Указ Президента РФ от 31 декабря 2005 г. „

Основные термины и понятия административного права

Справочное пособие

Саратов

УДК 342.9(470)(03)

ББК 67.401(2Рос)я2
О-75

Рецензенты:

доктор юридических наук, профессор О.Ю. Бакаева;

доктор юридических наук, профессор Е.В. Покачалова

Составитель –

кандидат юридических наук, доцент Е.И. Маторина

Печатается по решению учебно-методического совета
ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права»

О-75 Основные термины и понятия административного права: справочное пособие / [сост. Е.И. Маторина] ; ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права». – Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2011. – 160 с.

ISBN 978-5-7924-0865-4

Пособие содержит необходимую информацию о терминах и понятиях, характерных для различных институтов российского административного права. Основой статей служат материалы многочисленных работ по вопросам административного права, учебников и учебно-методических комплексов, автором которых является доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации Николай Михайлович Конин.

Для студентов юридических вузов и факультетов, обучающихся по программе бакалавриата, магистерской программе, а также всех интересующихся вопросами административного права.

УДК 342.9(470)(03)

ББК 67.401(2Рос)я2

ISBN 978-5-7924-0865-4 © ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2011

Указ Президента РФ от 31 декабря 2005 г. „ - student2.ru

Предисловие

Предлагаемое издание структурно подчинено определенным темам учебной дисциплины «Административное право России», поэтому термины и понятия расположены не в алфавитном порядке, а согласуются с учебной программой курса. Основные понятия и термины, указанные в пособии, относятся по тематике ко всей сфере реализации государственной исполнительной власти, всем отраслям и сферам государственного управления. Представлены термины и понятия как легальные, т. е. используемые в законодательстве, так и отражающие современные взгляды в административно-правовой науке. При изложении текста статей составитель исходил из принципов лаконичности и достаточности. Для удобства пользования все термины и понятия приведены в алфавитном порядке в конце издания.

В конце практически каждой темы приведены основные нормативно-правовые акты, относящиеся к данной теме. Те темы, к которым не приводится перечень нормативно-правовых актов, следует изучать, опираясь на теоретический материал, изложенный в многочисленных современных учебниках по административному праву, среди которых учебники, написанные доктором юридических наук, профессором Н.М. Кониным, доктором юридических наук, профессором В.М. Манохиным, работающих на кафедре административного и муниципального права СГАП.

Тема 1

Государственное управление

как вид государственной деятельности

и сфера действия норм

административного права

УПРАВЛЕНИЕ

– функция сложных организованных систем любой природы (технических, биологических, экологических, социальных), постоянный целенаправленный процесс воздействия субъекта на объект через соответствующий механизм управления.

ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ

– вещи (управление вещами), явления и процессы (управление процессами), люди (управление людьми).

СУБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ

– человек или коллективное образование.

ВИДЫ УПРАВЛЕНИЯ

– 1) техническое (управление техникой, технологическими процессами; 2) биологическое (управление процессами жизнедеятельности живых организмов); 3) социальное (управление социальными процессами, людьми, общественными объединениями людей), разновидности социального управления: общественное, муниципальное, государственное.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ

– форма реализации прерогатив государства его органами и должностными лицами в общей системе социального публичного управления. Является основной сферой применений и действия норм административного права.

Государственное управление в широком смысле – деятельность государственных органов всех ветвей государственной власти. Все виды государственной деятельности по их месту в системе реализации государственной власти, содержанию и формам выражения можно разделить на три группы: родовые консолидированные формы государственной деятельности, т. к. деятельность органов каждой из трех ветвей власти включает в себя несколько форм, лишь одна из которых является главной и определяющей; видовые специализированные формы государственной деятельности являются производными от трех ветвей государственной власти (например, реализация прокурорской власти, деятельность Счетной палаты РФ и некоторые другие); функциональные формы государственной деятельности, содержанием которых являются специфические функции различных правоохранительных и иных государственных органов, исполняющих многочисленные и разнообразные специальные исполнительные, контрольные, разрешительные и другие функции.

Государственное управление в узком смысле – специфический вид деятельности, связанный с реализацией исполнительной государственной власти (исполнительная власть в действии), осуществляемой системой специальных государственных органов исполнительной власти или органов государственного управления. Является основным объектом административно-правового регулирования и сферой действия норм административного права.

ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВЕНОГО УПРАВЛЕНИЯ

– практически организующий характер; непрерывный и циклический характер; исполнительно-распорядительный характер.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ

(сущностные элементы характеристики)

– а) социальное предназначение, состоящее в исполнении общих предписаний Конституции РФ, федеральных законов и законов субъектов РФ; б) реализация исполнительной власти через систему специальных исполнительных органов;в) принятие управленческих решений и организация их исполнения в процессе и результате осуществления управленческой деятельности, как особого специфического вида государственной деятельности (основной формы реализации исполнительной власти).

СУБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

–физические и юридические лица (организации), граждане (в том числе иностранцы, лица без гражданства), общественные объединения (участники административно-правовых отношений) и государственные органы исполнительной власти, их структурные подразделения и служащие (управляющие субъекты в административно-правовых отношениях).

ОБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

– различные стороны административно-правового статуса граждан и их общественных объединений, а также различные стороны деятельности социально-культурных и иных учреждений, предприятий и их объединений.

ОТРАСЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

– совокупность предприятий, организаций, учреж­дений однородного социально-экономи­ческого и социально-культурного профиля, находящихся в ведении федерального или субъекта Федерации органа исполнительной власти.

СФЕРА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

– деятельность специальных органов исполнительной власти, осуществляющих функциональное межотраслевое регулирование.

ПРОЦЕСС ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

­– включает следующие элементы: функции управления, формы и методы их осуществления, стиль управленческой деятельности.

ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

– специализированная по объектной направленности часть единого управленческого процесса, обеспечивающая решение стоящих перед управляющими субъектами целей и задач.

ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

– документальным образом закрепленные решения и действия государственных органов и их служащих.

МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

– средства и возможности организующего воздействия управляющих субъектов на руководимые объекты и подчиненных лиц.

СТИЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

– отражение социально-культурных, интел­лек­туально-профессиональных, характерологических и иных черт и особенностей личности управляющего субъекта.

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО

– одна из важнейших базовых отраслей российского публичного права, включающая в себя упорядоченную совокупность правовых (административно-правовых) норм, которые регулируют отношения в области организации и функционирования публичного управления, т. е. осуществляемого от имени общества, государства.

Тема 2

Предмет административного права

(области общественных отношений

административно-правового Регулирования)

ПРЕДМЕТ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

– круг определенных общественных отношений (организационных отношений), регулируемых нормами данной отрасли права.

СФЕРА АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ

– совокупность правовых норм, регулирующих определенный сегмент общественных отношений общества.

ОБЛАСТЬ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ

– административно-правовые отношения как большая часть общего правового поля, разделенные на специализированные группы. Областиобщественныхотношений, являющиесяПРЕДМЕТОМадминистративно-правовогорегулирования.

организационные

управленческие отношения

– действуют в сфере реализации исполнительной власти (государственного управления), составляют основной массив регулируемых нормами административного права общественных организационных отношений, выходящих за пределы аппарата органа исполнительной власти, направлены во вне, к объектам управления и административно-правового регулирования (т.н. внешнеуправленческие отношения).

внутриорганизационные
управленческие отношения

– опосредуют внутриаппаратную деятельность по внутренней организации работы любых органов системы публичного управления во всех звеньях и сферах государственной деятельности (внутриаппаратные отношения). Являются обязательным атрибутом осуществления любого вида государственной деятельности.

общегосударственные

контрольно-органи­зационные отношения

– возникают в процессе и результате осуществления контрольной общегосударственной деятельности, которая, в отличие от обычного функционального контроля, является всеобщей управленческой функцией.

административно-юстиционные отношения

– органи­за­ционно-охранительные отношения, возникающие в процессе и в результате осуществления судебного контроля за законностью решений и действий государственной и местной администрации в целях защиты и восстановления правопорядка в сфере управления.

Тема 3

Административно-правовые нормы

и отношения в механизме

административно-правового регулирования

МЕХАНИЗМ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО

РЕГУЛИРОВАНИЯ

– включает следующие элементы: админист­ративно-правовые нормы; админист­ра­тивно-пра­вовые отношения; защиту админист­ративно-пра­вовых отношений.

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВАЯ НОРМА

– установленное или санкционированное государством правило поведения, распространяющееся на неопределенно широкий круг субъектов и рассчитанное на многократное применение.

Особенности: а) собственный предмет регулирования; б) императивный характер; в) особенности структуры (всегда имеют гипотезу и диспозицию, но часто не содержат санкции, которая, конечно, имеется, но иногда вынесена за рамки содержания нормы и предусмотрена в других административно-правовых актах; г) большинство административно-правовых норм являются обязывающими, много и запрещающих норм, а также уполномочивающих.

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

– общественные отношения, урегулированные нормами административного права. Норма административного права является предпосылкой и условием возникновения административно-правовых отношений.

Своеобразие: а) опосредуют сферу организационной деятельности государства; б) имеют целью должное организационное обеспечение нормального функционирования государства; в) могут существовать только в качестве правовых, т. е. урегулированных нормами административного права; г) многообразие и всеобъемлющий характер.

ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

(по различным классификационным основаниям)

– а) по своему характеру:

материальные (определяют права, обязанности и правомочия субъектов административно-правовых отношений, отвечая на вопрос: что может, должен, обязан (или не может, не должен, не обязан) делать участник соответствующего административно-правового отношения); процессуальные (определяют порядок, процедуру реализации материальных норм и отвечают на вопрос: как может, должен, обязан действовать участник административно-правового отношения);

б) по характеру взаимоотношений участников:

вертикальные(например, между министерством и подведомственными организациями, между руководителем и подчиненным); горизонтальные (например, между двумя министерствами, их структурными подразделениями в их внутренних взаимоотношениях друг с другом); диагональные (например, между государственным санитарным, пожарным и другими инспекторами и должностными лицами подконтрольных объектов;

в) по характеру, порождающих их юридических фактов:

отношения, порождаемые правомерными действиями (направлены на реализацию диспозиции правовой нормы); отношения, порождаемые неправомерными действиями (направлены на реализацию санкции правовой нормы);

г) по продолжительности действия: бессрочные, срочные, краткосрочные;

д) по объему и месту в системе администра­тивно-правового регулирования: общие, отрас­левые, межотраслевые административно-право­вые отношения федерального, регионального и местного уровня.

СТРУКТУРА АДМИНСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО ОТНОШЕНИЯ

–совокупность взаимосвязанных обязательных элементов: субъекты административно-правового отношения; объекты административно правового отношения; права, обязанности и характер связи участников административно-правового отношения; условия возникновения административно-правового отношения (юридические факты).

СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

(участник административно-правовых отношений)

– таким субъектом могут выступать в любом соотношении государственные органы, их структурные подразделения, должностные лица и другие служащие, предприятия, учреждения и другие организации, граждане, их общественные объединения. Обязательным является наличие хотя бы одного субъекта (участника), наделенного императивными государственными полномочиями (государственный орган, его структурное подразделение, государственный служащий).

ОБЪЕКТ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

–все то, по поводу чего эти отношения возникают, складываются, развиваются (действия и поведения лица; государственное, частное, общественное, личное имущество, предметы духовной культуры, вся совокупность прав, свобод и обязанностей, составляющих административно-правовой статус гражданина в его взаимоотношениях с органами исполнительной власти).

СУБЪЕКТИВНЫЕ ПРАВА И ЮРИДИЧЕСКИЕ ОБЯЗАННОСТИ участников административно-правовых отношений

– обеспечиваются государственной защитой и возможностью применения административных санкций.

УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

– фактические обстоятельства (события, действия), служащие основанием возникновения, изменения или прекращения конкретных административно-правовых отношений, т. е. юридические факты.

ЗАЩИТА АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

–создание и существование определенных условий и гарантий, которые бы обеспечивали развитие тех или иных правоотношений в точном соответствии с действующим законодательством.

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ СПОСОБ ЗАЩИТЫ

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

– осуществляется в рамках системы исполнительной власти силами и средствами органов государственного управления и их должностных лиц, которые по жалобе соответствующего субъекта или по своему усмотрению проверяют законность и целесообразность решений и действий подчиненных органов и их служащих, принимая соответствующие меры защиты.

СУДЕБНЫЙ СПОСОБ ЗАЩИТЫ

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

– осуществляется судом (по жалобе гражданина, по обращениям соответствующих полномочных органов исполнительной власти или, в установленных случаях, прокурора), который решает вопрос о правомерности или неправомерности решений и действий участников конкретного административно-правового отношения.

ДОГОВОРНО-СОГЛАСИТЕЛЬНЫЙ СПОСОБ ЗАЩИТЫ

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

– реализуется через создание различных согласительных органов и использование разнообразных согласительных процедур.

Тема 4

Система и источники

административного права

как отрасли права, науки

и учебной дисциплины

ИСТОЧНИКИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

– нормативные правовые акты, содержащие в себе административно-правовые нормы, из которых и складывается данная отрасль права.

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИСТОЧНИКОВ АДМИНИСТРАТИВНОГО

ПРАВА

(по различным классификационным основаниям)

– а) по масштабу действия:

1) группа административно-правовых норм, действующих в масштабе всей сферы реализации государственной исполнительной власти, всех отраслей и сфер государственного управления; 2) группа административно-правовых норм, действующих только в отдельных конкретных отраслях и сферах реализации государственной исполнительной власти (государственного управления).

Внимание! По этому признаку (по масштабу) адми­нистративное право как отрасль права делится на Общую часть и Особенную часть;

Б) по правовым свойствам

– стройный иерархический ряд соподчиненных между собой нормативных актов следующих разновидностей:

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации,например Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 21 сентября 1970 г. В соответствии с п. 4 ст. 14 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы, и если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Конституция Российской Федерации иФедеральные конституционные законы, например Федеральные конституционные законы «О Правительстве Российской Федерации», «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» и другие – это государственные правовые акты с высшими юридическими свойствами и содержащиеся в них административно-правовые нормы составляют основу и фундамент отрасли административного права.

Федеральные кодификационные законы, например Градостроительный кодекс РФ, Таможенный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях и многие другие кодексы, содержащие в себе нормы административного права.

Федеральные системно-инкорпорационные законы, например «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации», «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Указы Президента РФ по своим правовым свойствам стоят ниже законов. Они должны издаваться на основе Конституции РФ и федеральных законов в их развитие или для восполнения пробелов в законодательном правовом урегулировании соответствующих областей и сфер государственной и общественной жизни.

Нормативные правовые акты Правительства РФ (постановления, распоряжения и другие акты) должны развивать и конкретизировать нормы, содержащиеся в законах, указах Президента РФ и актах Правительства РФ, и быть направлены на их исполнение и претворение в жизнь.

Статусные законы и иные нормативные правовые акты высших органов государственной власти субъектов Российской Федерации, например конституции республик в составе России (Башкортостан, Татарстан и др.), уставы (Основные Законы) краев, областей и других субъектов РФ, законы об администрациях или правительствах субъектов РФ и другие.

Нормативные правовые акты центральных федеральных и субъектов Российской Федерации органов исполнительной власти (министерств и ведомств) в виде приказов, постановлений, инструкций отраслевого или межотраслевого регулирования.

Нормативные правовые акты местных муниципальных органов исполнительной властитакже могут быть источниками административного права, но лишь в пределах территории данного муниципального образования. Правовые свойства всех перечисленных источников административного права указывают на иерархическое место каждого из них в системе данной отрасли права, их сравнимость и соподчиненность;

в) по формам:

кодексы, уставы, положения, правила, инструкции, иные акты текущей законодательной и управленческой деятельности (регламенты, концепции, другие нормативные правовые акты).

Внимание! Форма определяется внутренней структурой, характером и содержанием объединяемых правовых норм, а не правовыми свойствами актов.

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ИНСТИТУТЫ

– группы норм, которые регулируют отдельные однородные и взаимосвязанные общественные отношения, например, институты административно-правового статуса граждан и общественных объединений; институты органов исполнительной власти, государственной службы; институт административной ответственности; институты административно-правового регулирования в промышленном, строительном, агропромышленном комплексах, образовательном и социально-культурном комплексах и др.

КОДИФИКАЦИЯ

–вид систематизации правовых норм, состоящий в упорядочении действующего законодательства путем переработки, отмены устаревшего и создания новых объединяемых кодексом правовых норм.

ИНКОРПОРАЦИЯ

– вид систематизации правовых норм путем объединения нормативных материалов по каким-либо вопросам в Собрания, Своды, Сборники законодательства, в которых упорядочение происходит по определенным рубрикам и темам без кардинального изменения содержания имеющихся нормативных правовых актов.

ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМАТИЗАЦИЯ

ИСТОЧНИКОВ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

– осуществляется в форме периодических изданий «Собрание законодательства Российской Федерации» и «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации».

Официальным периодическим изданием федеральных законов, указов Президента РФ и нормативных актов федеральных министерств и ведомств, затрагивающих права, свободы и обязанности граждан, является также «Российская газета».

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА

– является отраслью публичного права, связанной с правовым механизмом организации и функционирования государства и его органов, регулирующая общественные отношения в области государственного (публичного) управления. Как отрасль права административное право определяется своим предметом – государственно-управленческими отношениями. Оно регулирует широкий сегмент вопросов организации и деятельности как системы органов исполнительной власти, так и обеспечения законности в области функционирования и развития последних.

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО КАК НАУКА

– изучает не только действующие нормы этой отрасли, но и общественные отношения, которые они призваны регулировать, а также историю и перспективы развития.

Объектом ее изучения является громадная совокупность действующих административно-правовых норм.

Содержаниемее служит комплекс научных положений, представлений, понятий и постулатов о нынешнем состоянии и динамическом развитии всей системы составляющих эту отрасль права норм административного права.

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО

КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

–изучает современные наиболее устойчивые положения, представления и понятия, отраженные в системе составляющих административное право как отрасль права нормах и регулируемых этими нормами общественных отношений.

Нормативные акты по теме:

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ.

Конституция Российской Федерации.

Законы РФ (федеральные конституционные законы, федеральные законы, уставы и т.п.).

Нормативные правовые акты Президента РФ (Указы, Распоряжения)

Постановления (распоряжения)Правительства РФ.

Нормативные правовые акты иных федеральных органов исполнительной власти.

Конституции, уставы субъектов РФ.

Законы субъектов РФ.

Нормативные правовые акты высших должностных лиц субъектов РФ и высших органов исполнительной власти субъектов РФ. Нормативные правовые акты иных органов исполнительной власти субъектов РФ.

Нормативные правовые акты местного самоуправления.

Тема 5

Административно-правовой статус гражданина

как субъекта административного права

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ГРАЖДАНИНА

– совокупность его прав, свобод и обязанностей, регулируемых административно-правовыми нормами и реализуемых в административно-правовых отношениях.

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАВОСПОСОБНОСТЬ

– предусмотренная правовыми нормами возможность осуществления тех или иных прав и обязанностей, правовая наделенность которыми, согласно ст. 60 Конституции РФ, наступает с момента рождения.

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ДЕЕСПОСОБНОСТЬ

– реальнаяличностнаяипредусмотреннаязакономгражданскаяспособностьсубъектареализовыватьпредоставленныеемуправа, а также права, обязанности, которая в отличие от правоспособности может возрастать поэтапно, начиная с 6 лет (до этого возраста граждане являются недееспособными. В полном объеме дееспособность возникает с 18 лет).

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАВОСУБЪЕКТНОСТЬ

– состоит из двух элементов – административной правоспособности и административной дееспособности.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ

и ОТВЕТСТВЕННОСТЬ за их реализацию

– могут быть общими для всех без исключения граждан; особенными – для отдельных категорий лиц; специальными – для некоторых субъектов административно-правовых отношений.

ОСОБЕННОСТИ административно-правового

статуса гражданина

(отличие от других отраслевых правовых статусов)

– а) включают в себя чрезвычайно большое количество правовых норм, закрепляющих права и обязанности граждан во взаимоотношениях с многочисленными и разнообразными государственными и муниципальными органами исполнительной властии их служащими; б) нормы, регламентирующие администра­тивно-правовой статус гражданина, продолжают, развивают, детализируют, обеспечивают реализацию норм других отраслей права; в) права и обязанности, составляющие адми­нист­ративно-правовой статус гражданина, носят неотчуждаемый характер; г) содержанием административной правосубъектности гражданина могут быть только права без каких-либо обязанностей (право на жалобу), только обязанности (обязанность соблюдать правила общественного порядка) или то и другое одновременно (право и обязанность получать образование, право и обязанность получить паспорт).

ОБЩИЙадминистративно-правовой

статусгражданина

– включает в себя всеобщие права и обязанности граждан, закрепленные в гл. 2 Конституции РФ и реализуемые гражданином через вступление его в административно-правовые отношения с соответствующими субъектами. Они принадлежат всем гражданам и не связаны с какими-либо особенностями и спецификой конкретной общественно-государственной, производственно-хозяйственной и трудовой, личностно-психологической и социальной деятельности человека и гражданина во всех областях, отраслях и сферах его деятельности. Это многочисленные и разнообразные личные, политические, общественно-экономические, социально-культурные права и свободы граждан, а также права по защите всех этих прав и законных интересов человека и гражданина.

Наши рекомендации