру и составление прогноза в соответствии с темой расследования);
§ сущность и явление (характеристика этого теракта, какой смысл скрывается за этим фактом).
Цель познавательной деятельности журналиста – получить не только необходимое оперативное знание о действительности, но и те средства, с помощью которых оно может быть адекватно предъявлено в тексте.
Следующие условия протекания познавательного процесса в журналистике существенно осложняют его ход:
§ разнообразие познавательных задач;
§ решать эти задачи приходится в сжатые сроки;
§ недостаточный исходный уровень компетентности – даже журналист, специализирующийся на какой-то отрасли, в более узкой области может многого не знать. Так журналист, специализирующийся на исследованиях морской фауны, необязательно должен знать устройство плавников черной акулы;
§ познавательный процесс чаще всего неотделим от межличностного общения, а значит эмоциональности. В исследованиях разного рода, где необходимо четко отделить факты от мнений, это может мешать;
§ познавательный процесс не завершается с прекращением контакта с источником информации, он продолжается все время, пока идет работа над текстом;
§ может обнаруживаться «недобор материала», когда недостает фактов, подтверждающих интересный вывод.