Регистрация и опубликование договоров 2 страница

2. международные организации, созданные на иной основе – деклараций, совместных заявлений.

Вопрос 57. История возникновения международных организаций.

Международные организации — сравнительно «молодой» субъект международных отношений. Очень немногие из них отметили столетние юбилеи.

Парадоксальность ситуации состоит в том, что «знание» о международных организациях появилось задолго до их внедрения в международные отношения.

Международные организации возникли уже в древности и совершенствовались по мере развития общества.

В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ В VI веке до нашей эры появились первые постоянные международные объединения в виде союзов городов и общин (например, Лакедиминская и Деэтосекая Снммакии), или религиозно-политических союзов племён и городов (например, Дельфийско-Фермопильская амфиктиония). Подобные объединения явились прообразами будущих международных организаций. Многие учёные справедливо подчёркивали, что на том этапе эти союзы сближали греческие государства и смягчали их замкнутость.

Следующим этапом развития международных организаций явилось создание международных экономических и таможенных объединений. Один из первых таких союзов был Ганзейский торговый союз, который вывел из состояния средневекового варварства всю Северную Германию. Этот союз был окончательно оформлен в XVI веке. Во главе этого объединения находился Любек.

В начале XIX был создан Германский таможенный союз. Все государства, вошедшие в этот союз, должны были подчиняться одинаковым законам относительно ввоза, вывоза и транзита товара. Все таможенные пошлины признавались общими и распределялись между членами союза по количеству народа населения.

Специалисты, изучающие историю международных организаций, считают, что первой межправительственной организацией в её классическом понимании была Центральная комиссия по судоходству на Рейне, образованная в 1831г.

Уже во второй половине XIX века были созданы международные союзы для измерения земли (1864г.), Всемирный телеграфный союз (1865г.), Всемирный почтовый союз (1874г.), Международное бюро мер и весов (1875г.), Международный союз для защиты международной и художественной собственности и другие. В этот период сотрудничество государств становится более обширным, затрагивая всё большие сферы жизни. Все организации данного периода имели постоянные органы фиксированных членов и штаб-квартиры. Компетенция их ограничивалась обсуждением специализированных проблем.

Следующим важным этапом в развитии международных организаций является период после первой мировой войны, когда государства приступили к созданию международной организации по поддержанию мира и международной безопасности. Так в 1919г. была образована Лига Наций.

Основными органами Лиги Наций являлись собрание всех представителей членов Лиги, совет и постоянный секретариат. Главной её задачей являлось поддержание мира, и предотвращение новых войн. Лига Наций должна была предпринимать все меры для сохранения мира. Если какой-либо член Лиги прибегал к войне вопреки принятым на себя обязательствам, то основные члены Лиги обязывались немедленно порвать с ним всяческие торговые и финансовые отношения, а Совет должен был предложить различным заинтересованным правительствам выставить тот или иной контингент войск.

В уставе Лиги Наций были предусмотрены различные эффективные меры по поддержанию мира. В нём признавалось необходимым ограничение национальных вооружений до минимума, необходимого для обеспечения национальной безопасности. Совету Лиги представлялось выбрать планы ограничения вооружений для каждого государства и внести их на рассмотрение заинтересованных правительств. Но по мнению специалистов. Лига Наций не смогла справиться со своей основной задачей: сохранение мира и мирное урегулирование международных конфликтов. Те разногласия, которые возникли между членами Лиги повлекли за собой не выполнение взятых обязательств. Она не смогла предотвратить Вторую мировую войн, а также нападение Японии на Китай, Италии- на Эфиопию, Германии - на Австрию и Чехословакию, Италии - на Испанию и т. д. И 18 апреля 1946 г. лига Наций была ликвидирована, т. к. Лига Наций не выполнила своих функций и на этом историческом этапе прекратила своё существование. Таким образом, создание международных организаций и их развитие происходило поэтапно. Постепенно государства осознавали необходимость международного сотрудничества в различных сферах жизни, что приводило к обмену изобретениями в области науки, в военной технике, искусства. Международные организации прошлого стали прообразами современных международных организаций, которых в настоящее время большое количество, и которые играют большую роль в современных международных отношениях.

Вопрос 58. Понятие и виды международных организаций. Понятие права международных организаций.

Право международных организаций - отрасль современного международного права, принципы и нормы которой определяют статус международных организаций, регулируют вопросы их создания и деятельности, а также их статуса и функций.

Международная организация - учрежденная международным договором организация, призванная на постоянной основе координировать действия государств-членов в соответствии с предоставленными ей полномочиями.

Характерные черты организации:

1. создание путем заключения особого договора, являющегося учредительным актом (устав, статут);

2. система постоянно действующих органов;

3. автономный статус и соответствующие функции.

Виды:

1. по предмету деятельности - политические, экономические, кредитно-финансовые, по вопросам торговли, здравоохранения и др.;

2. по кругу участников - универсальные и региональные;

3. по порядку приема новых членов - открытые или закрытые;

4. по сфере деятельности - с общей или специальной компетенцией;

5. по целям и принципам деятельности - правомерные или противоправные;

6. по количеству членов - всемирные или групповые.

Международные организации могут быть постоянными и временными (конференции, конгрессы, совещания и т.д.).

По объекту их деятельности делятся на:

1. общего характера (круг их деятельности охватывает политические, экономические, социальные, культурные вопросы, например, Организация Объединенных Наций);

2. специального характера (их деятельность ограничена одним кругом вопросов, а именно – Международная организация труда (МОТ), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) и т.д.).

По кругу участников ММПО делятся на;

1. всемирные (куда входят государства различных регионов земного шара);

2. региональные (создаются государствами, расположенными в одном географическом регионе, например, Организация африканского единства (ОАЕ), Организация латиноамериканских государств (ОАГ) и др.).

Компетенция международной организации также, как и ее правосубъектность, имеет договорную основу и ограниченна договорными рамками.

Организационная структура международной организации состоит из следующих звеньев:

1. высший (пленарный) орган (рассматривает все важные вопросы деятельности организации, осуществляет прием в нее новых членов, выбирает членов исполнительных органов организации, генерального секретаря, утверждает бюджет организации):

2. исполнительный орган (принимает оперативные решения);

3. административный орган – секретариат, возглавляемый генеральным секретарем (директором).

Персонал секретариата подразделяется на три категории:

1. высшие административные должностные лица;

2. класс специалистов;

3. комитеты и комиссии по специальным вопросам.

Среди ММПО особое место занимает Организация Объединенных Наций и Совет Безопасности им далее в данной работе отводится особое место.

59.Уставы ММПО как международные договоры sui generis.

60.Компетенция международной организации и полномочия ее органов.

60. Компетенция международной организации и полномочия ее органов

Международная организация, создаваемая государствами для выполнения конкретных целей и задач, наделяется ими зафиксированной в учредительном акте определенной компетенцией. По мнению большинства юристов, компетенция международной организации это объект или сфера ее предметной деятельности. Следовательно, в компетенцию международной организации включается как круг проблем, которыми ей надлежит заниматься, так и предоставленные ей для этого полномочия.

Различают следующие виды компетенции международной организации:

· предметная (определяет круг вопросов, которые подлежат ведению организации);

· юрисдикционная (определяет юридическую силу актов по вопросам, входящим в предметную компетенцию);

· подразумеваемая (предусматривается не только Уставом организации, но и подразумевается из положений этого акта);

· «имманентная» (согласно этому виду компетенции следует руководствоваться в основном целями международной организации, а не положениями ее Устава).

Компетенция международной организации, так же как и ее правосубъектность, имеет договорную основу и ограничена договорными рамками. Вместе с тем в западной доктрине распространено расширительное толкование компетенции международных организаций. Сторонники концепций «имманентной компетенции» (норвежский юрист Ф. Сейерстед и др.) и «подразумеваемой компетенции» (английский юрист Д. Боуэт и др.) исходят из того, что любая международная организация может предпринять любые действия, необходимые для достижения ее целей, независимо от конкретных постановлений учредительного акта или других международных соглашений, либо в силу имманентных, внутренне присущих международной организации свойств, либо на основе подразумеваемой компетенции, которая может быть разумно выведена из целей и задач организации.

Обе концепции близки друг другу, так как выводят компетенцию международной организации из ее целей и задач, что в корне противоречит договорной природе современных международных организаций.

Вместе с тем в определенном смысле о подразумеваемой компетенции может идти речь. На это обращали внимание некоторые юристы (например, Г. И. Тункин, американский юрист Г. X. Хэкворт). Подразумеваемые полномочия возможны тогда, когда они вытекают из явно предоставленных организации или ее органу полномочий и функций и необходимы для их осуществления.

Положения о компетенции международной организации в целом тесно связаны с компетенцией ее органов. Компетенция органа международной организации определяется в учредительном акте или в иных международных соглашениях и носит договорный характер. Она не может быть произвольно изменена без согласия государств — членов международной организации, выраженного в соответствующей форме.

61. Организационно-правовой механизм деятельности международных организаций.

Функционирование любой международной организации может быть эффективным при условии наличия у нее определенных элементов, получивших название организационно-правового механизма. Он включает:

1. Организационная структура международной организации. В ее состав входят высшие, исполнительные, административные органы, комитеты и комиссии по специальным вопросам, которые действуют на постоянной или временной основе.

2. Компетенция международной организации. Деятельность организации носит правомерный характер, если она осуществляется в соответствии с ее компетенцией, которая проявляется в компетенции ее органов.

Различают следующие виды компетенции международной организации:

предметная (определяет круг вопросов, которые подлежат ведению организации);

юрисдикционная (определяет юридическую силу актов по вопросам, входящим в предметную компетенцию);

подразумеваемая (предусматривается не только Уставом организации, но и подразумевается из положений этого акта);

«имманентная» (согласно этому виду компетенции следует руководствоваться в основном целями международной организации, а не положениями ее Устава).

3. Процедура принятия решений. Она совершенствовалась по мере развития международных организаций и прошла следующие стадии: единогласие; большинство голосов; взвешенное голосование; консенсус;

принятие в «пакете».

4. Бюджет международной организации формируется за счет взносов государств, исходя из собственных правил организации. Государства вносят свои взносы в:

регулярный бюджет — финансирование всей административной деятельности организации;

добровольные фонды — финансирование отдельных видов деятельности организации, ее оперативных программ.

5. Правовое положение международной организации в стране пребывания. Правовое положение определяется Уставом организации, ее соглашением с принимающей страной, многосторонними МД, законодательством государства пребывания.

62. Принципы формирования органов ММПО

Для органов с ограниченным членством важное значение имеют вопросы их состава. Эти органы должны быть укомплектованы таким образом, чтобы принимаемые ими решения в наибольшей степени отражали интересы всех государств, а не одной-двух групп.

В практике деятельности международных организаций для формирования органов ограниченного состава наиболее часто применяются следующие принципы:

· справедливого географического представительства;

· специфических интересов;

· равного (паритетного) представительства групп государств с несовпадающими интересами;

· наибольшего финансового вклада;

· политического представительства (учет представительства постоянных членов Совета Безопасности в органах, где за ними не закреплено постоянное место).

При формировании органов чаще всего применяется какой-либо один из принципов. Например, п, 3 ст. 15 Конвенции ВПС (Всемирного почтового союза) гласит: "Страны - члены Исполнительной комиссии по связи назначаются Конгрессом на основе справедливого географического распределения". В Международной морской организации Ассамблея избирает членов Совета на основе принципа специфических интересов, учитывая группы стран, имеющих наибольший или существенный интерес в предоставлении судоходных услуг, а также группы стран, имеющих наибольший или существенный интерес в международной морской торговле. На основе принципа паритетного представительства государств с несовпадающими интересами формировался, например, Совет по Опеке ООН.

В ряде случаев органы формируются с учетом двух и более критериев. Например, выборы непостоянных членов Совета Безопасности проводятся с учетом в первую очередь степени участия членов ООН в поддержании международного мира и безопасности и в достижении других целей Организации, а также справедливого географического представительства.

63. Понятие, виды и юридическое значение актов ММПО.

Статус актов международных межправительственных организаций определяется их уставами. В пределах своей компетенции органы этих организаций принимают, как правило, акты-рекомендации либо акты правоприменительного характера. Так, согласно ст. 10, 11, 13 Устава ООН Генеральная Ассамблея уполномочена "делать рекомендаций", а согласно ст. 25 члены ООН подчиняются решениям Совета Безопасности, но сами эти решения связаны с его правоприменительной деятельностью. Любая норма, содержащаяся в принятых международной организацией рекомендациях, правилах и проектах договоров, должна быть признана государством, во-первых, как международно-правовая норма, во-вторых, как норма, обязательная для данного государства.

Сама по себе международная организация не вправе превращаться в международного "законодателя". Вместе с тем государства — члены организации — могут использовать организацию для нормотворческой деятельности. На сессиях Генеральной Ассамблеи ООН принимаются резолюции, фиксирующие одобрение от имени организации разработанных в ее рамках международных договоров. Так было в отношении Договора о нераспространении ядерного оружия (1968 г.), Конвенции о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами (1971 г.), и других актов. В этих случаях текст договора публикуется в документах ООН в виде приложения к резолюции Генеральной Ассамблеи. Но именно договор (после его подписания государствами и вступления в силу), а не резолюция, приобретает значение источника международного права. Аналогичный метод применяется и в других международных организациях универсального характера.

Своей особой юридической значимостью выделяются те акты международных организаций, которым самими государствами-членами придается нормативный характер. Такие резолюции принимаются главными (высшими) органами организаций в соответствии с их функциями в тех случаях, когда эффективное осуществление этих функций невозможно без создания новых форм международного права и, следовательно, придания резолюциям статуса источников международного права.

Можно считать общепризнанной обязательную юридическую силу норм резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 1514 (XV) от 14 декабря 1960 г. Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам". Этот акт не ограничивался подтверждением или толкованием действовавших в то время международно-правовых норм, а в соответствии с целями и принципами Устава ООН установил новые императивные нормы относительно полного запрещения колониализма и обязанности немедленного предоставления независимости народам колоний.

В рамках ООН и других международных организаций действуют принимаемые их органами акты, относящиеся к их внутренней жизнедеятельности, но содержащие не только правила внутриорганизационного характера, но и нормы взаимоотношений организации (ее органов и государств-членов (например, предписания резолюций Генеральной Ассамблеи о взносах государств-членов в бюджет ООН). Совокупность таких нормативных положений принято называть внутренним правом ООН либо внутренним правом какого-либо иного органа.

64. Подготовка и созыв международных конференций.

С предложением (инициативой) о созыве конференции могут выступать одно или несколько государств или международная организация.

Подготовка конференции начинается с определения цели ее созыва, исходя из которой формулируется повестка дня. Часто осуществляется предварительное согласование мнений государств относительно повестки дня конференции. Заранее согласовываются также и уровень представительства, время и место проведения, правила процедуры. Согласование мнений государств относительно созыва конференции происходит по дипломатическим каналам или в рамках специальных консультаций.

Определяя круг участников конференции, а также уровень представительства на ней, государства исходят из целей и характера конференции.

В тех случаях, когда конференция созывается в рамках или под эгидой межправительственных организаций, время и место ее созыва фиксируются в соответствующих резолюциях этих организаций. Когда конференция созывается межправительственной организацией, она проводится либо в ее штаб-квартире, либо по приглашению какого-либо государства - члена организации на его территории.

Предварительное согласование порядка проведения конференции и ее будущих правил процедуры происходит, как правило, на подготовительных встречах.

Не менее важное место занимает общая подготовка, включающая обеспечение различного рода помещений, вспомогательных служб и услуг.

Каждое государство проводит большую и разнообразную дипломатическую работу по подготовке к участию в конференции. Она осуществляется через органы внешних сношений путем проведения двусторонних и многосторонних консультаций, обмена письмами и т. д.

Деятельность многих конференций протекает в форме сессий, между которыми может проходить несколько месяцев.

Уровень представительства на конференциях определяется характером и значимостью рассматриваемых проблем. Он может изменяться в ходе конференции. Так, первый этап СБСЕ, определивший основные задания по подготовке заключительного документа, состоялся на уровне министров иностранных дел; второй, рабочий - на уровне заместителей министров, начальников департаментов МИД; третий, заключительный - на высшем уровне с участием глав государств и правительств. Проведение конференций на высшем уровне поднимает их политическую значимость, придает особую силу принимаемым решениям.

65. Виды и юридическое значение решений международных конференций.

На межправительственных конференциях принимаются акты двух видов: содержащие материалы текущей работы и подводящие итоги их работы. К первой группе относятся протоколы заседаний, ко второй — документы международно-правового характера (договоры, конвенции и т. д.). Необходимо различать также акты процедурного характера и акты, принимаемые по существу рассматриваемых в ходе работы конференции вопросов. Результаты работы успешно завершившейся межправительственной конференции выражаются в актах с различным правовым значением, имеющих самые разнообразные наименования. Общепризнанной классификации таких наименований не существует. Выбор наименования часто связан с политическими или случайными соображениями и, как правило, не имеет юридического значения.

Международное право не содержит норм, предписывающих какую-либо обязательную форму (или ее важный элемент — наименование) актов межправительственных конференций. Некоторые наименования в результате длительной практики их употребления стали относительно постоянными для определенных видов актов, принимаемых на межправительственных конференциях. Так, заключительными актами чаще называются документы, содержащие основные, характеризующие конференцию факты. Акты конференции, которые, как правило, нацелены на создание норм международного права, все чаще именуются конвенциями, а те, которые содержат рекомендации государствам или межправительственным организациям,— резолюциями.

Дипломатические конференции созываются для заключения многосторонних конвенций по различным специальным вопросам международного сотрудничества в правовой, социальной, экономической, гуманитарной и других областях.

Современные межправительственные конференции нередко принимают разнообразные резолюции по предмету своей деятельности. Резолюции, принимаемые межправительственными конференциями, независимо от адресата имеют характер рекомендаций. Государства — участники той или иной конференции определяют свое отношение к ее резолюциям в строго индивидуальном порядке. Предусматриваемые в этих резолюциях мероприятия также являются рекомендательными и юридических обязательств для их адресатов не создают. В резолюциях часто выражается признательность правительству, его главе и народу страны проведения конференции, исполнительному секретарю конференции и другим членам секретариата, Генеральному секретарю ООН (в тех случаях, когда конференция проводится в рамках или под эгидой ООН), КМП ООН и эксперту-консультанту (т. е. специальному докладчику на кодификационных конференциях).

Большинство межправительственных конференций завершается принятием заключительного акта. Заключительные акты представляют собой перечни основных событий в деятельности межправительственной конференции.

Правовое значение заключительных актов следует устанавливать, исходя из содержания того реального соглашения, которое лежит в их основе. Именно это соглашение государств — участников конференции отражает результат согласования их позиции относительно придания определенной юридической силы положениям заключительного акта.

66. Международно-правовые вопросы гражданства.

Гражданство – это устойчивая правовая связь физического лица с определенным государством, выраженная в обладании взаимными правами и обязанностями. Каждое государство в силу своего суверенитета самостоятельно регулирует вопросы приобретения и утраты гражданства.

Гражданство может быть приобретено следующими способами:

по рождению (филиация) – в силу общих принципов и норм международного права каждый ребенок имеет право на гражданство. Филиация может иметь место на основе двух принципов:

а) национальный принцип, или «право крови» (jus sanguinis), определяет гражданство ребенка гражданством его родителей независимо от места рождения;

б) принцип «права почвы» (территориальный принцип – jus soli) – определяет гражданство по месту рождения независимо от гражданства родителей;

в порядке натурализации (укоренение) – это добровольный акт волеизъявления натурализуемого лица, который выражается как в подаче заявления о натурализации по собственной воле, так и в молчаливом согласии при территориальных изменениях. Однако без согласия государства натурализация невозможна. Односторонние действия государства, направленные на навязывание своего гражданства гражданину другого государства или апатриду, с точки зрения международного права считаются противоправными. Принудительная натурализация является ничтожной;

натурализация на основании закона, которая не основана на личном выборе лица, имеет место как правовое следствие усыновления, установления опеки, признания отцовства, поступления на военную или государственную службу; 4)приобретение гражданства на основании международного договора имеет место при заключении мирных договоров, специальных соглашений по территориальным вопросам: в связи с образованием новых государств в результате объединения двух или нескольких государств в одно (объединение ГДР и ФРГ) или разделения одного государства и образования нескольких (распад СССР).

Приобретение гражданства может иметь место также:

· при заключении соглашений о репатриации;

· при переходе части территории от одного государства к другому (цессия);

· при обмене отдельных участков территории между сопредельными государствами;

· при добровольном выборе гражданства (оптация) – население в индивидуальном порядке может выбрать гражданство, при этом оптант обязуется проживать на территории того государства, гражданство которого он избрал;

· при автоматическом изменении (трансферт) – население территории, переходящей от одного государства к другому, соответственно, переходит из одного гражданства в другое независимо от согласия;

· при территориальных изменениях.

Утрата гражданства возможна в случаях:

· экспатриации – в результате добровольного выхода;

· денатурализации – принудительное лишение гражданства натурализованных лиц государством;

· на основании положений международного договора;

· при перемене гражданства в случае натурализации, в связи со вступлением в брак, усыновлением и т. п.

67. Дипломатическая защита граждан, находящихся за рубежом.

Дипломатическая защита - дипломатическая процедура, с помощью которой государство защищает права своих граждан в случае их нарушения международно-противоправным деянием другого государства, в котором они не смогли добиться восстановления своих прав, исчерпав местные средства юридической защиты.

В большинстве случаев дипломатическая защита осуществляется дипломатическими представителями и консульскими учреждениями. В исключительных случаях в действие вступает ведомство иностранных дел и даже правительство.

Дипломатическая защита ограничивается чисто дипломатическими мерами. Она предполагает инициирование процесса, призванного мирно разрешить спор в целях защиты личных и имущественных прав граждан, которым был причинен ущерб на территории иностранного государства. Поэтому защита не должна включать мер принуждения, даже таких как прекращение экономических или дипломатических отношений. Любые контрмеры допустимы лишь в случае наступления ответственности государства за международно-противоправное деяние. Эти случаи рассматриваются как чрезвычайные.

Институт дипломатической защиты закреплен в Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. (ст. 3) и Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г. (ст. 5). В первой из них говорится, что функции дипломатического представительства состоят, в частности, "в защите в государстве пребывания интересов аккредитующего государства и его граждан В ПРЕДЕЛАХ, ДОПУСКАЕМЫХ МЕЖДУНАРОДНЫМ ПРАВОМ"

Условия оказания дипломатической защиты таковы:

- на территории государства причинен существенный ущерб законным интересам гражданина иностранного государства. Такой ущерб может быть причинен действиями органов самого государства либо частных лиц. В последнем случае право на защиту возникает, если местное государство не предприняло необходимых мер по восстановлению нарушенных прав;

- ущерб причинен противоправными действиями. Возникает вопрос: какое право имеется в виду - внутреннее или международное? В международной практике, включая судебную, высказывается мнение, что речь идет о действиях, противоречащих международному праву. Имеется в виду как обычное, так и договорное право. При этом следует учитывать, что грубое нарушение прав иностранцев, предусмотренных внутренним законом, является нарушением и международного права;

Наши рекомендации