Концепция классического реализма

(Г. Моргентау)

Г. Моргентау (1904-1980) – американский политолог, теоретик и историк, автор работ: «Политические отношения между государствами. Борьба за власть и мир» (1948), «В защиту национального интереса» (1951), «Новая внешняя политика для США» (1969) и другие, основоположник концепции классического политического реализма в теории международных отношений.

Моргентау сформулировал шесть общих принципов теории реализма:

1) Политика, как и общество в целом, управляется объективными законами, укорененными в несовершенной природе человека.

2) Учёт неизбежного противоречия между моральным предписанием и требованиями политического действия.

3) Концепция интереса, которая рационально упорядочивает предмет политики, тем самым, делая возможным ее теоретическое понимание.

4) Содержание и способ властвования обусловлены политическим и культурным контекстом.

5) Ни одно государство не обладает монопольным правом на добродетель, на установление того, «что хорошо, а что плохо» с моральной точки зрения.

6) Политическая сфера является автономной; для политика определение интереса в качестве власти – то же самое, что для экономиста определение интереса в качестве богатства.

Сторонниками концепции «политического реализма» выступают большинство американских политологов-международников: З. Бжезинский, Дж. Коннан, Г. Киссинджер, У. Липпман, У. Ростоу и другие, а также европейские ученые и дипломаты (Р. Арон, Р. Греко и др.)

Центральной идеей концепции выступает «баланс сил и интересов», который является важным фактором в обеспечении стабильности в мировой политике и современных международных отношений. Баланс сил и интересов в мировой политике может достигаться как на равноправной основе, так и путем принуждения и господства. Главными участниками международных отношений являются суверенные государства, а формами их международной деятельности – военная стратегия и дипломатия.

Государственная политика существует в двух разновидностях: внутренней и внешней, имеющих как взаимосвязь, так и существенные различия.

Исходный пункт внешней (международной) политики государства коренится в национальном интересе, понимаемом как стремление к максимизации собственной мощи и безопасности и уменьшению власти других. Этим обстоятельством обусловлен анархический и хаотический характер международных отношений, усугубляемый отсутствием в этой сфере верховной власти, обладающей монополией на легитимное насилие.

Потребность в защите и продвижении национального интереса вызывает необходимость обладания как можно более мощным военным потенциалом, который, в свою очередь, зависит от природных, экономических и иных ресурсов государства.

Результатом стремлений каждого из государств к максимальному удовлетворению своих национальных интересов является установление на мировой арене определенного равновесия (баланса) власти (силы), которое есть единственный реалистический способ обеспечить и сохранить мир.

Важную роль для изменения степени вероятности возникновения войны играет ядерное оружие. При возможности нанести ответный удар сегодня более чем когда-либо в истории человечества стало очевидным, что конфликт между крупнейшими державами снизил бы уровень благосостояния всех государств мира.

В зависимости от распределения военной мощи между великими державами баланс сил между ними может принимать различные формы или конфигурации: биополярную, трехполюсную, мультиполярную и т.д.

Одним из направлений политического реализма может рассматриваться геополитика – наука об условиях безопасности и формирования мирового порядка, о взаимосвязи пространственных факторов и международных центров силы.

Либеральная концепция

(Дж Най, Дж. Розенау, И. Фергюсон)

Она, по сравнению с концепцией «политического реализма» распространена в меньшей степени. Ее сторонники делают акцент на достижении межгосударственного консенсуса, развитие институтов, обеспечивающих взаимопонимание и сотрудничество, расширение состава международных акторов и видов взаимодействий (культурное, научное сотрудничество, экономические обмены).

Дж. Розенау (род. 1924) обратил внимание на «раздвоенность» мира, в котором действуют, с одной стороны, межгосударственные взаимоотношения на основе законов классической дипломатии и стратегии, с другой – сталкиваются «акторы вне суверенитета», т.е. негосударственные участники. Межгосударственные отношения и взаимодействие негосударственных акторов составляют два самостоятельных, относительно независимых, параллельных друг другу мира «постмеждународной» политики, двухуровневую конструкцию, в которой над системой международных отношений, основанной на логике национальных государств, все больше превалирует сеть транснациональных потоков.

Глобализация не оставляет места для национальных интересов, заменяя их интересами мирового гражданского общества. Главным элементом этих интересов становится обеспечение прав и свобод личности, до сих пор подавляемых государством.

Неомарксистская концепция

(И. Валлерстайн, С. Амин, Ф. Кардозо, Т. Фалето, Р. Кокс)

Она определяет глобальный мир как целостную систему (основанную на историческом развитии и на экспансии капитализма) структурно расчлененную на центр, полупериферию и периферию.

По мнению Р. Кокса, экономика нуждается в мире, способном уважать ее правила. Эту роль после холодной войны себе присвоили США, что позволяет им претендовать на привилегии и исключение из общих правил поведения на международной арене.

Современный системный подход к мировой политике и международным отношениям имеет следующие вариации:

- Государственно-центристсткий подход, в силу которого государство должно занимать центральное место в международных отношениях.

- Теоретико-системный подход, авторы которого рассматривают все субъекты мировой политики в качестве политических акторов, имеющих намерения, интересы и иные качества. В соответствии с этим подходом мировая политика имеет три взаимосвязанных уровня: (индивидуальный уровень, внутренняя политика, международная система).

- Неореалистический подход, который использует макроэкономическое, рыночно-конкурентное видение мира.

- Цивилизационный подход, согласно которому в мировой политике возрастает роль социокультурных факторов. Проблемы «столкновения» цивилизаций, «линий разлома» между ними – одна из ведущих тем политологии.

В теориях международных отношений и мировой политики большое место отводится геополитике, сложившейся на рубеже XIX-XX веков в качестве самостоятельного направления политической науки.

Геополитика

Геополитика – это:

- политическая концепция, доктрина, отражающая и анализирующая сложную зависимость и связь внешней политики государства, международных отношений в связи с географическим положением государств и стран – климатом, природными ресурсами, территорией, количеством населения и его составом;

- научная концепция, основывающаяся на результатах анализа и обобщения объективных данных физической, экономической и политической географии всего мира и каждой конкретной страны, взаимовлияния природных, социальных, экономических, политических и культурных факторов на развитие человечества и каждого отдельного народа.

Основоположниками геополитики считаются:

- немецкий географ Ф. Ратцель (1844-1904),

- шведский ученый Р. Челлен (1864-1922), автор термина “геополитика”,

- британский географ Х. Маккиндер (1861-1947), автор теории «хартленда» (hart land - сердце земли) – Евразии, представляющей собой географическую ось истории и ось мировой политики;

- американский историк и адмирал А.-Т. Мэхэн (1840-1914), его теория “морского могущества”

- немецкий ученый и политик К. Хаусхофер (1869-1946)

и другие.

Значительный вклад в развитие теории геополитики внесли российские ученые Н.Я. Данилевский (1822-1885), К.Н. Леонтьев (1831-1891), В.П. Семенов-Тян-Шанский (1870-1942), П.Н. Савицкий (1859-1968), Н.С. Трубецкой (1890-1938) и другие.

Сегодня геополитический подход достаточно активно используется для обоснования внешнеполитических доктрин. Например, американский ученый Н. Спайкмен (1893-1944) считал, что глобальная безопасность в мире может быть обеспечена за счет контроля США и их союзников за “материковой каймой”, и тот, кто будет её контролировать (будет контролировать Евразию), будет контролировать и весь мир. Таким образом, Спайкмен не просто обосновал лидирующую роль США в послевоенном устройстве мира, но и сконструировал геополитическую концепцию поведения США как сверхдержавы на международной арене.

В современной геополитике заслуживает внимания теория другого американского ученого и географа С. Коэна, который обосновал распад биполярного порядка и возрастание роли региональных геополитических структур.

Особенности современного мирового политического процесса.

После распада СССР начало XXI века характеризуется поиском модели и процессом формирования новой геополитической архитектуры мира. Попытка навязать проект устройства нового мирового порядка во главе с США сопровождается сопротивлением остального мира реализации этого проекта. Современный мир по-прежнему является хрупким в плане безопасности и стабильности, о чем свидетельствует локальные войны и вооруженные конфликты: Афганистан, Югославия, Ирак, конфликты на постсоветском пространстве. Кроме этого, опасность современному миру создает международный терроризм со стороны экстремистских сил мусульманского мира и других преступных организаций. Обострению международных отношений способствуют также конкретные шаги отдельных политических сил и государств пересмотреть итоги второй мировой войны.

С точки зрения тенденции развития современных международных отношений наблюдаются попытки со стороны западных стран пересмотреть принципы государственного суверенитета с целью усиления своего влияния и контроля в слаборазвитых странах и государствах с авторитарными режимами власти. Важной характеристикой современных международных отношений является глобализация мировых процессов.

Глобализация – совокупность мировых процессов, отражающих противоречивое, стихийное и сознательное движение различных человеческих сообществ к общепланетарному взаимодействию и сотрудничеству во всех их аспектах: технологическом, научном, образовательном, информационном, политическом, культурном.

Основные тенденции глобализации:

- интернационализация экономики, развитие единой системы мировой связи, изменение и ослабление функций национальных государств, активизация деятельности транснациональных негосударственных образований.

- нарастание глобальных проблем и необходимость их совместного решения. Это проблемы предотвращения новой мировой войны и выживания человечества, урегулирования опасных конфликтов и борьба с терроризмом, решение экономических проблем, преодоление бедности, эпидемий и др.

- усиление разделения мира на два полюса (полюс мира, благосостояния, демократии и полюс войны, бедности и тирании).

Россия в новой геополитической ситуации

После распада СССР Россия утратила свой прежний экономический, научный, военно-стратегический, социально-демографический потенциал, каким располагал СССР.

Помимо этого сегодня Россия утратила свои внешнеполитические позиции в мире свое влияние на международные отношения, авторитет на мировой арене.

Вместе с тем, Россия продолжает играть значительную роль в мире. Сегодня для России на международной арене первостепенное значение имеет определение, уточнение и защита своих национально-государственных интересов.

Традиционная интерпретация государственных интересов широка и связана в основном с достижением таких целей, как:

- существование свободного и независимого государства;

- обеспечение роста экономики и национального благосостояния;

- предотвращение военной угрозы и ущемления суверенитета;

- сохранение союзников;

- достижение выгодного положения в мире

и другие.

Наряду с тем, в формировании национально-государственных интересов большое значение имеет геополитический фактор, связанный с объективными интересами и решениями: это география, протяженность границ, выход к морям, природные ресурсы и т.д.

Современные национально-государственные интересы России.

- сохранение своей традиционной глобальной геополитической функции как объединяющей и стабилизирующей силы центра Евразии;

- самоутверждение в качестве главного преемника прав и обязанностей СССР, его продолжателя в мировых делах и сохранение статуса великой державы;

- сохранение территориальной целостности Российской Федерации на основе учета интересов всех народов, проживающих в стране;

- обеспечение благоприятных внешних условий, способствующих свободному и равному включению страны в мировую экономку и политику;

- защита экономических, социальных и гуманитарных прав своих граждан, равно как и русской диаспоры на всех территориях бывшего СССР;

- сохранение и укрепление оборонного потенциала в пределах, необходимых для защиты и обеспечения национальной безопасности страны.

Наши рекомендации