Государственно-правовые основы социальной работы
Социальная политика и социальная работа как средство ее реализации базируются на конституционно-правовых установлениях и гарантиях, провозглашенных в Конституции (Основном законе) Российской Федерации и конкретизированных в законах Российской Федерации и других нормативно-правовых актах.
Конституция Российской Федерации наделена высшей юридической силой, а поэтому является основой текущего законодательства, в котором закреплены основы государственного и общественного устройства, важнейшие нормы регулирующие общественные отношения. Особую значимость для организации и осуществления социальной работы имеет ст. 7 Конституции».согласно которой Российская Федерация провозглашается социальным государством.
Социальным принято называть государство, главной задачей которого является достижение такого общественного прогресса, который основывается на закрепленных правом принципах социального равенства, всеобщей солидарности и взаимной ответственности. Социальное государство призвано помогать слабым. Социальный характер государства предполагает обеспечение каждому гражданину достойного его прожиточного минимума.
В Конституции Российской Федерации закреплены права на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены; на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда; право выбирать профессию и род занятий; право на защиту от безработицы; на отдых; охрану здоровья и медицинскую помощь, оказываемую бесплатно в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения; на социальное обеспечение; на образование; государственную защиту семьи.
Административное, гражданское, уголовное и другие отрасли законодательства также регулируют права, свободы и обязанности граждан, конкретизируют их, дополняют, но не могут противоречить конституционным нормам.
Непосредственным выражением социального равенства личности, ее общественного положения является идентичность правового статуса граждан. Правовой статус — это правовое положение личности в обществе, определяемое системой равных прав и обязанностей каждого гражданина, установленных Конституцией и другими законами государства. Граждане Российской Федерации равны перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств.
Правовой статус гражданина России проявляется посредством равных для всех граждан субъективных прав и юридических обязанностей, установленных Конституцией и другими законами.
Субъективное право — это вид и мера возможного поведения правомочного лица.
Гражданство — это устойчивая постоянная правовая связь лица с определенным государством. Порядок приобретения гражданства и его основания определяются российским законодательством.
Правовой статус гражданина Российской Федерации предусматри
вает равные для всех граждан субъективные права и обязанности
(юридические), которые закреплены Конституцией Российской
Федерации:
• личные права и свободы;
• политические права и свободы;
• социально-экономические права и свободы человека и гражданина;
• основные обязанности граждан.
Социальное равенство, равноправие еще не есть фактическое, полное равенство в силу естественного различия между индивидами.
Большое место в социальной работе занимает помощь в реализации дополнительных прав или льгот, предоставляемых законодательством отдельным категориям граждан.
Законодательно закрепленные льготы выполняют важные социальные функции.