В чем состоит функция политического лидера в демократическом обществе.
Типы лидеров и их функции
Формы проявления лидерства достаточно разнообразны. Попытки их классификации, предпринимавшиеся в науке, обусловлены стремлением прогнозировать вероятное поведение лидеров, обладающих теми или иными качествами.
Широко распространено деление лидерства в зависимости от отношения руководителя и подчиненных на авторитарное и демократическое. Авторитарное лидерство предполагает единоличное направляющее воздействие, основанное на угрозе санкций, применении силы. Демократическое лидерство выражается в учете руководителем интересов и мнений всех членов группы или организации, в их привлечении к управлению.
В современной политологии нередко называются четыре собирательных образа лидера: знаменосца (или великого человека), служителя, торговца и пожарного. Лидера-знаменосца отличает собственное видение действительности, привлекательный идеал, «мечта», способная увлечь массы. Яркими представителями такого типа лидерства были Ленин, Мартин Лютер Кинг, Хомейни. Лидер-служитель всегда стремится выступать в роли выразителя интересов своих приверженцев и избирателей в целом, ориентируется на их мнение и действует от их имени. Для лидера-торговца характерна способность привлекательно преподнести свои идеи и планы, убедить граждан в их преимуществе, заставить «купить» эти идеи, а также привлечь массы к их осуществлению. И, наконец, лидер-пожарный ориентируется на самые актуальные, жгучие общественные проблемы, насущные требования момента. Его действия определяются конкретной ситуацией. В реальной жизни эти четыре идеальных образа лидерства обычно не встречаются в чистом виде, а сочетаются у политических деятелей в различных пропорциях.
Имеются и другие классификации лидеров. Так, они делятся на правящих и оппозиционных, крупных и мелких, кризисных и рутинных.
Традиционное лидерство опирается на механизм традиций, ритуалов, силу привычки. Привычка подчиняться основана на вере в святость традиции и передачи власти по наследству. Право же на господство лидер приобретает благодаря своему происхождению. Этот тип лидерства олицетворяет правление вождей, старейшин, монархов.
Рационально-легальное лидерство опирается на представление о разумности, законности порядка избрания лидера, передачи ему определенных властных полномочий. Его власть основывается на своде правовых норм, признанных всем обществом. Компетенция каждого носителя власти четко очерчивается конституцией и нормативно-правовыми актами.
Харизматическое лидерство основано на вере в богоизбранность или в исключительные качества конкретной личности. Харизма складывается из реальных способностей лидера и тех качеств, которыми его наделяют последователи. При этом индивидуальные качества лидера нередко играют второстепенную роль в формировании его харизмы. Харизматическими лидерами были, например, Ленин, Сталин, Ким Ир Сен, Фидель Кастро.
Функции лидера представляют собой главные направления его деятельности. Набор функций зависит от ряда факторов: от преобладающего типа культуры общества, политического режима, зрелости гражданского общества, уровня жизни большинства населения и т. д. Так, наличие зрелого гражданского общества и демократической культуры у граждан обусловливает ограниченное число функций лидера, поскольку в таком обществе политические роли и функции распределяются между различными политическими институтами.
Источники:
-Трушков В. Политический режим: диалектика демократии и диктатуры // Диалог. - 2001.
- Кулик А. Партийная демократия: политические партии в формировании открытого общества на Западе и в России. - М.: Магистр, 1997.
Раскрыть содержание полиической культуры.
Сущность, содержание, функции политической культуры
Политическая культура, как составная часть общей культуры человечества, относится к такому явлению духовной жизни народа, которое оказывает существенное влияние на самые разные стороны его политической жизни и на основании которого можно судить об уровне политической зрелости общества.
Хотя многое из того, что в настоящее время относится к политической культуре, описывалось еще мыслителями древности, сам термин «политическая культура» был введен в научный оборот немецким философом И. Гердером в XVIII веке, а систематизированное представление о политической культуре, как составной части политологии, сложилось лишь в середине XX века.
Теория политической культуры, сосредоточив внимание на ценностях, содержании символов и стереотипов, человеческой ментальности, дала возможность исследовать политические процессы через призму мотивации политического поведения граждан и институтов, что позволило выявить причины множества конфликтов, которые невозможно было объяснить, опираясь на традиционные для политики причины: борьбу за власть, перераспределение ресурсов и т. д.
Большой вклад в разработку теории политической культуры внесли американские ученые Г. Алмонд, С. Верба, Л. Пай, У. Розенбаум, англичане Р. Роуз и Д. Каванах, немецкий теоретик К. фон Бойме, французы М. Дюверже и Р. Ж. Шварценберг, голландец И. Инглехарт и другие.
В науке сложилось два основных подхода к трактовке политической культуры. Ученые в рамках первого подхода отождествляют ее с субъективным содержанием политики, подразумевая под ней всю совокупность духовных явлений (Г. Алмонд, С. Верба, Д. Дивайн, Ю. Краснов, Ф. М. Бурлацкий, А. А. Галкин и др.) и символов (Л. Диттмер).
Так, Алмонд, Верба, Л. Пай считают, что политическая культура - система ценностей, символов и верований, установок на политическое действие. Это определение политической культуры считается классическим. Согласно их трактовке, у людей в процессе обучения и накопления ими собственного опыта складываются более или менее устойчивые, типичные для определенной общности «образцы» ориентации в отношении политической системы, ее институтов, других участников политического процесса, а также в отношении самих себя. Они «задают порядок и придают значение политическому процессу» и «управляют поведением в политической системе». Эти ориентации и называют «политической культурой»[74]. Сосуществование ценностной и сиюминутной (чувственной) мотивации поступков, известное несовпадение намерений и действий человека придают политической культуре внутреннюю противоречивость, позволяют сосуществовать в ней «логичным», «нелогичным» и «внелогичным» элементам (В. Парето), способствуют одновременному поддержанию как активных, так и пассивных форм политического участия индивида.
Сторонники второго подхода видят в политической культуре проявление нормативных требований (С. Вайт), совокупность типичных образцов поведения (Дж. Плейно), способ политической деятельности (У. Розенбаум), особый тип политического поведения (Э. Баталов, Е. А. Егоров, Н. М. Кейзеров, М. Х. Фарукшин). По мнению Э. Баталова, политическая культура - это система исторически сложившихся, относительно устойчивых установок, убеждений, представлений, моделей поведения, проявляющихся в непосредственной деятельности субъектов политического процесса и обеспечивающих воспроизводство политической жизни общества на основе преемственности.
Наиболее последовательно такой подход выражается в понимании политической культуры как явления, базирующегося на ценностных, т. е. глубинных представлениях человека о политической власти, которые воплощаются в самых типичных для него способах взаимодействия с государством, формах практической деятельности. Иными словами политическая культура выражает воплощаемый на практике внутренний кодекс человеческого поведения и потому выступает как стиль деятельности индивида в сфере политической власти (И. Шапиро, П. Шаран). Именно стиль политической деятельности как совокупность представлений и наиболее типичных форм взаимоотношений с властью демонстрирует степень усвоения общественных норм и традиций государственной жизни. При этом противоречие, которое складывается между освоенными и неосвоенными человеком нормами политической игры, стандартами гражданского поведения, выступает внутренним источником эволюции и развития политической культуры.
Источники:
-Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. – М.; 1997
-Цыганков П.А. Международные отношения. – М.; 1996
4. Какие из определений политики, на Ваш взгляд, правильны, верны лишь частично или некорректны (ответ аргументируйте):
а) концентрированное выражение экономики;
б) процесс управления;
в) отношения по поводу власти;
г) форма общения людей.
1. концентрированное выражение экономики – верно частично!
Ленин, в начале своей деструктивной деятельности по отношению к самодержавию, размышлял: «С чего начать?» и пришел к выводу, что начинать нужно с общероссийской политической газеты. Он назвал ее «Искра» и добавил: «Из искры возгорится пламя». К чему может привести пламя, этим летом убедились все. Анализируя дальнейшее развитие событий, он предложил формулу: «Политика – это концентрированное выражение экономики», имея в виду, что, если уничтожить экономику, не удержится никакая власть. С другой стороны, первейшей задачей правительства, находящегося у власти в переходный период, является становление и формирование той самой экономики, которая должна оправдать ожидания общества, а именно формирование рыночного многоукладного хозяйства.
Сейчас сложилась ситуация, когда у власти до экономики просто не доходят руки. Есть грамотные финансисты, есть финансовые модели, есть здравый смысл, который подсказывает, что экономика стоит того, чтобы ради ее развития принимать ответственные решения и даже рисковать. Положим, государство выбрало одну из известных финансовых моделей и неуклонно ей следует. Тогда странно, почему регламенты деятельности и даже подзаконные акты пишут госструктуры, а единственные, кому это недоступно - производители, представители сферы экономики. Почему нас привязывают к золотовалютным резервам и держат на этом поводке?
Риск – благородное дело, если есть то, ради чего рисковать. Сейчас еще складывается уникальная ситуация, когда деньги, т.е. фактически бумажки, мы можем превратить в дома, в автомобили, в изделия для собственной промышленности. Возможно, в скором времени это будет делать уже поздно. Вот конкретная ситуация: предположим, деньги есть. Тогда первый вопрос у инвестора: как с такими рисками на этом заработать 30 % годовых? Из-за сомнений инвестор, по большому счету, для бизнеса, а особенно для инвестиционного, не помощник. Зарабатывать 30% годовых можно только на запрещенной государством деятельности. Но ведь даже, если проект провалился, купленное или сделанное оборудование пошло в металлолом, что потеряло государство? Практически ничего. Это равносильно тому, что бумажки (деньги) напечатали и тут же их сожгли. Затраты составили сумму на производство бумажек.
2.Процесс управления – некорректно!
Процесс управления — это совокупность отдельных видов деятельности, направленных на упорядочение и координацию функционирования и развития организации и ее элементов в интересах достижения стоящих перед ними целей. Он решает две задачи: тактическая заключается в поддержании устойчивости, гармоничности взаимодействия и работоспособности всех элементов объекта управления; стратегическая обеспечивает его развитие и совершенствование, перевод в качественно и количественно иное состояние.
Этот процесс характеризуется непрерывностью, циклической повторяемостью отдельных фаз (сбора, обработки, анализа, хранения, контроля информации; выработки и принятия решений; организации их выполнения), неравномерностью, инерционностью, проявляющейся в запаздывании управленческих действий. Он развивается и совершенствуется вместе с самой организацией.
Управленческий процесс объединяет в себе такие моменты как управленческий труд, его предмет и средства, и реализуется в определенном продукте.
3. отношения по поводу власти – верно частично!
Власть присуща любой организованной, устойчивой и целенаправленной общности людей. Существуют различные виды общественной власти: политическая (государственная), экономическая, церковная, общественных объединений, семейная и др. Любая общественная власть немыслима без принуждения.
Отношения по поводу власти носят волевой характер и складываются «из господства - подчинения» и «руководство - подчинения», которые могут осуществляться в различных формах вплоть до отказа от элемента «господство – подчинение».
Власть является порождением различных устойчивых общественных связей между людьми, результатом их стремления к удовлетворению своих интересов и средством достижения поставленных целей. Она представляет собой объективно необходимое условие для участия членов общества в производстве материальных благ. Власть есть средство функционирования любой социальной общности, проявляющееся как отношение подчинения входящих в это сообщество лиц единой руководящей в нем воле.
Таким образом, власть - это соответствующее характеру и уровню общественной жизни средство функционирования любой социальной общности, заключающееся в отношении подчинения воли людей, руководящей в данном государстве воле.
4. форма общения людей – верно!
Общения между людьми происходит в различных формах, которые зависят от уровня общения, его характера, цели. Наиболее типичными формами межличностного общения являются анонимное, функционально-ролевое, в котором особое место занимают служебные отношения, неформальное и интимно-семейное общение. Приведенная классификация, конечно, условна. Она не исчерпывает все возможные формы общения, в которых может участвовать человек.
Культура является главным определяющим фактором общения между людьми, представляя совокупность тех или иных кодов, сформированных культурным багажом данного уровня, облегчающих или затрудняющих общение, но всегда определяющих его «ступень».
Источники:
- Политический процесс: основные аспекты и способы анализа под ред. Е. Ю. Мелешкин
- Введение в политологию В.П. Пугачев, А.И.Соловьев