Диармайт, сын керрбела, и усиление власти уи нейллов 8 страница
«Арфист, то есть одно ремесло музыки, то есть обладает правом, пока он сопровождает знатных. Право первого боайре ему... Люди пения и [202]музыки, кроме того, странствующие музыканты, и колесничие, и рулевые, и служители на пирах и в свите, и актеры, и жонглеры, и шуты и, кроме того, меньшие ремесла, в зависимости от чести тех, кто держит их, выплачивается за них дире. В ином случае у них нет своих привилегий».
В Uraiccecht Bec говорится: «величайший из королей король Мунстера» (оllam uas rigaib ri Muman). Симптоматично использование термина оllат: кое-где в древнеирландском его значение сузилось до смысла высшего уровня в ученом классе. В другом раннем трактате Miadslechta верховный король также зовется оllат, и в качестве примера этого словоупотребления цитируется строчка из архаического стихотворения, относящаяся к королю Коннахта: «тот не оллам, кто не возвеличивает пятину Айлиля, сына Мата» или «которого не возвеличивает пятина...» (ni hollam nad coiced nAilello mac Mata mora). Хотя Бинчи не причислял Miadslechta к трактатам Bretha Nemed, он далее прилагает слово, обозначающее второй ранг в иерархии поэтов, anruth, к высшему королю, занимающему промежуточную ступень в иерархии правителей: «Высокий anruth, он связывает, но не связан (то есть берет заложников, но не дает их), как, например, король эринов». Это утверждение согласуется с положением, которое, судя по мунстерским трактатам, занимали некоторые короли, номинально подчинявшиеся королю Кашеля, и может относиться к королю Корко Лойгде. Uraiccecht Bec, рассказав о короле Мунстера, говорит, что главный ученый крупного монастыря, «такого, как Эмли или Корк (Корках Мар Муман)», обладает такой же ценой чести, как и король.
В позднем прологе к «Пяти путям суждения» говорится, что этот трактат был написан во времена Катала, сына Фингуне, короля Мунстера (ум. в 742 г.). Гораздо более туманный правоведческий текст, дошедший до наших дней в виде фрагментов, Саin Fuithirbe, по словам поздних комментаторов, был написан во времена Фингуне, отца Катала (678—695 гг.). Автором его был поэт Амарген, сын Амалгада, сына Маэл Руана, из десси, которого мунстерцы отправили изучать фенехас (fenechas) и который вернулся с двенадцатью книгами, которые он затем переложил на стихи. Закон был обнародован на собрании, созванном неким королем Кормаком в Маг Фуйтирбе на границе графств Корк и Керри, который просил, чтобы название его королевства было вынесено в заглавие трактата. Хотя это может быть лишь легендой, трактат начинается стихотворным призывом, известным под названием Ordbendacht Amirgin do rigaib Muman: приветствием поэта, обращенным к королям Мунстера по [203]старшинству[58]. Из фрагментов этого стихотворения были извлечены следующие королевские имена: сам Фингуне упоминается несколько раз, за ним следует «сын Маэл Дуйна», то есть Конгал, король Иармуму (ум. в 690 г.); Доненнах, король Уи Фидгенти (ум. 683 г.); Кумскрад, король Фир Маге Фене; Слебене, король Корко Дуйбне; Дунлайнг, король Уи Эхах[59]; и короли Корко Лойгде и Северных десси (Deis Tuaiscirt), чьи имена не сохранились. Поэтому в своем настоящем виде этот текст проявляет отчетливую связь с Западным Мунстером.
Эоганахты, правившие Мунстером до середины X века, разделялись на несколько септов, рассеянных по всей территории этой провинции. Кашельские Эоганахты, хотя и жили вокруг скалы Кашеля, резиденции короля провинции, не имели преимущественного права на занятие престола. В географическом отношении они были изолированной, самой восточной группой династии. Их ближайшими кровными родственниками были Эоганахты из Айртир Хлиах и Глендамайнские Эоганахты. Первые занимали западные границы Типперэри и контролировали важную церковь Эмли, покровитель которой Айльбе принадлежал к числу так называемых «до-патрикианских» святых. Более могущественные Глендамайнские Эоганахты располагались юго-западнее в районе верхнего течения Блэкуотера близ Фермой; Глендамайн, от которого они получили свое прозвание, — это современная деревня Гланворт. Эоганахты из Айне Клиах, жившие в Кнокани (Кнок Айне) в графстве Аимерик, были близкими соседями Эоганахтов из Айртир Хлиах, обитавших в Голден Вейл, области, которая превратилась в настоящее убежище для полуисчезнувших племен. Несмотря на несколько изолированное положение, большим могуществом в Десмонде обладали Ратлендские Эоганахты из долины Аи: их правящий септ Уи Эхах Муман сам разделялся на роды Уи Аоэгайри, обитавший на западе, и Кенел Аэда, живший на территории нынешнего баронства Ки-нали между Корком и Кинсейлом; соседнее баронство Кинелмики получило свое название по имени еще одного септа Кенел Бекке. На крайнем западе в Килларни, управляя областью Иармуму (или Иарлухайре, область к западу от Слиаб Ауахра, гористой преграды между современными графствами Корк, Керри и Аимерик), жили Лох-Лейнские Эоганахты.[204]
Несмотря на теорию, согласно которой название Эоганахты обозначает происхождение от Эогана Мара, сына Айлиля Голое Ухо, или на самом деле от его деда Муга Нуадата, в действительности оно ограничивалось септами, происходящими от Коналла Корка, который якобы «нашел» Кашель в V веке. Впрочем, две влиятельные мунстерские династии — Уи Фидгенти и Уи Лиатайн — причисляли себя к Эоганахтам, хотя и не происходили от Корка. В одном генеалогическом трактате говорится, что Мане Мунхайн и Дайре Кербба, двоюродные братья Коналла Корка, были близнецами: в чреве матери они лежали спиной друг к другу, а между ними был майский жук, родившийся от семени друида Муг Ройта, «так что ни один из них не мог прийти на помощь другому». Уи Фидгенти в западном Лимерике и Уи Лиатайн в восточном Корке были отрезаны друг от друга враждебным, не принадлежавшим к корню Эоганахтов племенем Фир Маге Фене из Фермой, возводившим свой род к зловещему друиду, ученику Симона Волхва. Уи Аиатайн дается старшинство в трактатах о взаимных обязательствах (Frithfholaid), в которых говорится, что рат (rath), который им дает король Кашеля, — самый большой. Согласно одной из версий, Брессал, сын Аэда Тассаха, внук Эху Лиатана, был королем Мунстера (хотя это не подтверждается ни одним другим источником), и по его решению весь Десмонд отходил под опеку короля Ратленда в те времена, когда в Кашеле случалось междуцарствие. Уи Фидгенти произвели лишь одного довольно сомнительного претендента на королевский престол Кашеля — Олхобара, сына Фланна, аббата Инис Катайг (Скаттери Айленд), который умер в 796 году; он именуется королем только в Анналах Улъстера[60]. Предполагалось, что и Уи Фидгенти и Уи Лиатайн на самом деле принадлежали к народу Дайрине, как Корко Лойгде, и лишь позднее были включены в родословную Эоганахтов. В трактате об изгнании десси оба этих рода объединяются в одно целое и наряду с Ратлендскими Эоганахтами и Лох-Лейнскими Эоганахтами включаются в число «Трех Эоганахтов Мунстера».
Стандартный перечень «семи Эоганахтов» в генеалогических текстах выглядит так: Кашельские Эоганахты, Эоганахты из Айне, Лох-Лейнские Эоганахты, Ратлендские Эоганахты, Глендамайнские Эоганахты, Аранские Эоганахты и Эоганахты из Рос Аргайт. Это перечисление должно относиться к достаточно ранней эпохе, так как Аранские Эоганахты (или Эоганахты из Нинусса), жившие на островах Аран и соседней части [205]Баррена, а также Эоганахты из Рос Аргайт, вероятно, переселившиеся из северной части Осрайге в Ормонд, впоследствии исчезли с исторической сцены. В некоторых версиях перечня к названным выше добавляются Эоганахты из Айртир Хлиах, которые достигли статуса отдельной династии позже остальных своих сородичей. Айлиль, сын Катбада, которого якобы окрестил св. Патрик в Охтар Куйлленде в Уи Хуанах (Куллен на границе Аимерика и Типперэри), именуется в «Трехчастном Житии» королем Эоганахтов из Айртир Хлиах. Это явный анахронизм, ибо он был племянником Коналла Корка и предком династии Уи Хатбад Куйлле, которая лишь позднее была вытеснена Эоганахтами из Айртир Хлиах, в V веке еще не существовавшими. Эоганахты из Айртир Хлиах дали Кашелю двух королей: это — Фергус Раздор, умерший в 583году, и Кенн Фаэлад, внук Мугтигерна, аббата Эмли (этот пост занимали также его дядя Рехтарба и его сын Эоган), который умер в 872 году. Родословная Кенн Фаэлада в дошедшем до нас виде явно сфальсифицирована — в действительности родословная его династии прерывается уже в VIII веке[61]. Несомненно, они были поглощены своими соседями и родичами Эоганахтами из Айне подобно тому, как сами поглотили Уи Хатбад Хуйлле. В данный момент из-за отсутствия ранних летописных свидетельств чрезвычайно сложно проследить историю заселения области Голден Вейл (восточный Лимерик и западный Типперэри) различными племенами и династиями, которые последовательно управляли ей и продолжали населять ее после утраты власти. «Малые десси», Корко Оха и Арада Клиах в разные эпохи боролись против вторжений Уи Фидгенти и Эоганахтов в пределы этого богатого края, который никогда не становился центром реальной политической власти, но всегда оставался своеобразным призом победителю.
Генеалогические стихотворения, приписываемые Ауккрету мокку Хе-рай, образуют общий цикл, начиная со стихов Cu-cen-mathair maith clann, содержание которых составляет родословная Катала Ку-кен-матайра («Катала пса без матери») из Глендамайнских Эоганахтов, который управлял Мунстером с 662 года до смерти от чумы в 665 или 666 году. Это всего лишь изложенный в стихотворной форме список его предков вплоть до Адама, доисторическая часть которого целиком и полностью заимствована из лейнстерских стихотворений, приписываемых Ладкенну мак Бар-хедо. За ними следуют сходные стихи, посвященные Аэду Беннану из [206]Лох-Лейнских Эоганахтов, который умер в 619 или 621 году и которого некоторые считали королем всего Мунстера. Расхождение между датами его жизни и временем Катала Ку-кен-матайра можно объяснить тем, что ни один последующий король Иармуму до самого момента написания этих стихотворений не достигал столь высокого положения. Следующим упомянутым в наших источниках королем является Дунгал из Ратленда, сын Кайрпре Кларенеха: запутанное состояние его родословной позволяет сказать о нем только то, что он, вероятно, жил в VII веке. Фаэлгус, сын Над Фройха, который в этих стихотворениях представляет Кашельских Эоганахтов, жил на два поколения позже Ку-кен-матайра. Амалгайд, сын Энды, представляет род Эоганахтов из Айне: так как его сын Куан, умерший в 641 году, по общему мнению, был королем Мунстера, в то время как притязания на этот титул его отца оспариваются, сложно понять выбор Амалгайда поэтом. Уи Фидгенти посвящены два стихотворения: одно — Энгусу, сыну Нехтана, из Уи Хонайлл Габра, который умер в 636 году, и другое — Эоганану, сыну Крундмаэла, который был королем Уи Хайрпри и умер в 667 году[62].
Возможно, Ауккрет первоначально написал стихотворную генеалогию Катала Ку-кен-матайра и затем дополнил ее стихами, связывающими с его генеалогией родословные Аох-Лейнских Эоганахтов и Уи Фидгенти. Если мы примем подобную точку зрения, то мы можем также предположить, что части о Ратлендских Эоганахтах и Эоганахтах из Айне также являются подлинными. Однако тогда придется признать, что стихотворение, повествующее о родословной ничем не примечательного Фаэлгуса, было неловким добавлением, сделанным в IX или X веке, когда его потомки составляли ведущий септ Кашельских Эоганахтов. Карни на лингвистических основаниях отказывает в аутентичности всему этому собранию, составленному, по его мнению, в позднейшую эпоху в подражание лейнстерским стихотворениям, и считает, что Луккрет мокку Херай, автор архаической поэмы о происхождении Киаррайге от Фергуса, сына Ройга, жил в конце VI или начале VII века. В таком случае для нас эти стихи важны только лишь тем, что они характеризуют взгляды историка IX века на относительное могущество разных ответвлений династии Эоганахтов. Одно стихотворение, написанное в сходной манере, появляется также в родословной Брана Финда, сына Маэл Охтрайга, короля десси, который был убит в 671 году, а еще одно четверостишие о том же короле [207]обнаруживается в средневековых трактатах о метрике в качестве примера архаического стиха.
Субстраты мунстерского населения поражают своим многообразием. В этой провинции традиции древних племенных групп, низведенных до статуса подчиненных племен (аithech-thuatha) и тем самым лишенных всяких политических прав, передавались в наиболее сохранном состоянии, так как очевидная раздробленность власти Эоганахтов позволяла племенам, которые в обычном ирландском окружении были бы всего лишь королевствами-данниками с местной автономией (doer-thuatha), пользоваться многими привилегиями и сохранять некоторый престиж. Три или четыре пограничных королевства владели обширными землями и были связаны с правящим домом небольшим объемом обязательств: Эли на севере, Осрайге на востоке и десси на юго-востоке. По легенде, «малые десси» (Deis Becc), ветвь последних, отвоевали Томонд у Коннахта в V веке, а к X веку их правящая династия Дал Кайс сумела почти безболезненно выхватить королевство Мунстер из ослабевшей хватки Эоганахтов: свой успех они подкрепили очевидно ложными выкладками, которые должны были доказать, что они происходят вовсе не от десси, но имеют общие корни с Эоганахтами, с которыми они в стародавние времена якобы пользовались равными правами на королевскую власть и поочередно управляли Мунстером.
Практический образец этой ложной теории, по-видимому, был заимствован из подлинной политической ситуации, сложившейся в Таре, где Кланн Холмайн чередовались с Кенел Эогайн на престоле верховного королевства; с VIII века сходное чередование (известное под техническим названием selaigecht) очевидно существовало в королевстве «малых десси» между Северными и Южными десси. Однако подобную теорию можно было также почерпнуть и в мунстерских генеалогических трактатах, утверждавших, будто в смутные доисторические времена Эоганахты (в те дни прозывавшиеся Дейргтине) делили королевскую власть с народом эринов по названию Дайрине, которых в историческую эпоху представляли Корке Лойгде, и «когда Дейргтине владели королевством, должности брегона (brеthemnus) и танасе риг принадлежали Дайрине». Согласно туманным традициям, Осрайге когда-то управлялись королями из Корко Лойгде. Даже в XII веке им удалось создать свое небольшое королевство в диоцезе Росс, а в позднее Средневековье их владыки О'Дрисколлы играли важную роль, занимаясь морской торговлей, рыбной [208]ловлей и пиратством. Святой Киаран Сайгирский, покровитель Осрайге, происходил из Корко Аойгде; из «допатрикианских» святых он и святой Деклан Ардморский, покровитель десси, по-видимому, имеют наибольшие права на этот эпитет. Авторы Житий говорят, что св. Киаран родился на Клир Айленде у юго-западного побережья Корка, где впервые в Ирландии увидели крест.
Хотя традиция безнадежно запутана, по-видимому, мы можем предположить, что Корко Лойгде утратили власть над Осрайге в VI или начале VII века. Впрочем, источники Эоганахтов утверждают, что Осрайге был передан Мунстеру Лейнстером в качестве эрика за убийство Фергуса Раздора, короля Мунстера, в 583 году. Эти утверждения выглядят очень подозрительно и чрезвычайно похожи на очередную пропагандистскую доктрину, возникшую в ту эпоху, когда Осрайге настаивали на своих связях с Лейнстером в XI (или даже в IX) веке. Достаточно ясно, что Эли перешел в руки Мунстера в V веке от лагенов, когда те испытывали серьезнейшее давление со стороны Уи Нейллов. Некоторые из народов различного происхождения, известных как Арада Клиах и проживавших в северо-западном Типперэри, также имели лагенские родословные.
В пространной саге «Изгнание десси» рассказывается, что, будучи изгнаны из Тары и бродя по Лейнстеру, они наконец обрели пристанище в графстве Уотерфорд и южном Типперэри, дарованное им Энгусом, сыном Над Фройха, с условием выгнать с обещанных земель Осрайге и защищать мунстерские рубежи. Вряд ли эта сага имеет под собой прочное историческое основание. Мунстерские десси (Deisi Митап), название которых попросту означает «вассальные народы Мунстера», занимали единую территорию, идущую от юго-востока до северо-запада этой провинции, образовывая некое подобие союза с «малыми десси» восточного Аимерика и Клэра. Вероятнее всего, они составляли коренное население Мунстера и в действительности не имели связей с десси из Тары (Deis Temro) или «вассальными народами Тары». Схема расселения Мускрайге представляет собой сходную диагональную ленту, пересекающую Мунстер в обратном направлении от Нена в северном Типперэри (Мускрайге Тире) до долины верхнего течения Аи в западном Корке (Мускрайге Миттине) и прерываемую горизонтальными планками, образуемыми различными династиями Эоганахтов, которые властвовали над Мускрайге, вместе с тем предоставляя им особые права и привилегии. Всего было шесть или семь королевств Мускрайге, и, хотя они были отдалены друг от друга, по-видимому, у них был король всех племен Мускрайге, представлявший [209]их как единое целое пред лицом короля Кашеля. Более того, сами они в различных своих владениях выступали в роли верховных господ многочисленных подчиненных племен. «Малые десси» из графства Лимерик оказались под сильным давлением Уи Фидгенти с запада, а после того как в этом графстве поселились викинги, их ответвление Северные десси утратило свои земли южнее Шеннона и сохранило в своих руках лишь восточный Клэр, откуда в недалеком будущем под именем «Дал Кайс» им суждено будет выйти в ореоле победителей датчан, Уи Фидгенти и Эоганахтов. Это произойдет при Матгамайне, сыне Кеннетига, и его брате Бриане Бороме.
Учитывая природу имеющихся у нас свидетельств, представляется бессмысленным рассуждать о происхождении Эоганахтов. Название династии предполагает ее происхождение от божественного или человеческого персонажа, связанного со священным деревом тисом, и вызывает в памяти параллель с галльским «народом тиса», эбуронами, сокороль которых (rех dimidiae partis Eburonum «царь другой половины эбуронов») Катуволк отравился ягодами тиса, потерпев поражение от Цезаря. В легенде, рассказывающей об окончательном прекращении уговора о поочередном престолонаследии Эоганахтов и Дайрине, говорится о суждении, вынесенном Айлилем Голое Ухо, когда его сын спорил со своим молочным братом Лугайдом Мак Коном (представителем эринов, которого мы уже встречали ранее в саге о Кормаке, сыне Арта)[63] о том, кому из них принадлежит чудесный музыкант Шер Фи, сидящий в зарослях тиса. Фер Фи (изначально Фер И «человек тиса») был сыном Эогабула («тисовой ветви»); Эогабул был убит, а его дочь Айне похищена Айлилем Голое Ухо из сида Кнок Айне; Фер Фи стал яблоком раздора, с помощью которого Иной мир отомстил обидчикам. Другое ирландское название тиса (ibur) появляется в наименовании главной церкви Эоганахтов в Эмли (Имлех Ибайр, «болото тиса»). Сказочное Житие святого Фланнана из Киллало, написанное для Домналла Мора Уа Бриайна около 1162 года, рассказывает, как отец святого Тойррделбах (предок септа Уи Тойррделбайг из рода Дал Кайс и О'Брайенов) срубил старое тисовое дерево в Эмли, тем самым предвосхитив будущее низвержение власти Эоганахтов в Мунстере и победу Дал Кайс. Галльский бог войны Сегомон также фигурирует в ранних родословных этого рода, доисторический прародитель которого носит имя Ниа Сегемайн (Сегомон) «воитель Сегомона». Однако вовсе [210]не требуется постулировать новое нашествие кельтов из Галлии, чтобы объяснить происхождение династии, которая, как показывают все доступные нам источники, пришла к власти в V веке и вряд ли возникла как таковая задолго до этого времени. Эоганахты, несомненно, произошли от кельтского населения, уже давно расселившегося на мунстерской почве. Впрочем, существует и вероятность иноземных влияний в том смысле, что они обязаны своим возвышением успешным набегам на римскую Британию и, возможно, раннему принятию христианства.
Мифологические традиции династии, по-видимому, вращаются вокруг Кнок Айне и области к югу в графстве Лимерик. С другой стороны, Мак-Нейлл обратил внимание на то, что некоторые имена, представленные в их доисторических родословных, засвидетельствованы в огамиче-ских надписях из страны десси в Уотерфорде. Ниа Сегомон обозначен как NETASEGAMONAS, Фер Корб упоминается в надписи в память некоего Катбарра: САТАВАR МОСО VIRIСОRВ, Лугайд Лайгае, возможно, появляется как LUGUDECCAS, Муг Корбб, вероятно, как МАСОRВ, а Мейльге (который сам не включен в родословную, но был доисторическим королем Ирландии, якобы убитым Муг Корббом) как MELAGIA.
Огамические надписи раскрывают тесное взаимодействие между римской Британией и Ирландией. Огамический алфавит основан на латинском, хотя и приобрел вид черточек и точек. Самые густые скопления ирландских надписей наблюдаются во владениях Корко Дуйбне на полуостровах графства Керри и на землях десси в Уотерфорде. Они перебрались также и за море в Уэльс, Корнуолл и западную Англию, где иногда сопровождаются надписями, имеющими то же значение на бриттском языке или народной латыни. В Средние века еще сохранялась память об ирландских поселениях, образовавшихся в IV веке в этих частях Британии. Валлийские короли и святые Брихейниога (Брекнок) утверждали, что ведут свой род от ирландцев, и хотя короли Диведа в Юго-Западном Уэльсе постарались изъять чужеземный элемент из своей официальной родословной, в древнеирландской саге «Изгнание десси» содержится, по всей видимости, более близкая к истине генеалогия Тьюдуса ап Рейна (Теудос мап Регин), короля Диведа начала VIII века. Хотя десси и проживали в Лейнстере, в саге говорится, что один из их князей — Эохайд Аллмуир, сын Артхорпа, — переправился вместе со своими детьми через море в земли демедов (Дивед — в римскую эпоху территория племени деметов). Переписчик добавляет странное замечание, что «от них и род Кримтанна там». Судя по всему, это замечание относится к легендарным [211]завоеваниям, которые предпринял в Британии Кримтанн, сын Фидаха, король Мунстера или даже Ирландии, согласно генеалогиям, двоюродный брат Коналла Корка и брат Монгфинд, мачехи Ниалла Нойгиаллаха. Около 900 года Кромак, сын Куленнана, вставил в свой глоссарий древ-неирландских слов и имен (Sanais Cormaic) следующую запись:
«Муг Эйме (Миg Еimе) — кличка первой комнатной собачки в Ирландии. Кайрпре Муск, сын Конайре[64], привез ее с востока, из Британии. Ибо в те времена, когда велика была власть ирландцев над британцами, они разделили Альбу меж собою на области, и каждый из них знал жилье своего друга, и ирландцы жили на восточном берегу моря не хуже, чем в Скотий (Ирландии), и их дома и королевские замки строились там. Потому и зовется (inde dicitur) Динн Традуи, то есть Дун Тредуе, то есть замок с тремя рвами Кримтанна Мара, сына Фидаха, короля Ирландии и Альбы и [земель] до Иктийского моря, и потому (еt inde) Гласимпере-на-н-Гайдел (Гластонбери ирландцев), церковь у самого Иктийского моря. В той части находится Динд Мап Летайн (Dind Map Lethain) в землях корнийских бриттов, то есть Дун Майк Летайн (Dйп Мaiс Lethain), ибо тас («сын») то же самое, что тар по-бриттски. Так разделилось каждое их племя, так как было равное их число на востоке, и они владели этой властью долгое время после пришествия Патрика».
Таким образом, Уи Лиатайн (так как Летайн — архаическая форма имени Лиатайн) имели свои поселения в Корнуолле. В Ирландии они были ближайшими соседями десси, а одна огамическая надпись на территории Уотерфорда, позднее занятой десси, составлена в память CALUNOVICA MAQI MUCOI LITENI.
Традиции, запечатленные в сагах о Коналле Корке и нахождении Кашеля, демонстрируют несколько достойных внимания особенностей. Нет ни мифов, ни легенд о скале Кашеля, относящихся к языческой эпохе: по легенде, это место (несмотря на заметное положение, которое оно занимало в мунстерском ландшафте) было случайно обнаружено или чудесным образом открыто, а в самой повести, даже в самых ее архаических версиях, присутствует явный христианский оттенок. Даже название Кашеля (сaisel) является заимствованным латинским словом саstellит, и, хотя это слово приобрело в ирландском языке общее значение «каменный замок», мы вправе предположить, что впервые оно было использовано для [212]обозначения замка, построенного на скале Кашеля победоносными скоттами, которые своими глазами видели римские саstella или вспомогательные крепости, подобные той, что была воздвигнута в Кардиффе для отражения их набегов на побережье Британии. Вместе с остальной добычей они принесли с собой начатки христианства, а также латинский алфавит. Несомненно, они привозили из Британии рабов-христиан, подобных тем, кто, по легенде, воспитал святого Айльбе Эмлийского.
В своде мунстерских генеалогий VIII века содержится уснащенная фольклорными мотивами версия повести о Коналле Корке. Раннеирландские героические саги обычно предпочитают в качестве посредников между этим и Иным миром персонажей более высокого уровня, таких как друиды, но в данном случае мы находим упоминания о ведьмах и гадании по руке, и это отличие может служить показательным примером самобытной природы мунстерской традиции:
«Ведьма Федельм, дочь Мойтайре из Корко Оха, была приемной матерью Коналла Корка, сына Луигтеха. В ночь, когда родился Корк, ведьма ночевала в доме короля Луигтеха. Его матерью была Болке Бен-бретнах из бриттов. Она была женщиной, слагавшей стихи поношения. К королю она обратилась с нерушимым требованием, чтобы он провел с ней ночь. В итоге был зачат Коналл, сын Луигтеха. Имя его приемной матери, однако, было Лайр Дерг[65]. Поэтому говорят „Корк, сын Лайр", и потому так зовутся Уи Майк Лайре[66].
Ведьма разоряла короля в Фемене, где находится Фертай Хонайлл („могильники Коналла"). Когда его мать разрешилась от бремени Корком, она отдала сына под защиту ведьмы Федельм, и потому именно она вырастила его.
Следующей ночью должен был собраться шабаш ведьм. Она спрятала мальчика за очагом под землей. В дом пришли ведьмы. Одна из них сказала: „Я не разрушаю ничего, кроме того, что под котлом". Огонь ударил в дитя и сжег ему ухо. Поэтому Корк, сын Луигтеха, был красным (соrс). На следующий день некий предсказатель рассмотрел руку Корка, который был со своей приемной матерью. Он сказал ему: „Ты должен освобождать пленников, где бы ты их ни увидел и когда бы ты ни мог это сделать. Если ты это сделаешь, твой род прославится и будет носить твое имя. Твое первенство (оrdаn) состоит в том, что ты будешь так поступать"».[213]
Двоюродный брат Коналла Корка, бездетный Кримтанн, сын Фидаха, в этой саге представленный в роли короля Ирландии, усыновил мальчика. Позднее, когда жена Кримтанна оклеветала Коналла, он попытался убить его. Перед нами любопытный ранний европейский вариант интернационального фольклорного сюжета о Протее и Беллерофонте в форме, которую позднее использует Саксон Грамматик в истории о Гамлете. Кримтанн послал Коналла к королю пиктов в Шотландию с тайным огамиче-ским посланием, вырезанным на его щите, которое мог понять один лишь пиктский король. Однако когда Коналл спал на пиктском берегу, на него натолкнулся один ученый, которого он когда-то спас из плена в Лейнстере, и, прочитав гибельное послание, изменил надпись так, что Коналл был принят с почетом и женился на дочери короля. После смерти Кримтанна он вернулся в Ирландию «во времена Ниалла, сына Эху», который в этой саге не именуется королем Ирландии, что говорит о многом. Коналл благодаря своему богатству выкупил заложников в Таре, которых Ниалл обрек на смерть за убийство его сына. Он поселил заложников в Мунстере, где они стали предками Греграйге, Корко Даула и Мендрайге: «король Кашеля обладает правом на три коровы от них со всем необходимым и кормом и полными правами над ними в отношении прерогатив верховной власти... Когда Корк пришел в Фемен, королевская власть Ирландии снизошла на него».
Литературная версия саги, составленная в X веке, заканчивается рассказом о нахождении Кашеля. Когда Коналл прибыл в Маг Фемин с тридцатью воинами, из-за сильной снежной бури он сбился с дороги:
«В тот день свинопас Аэда, короля Мускрайге, пас своих свиней. Той ночью он сказал Аэду: „Я видел чудо сегодня, в тех горах на севере. Я увидел тисовый куст на камне и узрел небольшую часовню перед ним и каменную плиту (lесс) рядом с ней. Были там ангелы, восходящие с плиты и спускающиеся на нее".
„Поистине, — сказал друид Аэда, — будет там жилье короля Мунстера вовеки, и тот, кто первым разожжет костер под тем тисом, от того пойдут короли Мунстера".
„Пойдем и разожжем его", — сказал Аэд.
„Подождем до завтра", — сказал друид».
Однако к скале случайно приходит Коналл Корк и разжигает костер для жены и сыновей. Наутро приезжает Аэд, приветствует его и дает Коналлу в заложники своего родного сына. Сага завершается такой этиологической моралью:[214]
«Заложник из Мускрайге был первым заложником, которого взял король Мунстера, и после этого они были освобождены и есть у них королева в Кашеле. Более того, свинопас, который был найден в Кашеле, была дарована свобода ему и его детям королем Кашеля, то есть без дани и без взыскания со стороны короля или управителя (rechtaire). И именно он поднимает крик королевства для короля Кашеля и получает от короля благословение и сразу получает одеяние короля».
В этой саге мы находим чрезвычайно любопытную амальгаму языческих и христианских элементов: священный тис, тотем династии, каменную плиту, на которой совершается обряд инаугурации, священного свинопаса, возводящего короля на престол, и библейский сюжет об Иакове в Вефиле (литургический текст, читавшийся при освящении церкви)[67]. Рисы показали, что в кельтской традиции свинья является животным, принадлежащим Иному миру: выпасом свиней занимались рабы, и законы запрещали князьям владеть свиными стадами. Созвучно мунстерской атмосфере и то обстоятельство, что здесь свинопас исполняет роль, которую в других частях страны играет филид. Интересной параллелью может служить королевство Дивед в Южном Уэльсе, так как в Мабиноги Придери, сын Пуйлла, господина Диведа, является свинопасом своего приемного отца Пендарана Диведа, а в Триадах он входит в число Трех Могучих Свинопасов острова Британии. Нельзя не вспомнить в этой связи об изобилии «рабских» имен среди первопредков, фигурирующих в мунстерской мифологии, — Муг Нуадат, Муг Нейт, Муг Лама, Муг Роит, Мугайн. Все эти языческие черты вскоре полностью ушли в тень из-за христианского характера, которым было проникнуто королевство Кашеля, особенно после того как в VIII веке короли Мунстера признали старшинство Армы.