Форма реализации автономии – община

Община – форма самореализации лиц относящимся к коренным малочисленным народам в целях защиты исконной среды обитания, образа жизни, культуры и т.п.Община имеет право на территории традиционного природопользования, неотчуждаемые родовые угодья.

Общины ---соседские и семейные (нет определенных территорий)

Общины -> ассоциации общин (как некоммерческие организации)

Общин должна быть зарегистрирована. Участие в общине может быть и индивидуальным и коллективным . община имеет собственность (как собственность товарищества).общины имеют некоторые льготы в вопросах природопользования. До недавнего времени общины и ассоциации общин можно было делегировать полномочия органов МСУ.

Основу этнического законодательства составляют три закона:

«О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации»; “Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»; «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации».

Территории традиционного природопользования КМН Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ - особо охраняемые территории, образованные для ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ.

Целями настоящего явл-я:

· защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных народов;

· сохранение и развитие самобытной культуры малочисленных народов;

· сохранение на территориях традиционного природопользования биологического разнообразия.

Образование территорий традиционного природопользования федерального значения осуществляется решениями Правительства Российской Федерации, регионального-решениями органов испол.власти С.РФ, местного- решениями органов местного самоуправления по согласованию с органами государственной власти соответствующих субъектов РФ на основании обращений лиц, относящихся к малочисленным народам, и общин малочисленных народов или их уполномоченных представителей.

12.Понятие Федеративного процесса появилось 10 лет назад в проблеме конституционного процесса, что здесь считается процессом? Мнения разделились. Одни считают, что конст.процесс – это только конституционно-судебный процесс, другие-вся совокупность процессуальных норм, существующих в КП.

ФП – разновидность конст.процесса, совокупность процессуальных норм КП, регулирующих порядок взаимодействия фед.органов гос.власти и ОГВ С.РФ.

Конституция прямо и косвенно закрепляет 9 форм федеративного процесса:

1. Разграничение предметов ведения и полномочий включая порядок принятия ФЗ по предметам совместного ведения;

2. Двухсторонние договоры по разграничению предметов ведения и полномочий;

3. Соглашения о взаимном делегировании полномочий органами исп.власти

4. Согласительные процедуры;

5. Федеральное вмешательство;

6. Представительство президента на местах

7. Федеративный договор

8. Согласование назначения прокурора РФ c субъектами федерации

9. Процедуры которые обеспечивают единство правового пространства РФ (ст.125 – обращение в конституционный суд). На сегодняшний день это ведение федерального регистра региональных НПА.

13.Предмет ведения - понятие, используемое в федеративных государствах для характеристики сферы общественных отношений, регулирование которой отнесено к компетенции федерации и ее субъектов. Согласно Конституции РФ П.в. могут быть исключительными (принадлежащими только РФ или ее субъекту) и совместными.

Полномочие – совокупность прав и одновременно обязанностей органа публичной власти по принятию правовых актов и иных решений властного характера в пределах предмета ведения.

Компетенция- установление полномочия органа публичной власти в пределах определенного предмета ведения.

Ст.76 КРФ говорит, что в России рамочная модель распределения предметов ведения и полномочий между РФ и ее С., а не исключительная, так как по предметам совместного ведения РФ и С.РФ издаются ФЗ и принимаемые с ними законы и иные НПА С.РФ.

4 пункт - Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным в соответствии с частью четвертой настоящей статьи, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации.

14.Этапы участия С. РФ в принятии ФЗ по предметам совмест.ведения:

1.после внесения законопроекта в ГД РФ и рассмотрения вопроса Комитетом ГД, законопроекты направляются в законодат-е органы С.РФ и в Прав-во С.РФ. 2.дается на сформирование отношений в законе 30 дней, потом выносится отзыв, если он отрицательный, то закон отклоняется, если он положительный, то закон одобряется. 3.если одобрен и более одной трети С.РФ выскажутся против ФЗ, тогда согласительная комиссия с участием представителей С.РФ проект ФЗ разрабатывается заново. 4.в первом чтении закона одобряется его концепция. 4.законопроект принятый в 1 чтении отправляется С.РФ в Думу С.РФ (вправе создать свои поправки к ФЗ).

Договоры: Высказывается точка зрения о том, что полный перечень предметов ведения в договоре может быть зафиксирован в двух случаях: когда договор заключается с субъектом РФ, не подписавшим Федеративный договор 1992 года, и если в составе России появляется новый субъект. Договорным разграничением предметов ведения Федерации и ее субъектов наряду с Конституцией РФ или в противоречие с ней нарушается базовый принцип конституционных основ и федеративного устройства — принцип государственного суверенитета. Появление двусторонних договоров, самостоятельно существующих наряду с Конституцией в федеративном государстве, отрицает ее природу как конституционного или конституционно-договорного государства, где Конституции отдается приоритет над договором.

ФЗ: По предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. В случае отсутствия федерального закона действует закон субъекта РФ (на соответствующей территории). Порядок принятия ФЗ по предметам совместного ведения, устанавливается ФЗ «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами гос. власти РФ и органами гос.власти субъектов РФ». В соответствии с данным законом по вопросам, отнесенным Конституцией к предметам совместного ведения, издаются:

1) ФЗ, определяющие основы (основные принципы) правового регулирования, включая принципы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ;

2) ФЗ, направленные на реализацию полномочий федеральных органов государственной власти.

15. Бюджетный Федерализм - это составная часть института разграничения предметов ведения и полномочий, поскольку финансовые полномочия также подлежат разграничению . В рамках БФ выделяют:

- принципы

-институты межбюджетного регулирования

- нормы конституции которые обеспечивают самостоятельность субъектов федерации в процессе формирования и исполнения своего бюджета.

В действующей конституции нет принципов бюджетного федерализма.

В конституциях европейских федераций выделяются следующие принципы БФ:

1)принцип бюджетной эквивалентности

означает что объем доходов для каждого уровня управления бюджетной системы предопределен объемом расходных обязательств, а он зависит от объема властных полномочий которые закреплены за этим уровнем власти в конституции и законодательством.

2) принцип субсидиарности который требует распределения властных полномочий , таким образом чтобы их осуществление было максимально эффективным на практике . это означает распределение полномочий снизу вверх. Таким образом делятся и налоговые доходы.

3) принцип автономии и ответственности в расходовании бюджетных средств каждым уровнем власти

4) принцип равноправия федерации и субъектов федерации как участников первичного разграничения налоговых и неналоговых доходов

5)принцип согласования и интеграции интересов в процессе распределения и перераспределения финансов.

Наши рекомендации