Причины принятия христианства.

Язычество не было религией в современном понимании. Это была довольно хаотичная совокупность различных верований, культов, но не учение. Это соединение религиозных обрядов и целого вороха объектов религиозного почитания. Поэтому объединение людей разных племен, в чем так нуждались восточные славянев 10-12 веках, не могло быть осуществлено язычеством.Между тем стремление

вырваться из-под угнетающего воздействия одиночества среди редконаселенныхлесов, болот и степей, боязнь грозных явлений природы, заставляла людей искатьобъединения.

В 980 году Владимир предпринял первую

религиозную реформу, суть которой состояла в попытке слияния разнородных бо-гов всех племен Киевской Руси в единый пантеон во главе с княжеским богом Перуном. Однако попытка повсеместного распространения культа Перуна потерпела неудачу. Решающим фактором обращения к религиозно-идеологическому опыту Византии явились традиционные политические, экономические, культурные связи Киевской Руси с Византией. В системе византийской государственности духовная власть занимала подчиненное положение от императора. Это соответствовало политическим устремлениям князя Владимира. Не последнюю роль сыграли и династические соображения. Принятие православия открывало дорогу для брака Владимира с сестрой византийского императора принцессой Анной – и,таким образом,еще в большей мере закрепило дружеские отношения с такой влиятель-

ной державой, как Византия. Дружба с Византией не только открывала дорогу красширению торгово-экономических и культурных связей,но и в какой-то мерезащищала Русь от набегов многочисленных кочевых племен, населявших Великую степь к северу от Черного моря, которых Византия постоянно использовала в борьбе со своим северным соседом.И еще один момент сыграл свое значение при выборе православия. В католицизме богослужение происходило на латинском языке, тексты Библии и других богослужебных книг- на этом же языке.Православие не связывало себяязыковыми канонами. К тому же в этот период православие утверждалось в славянской Болгарии. Таким образом, богослужебные книги и весь обряд в языковомотношении были родственны населению Киевской Руси. Через болгарские богослужебные книги и болгарских священнослужителей православие начало утверж-даться в духовной жизни русского общества. Благодаря болгарской писменности христианство сразу выступило на Руси в виде

Значение принятия христианства.

Христианство создало широкую основу для объединения всех народов русского общества. Христианство постепенно начало вытеснять языческие обряды и традиции и на этой основе произошла гуманизация общества.Значительным культурным переворотом было введение единой письменности. Принятие христианства способствовало становлению городской культуры в преимущественно сельскохозяйственной по роду жизнедеятельности стране. Под влиянием христиан развивались храмное строительство, книжное дело, литература, история и философия.

На основе христианизации происходит становление нового типа государственности в Киевской Руси, которая в значительной мере приобретает византийскую форму. Устанавливается тесная взаимосвязь между светской и церковной властью, при главенстве первой над второй. В первой половине 11 века начинается оформление церковной юрисдикции. В ведение церкви передаются дела о браке, разводе, семье, некоторые наследственные дела. Значительная роль отводится церкви в международных делах, связанных с углублением отношений с христианскими государствами и церквями.

В целом благодаря принятию христианства Киевская Русь была включена в европейский христианский мир, а значит и стала равноправным элементом европейского цивилизационного процесса. Однако принятие христианства имело и негативные последствия. Православие способствовало обособлению Руси от западноевропейской цивилизации. С падением Византии Русское государство и Русская православная церковь оказались, по сути дела, в изоляции от остального христианского мира. Именно этим обстоятельством может быть отчасти объяснен отказ Западной Европы прийти на помощь Руси в ее противоборстве с иноверцами (татаро-монголами, турками и другими завоевателями).

5)Русь 10-12 вв: Социально-политическое устройство Руси

причины принятия христианства. - student2.ru причины принятия христианства. - student2.ru причины принятия христианства. - student2.ru

 

причины принятия христианства. - student2.ru Русь В период с конца X в. и примерно до второй трети XII в. Русь представляла собой государство, состоявшее из волостей, управлявшихся представителями династии Рюриковичей. Во главе княжеской иерархии стоял киевский князь (впоследствии великий князь). Князья - правители волостей являлись его вассалами.

Волости сложились на основе территорий союзов племенных княжеств, но их границы не оставались неизменными. Они менялись в результате деятельности князей, междоусобных войн, разделов и дележей земель. Так, в 1054 г. по завещанию киевского князя Ярослава Мудрого (1054 - 1078) произошел раздел Русской земли между его сыновьями Изяславом, Святославом и Всеволодом.

Киев остался за старшим сыном - Изяславом, а города Чернигов и Переяславль стали центрами княжений младших братьев, при этом в волость Святослава вошли территории вятичей и Муром, а Всеволод получил Ростовскую землю. В киевское княжение Всеволода Ярославича (1078 -1093) на юго-западе Руси сформировались волости с центрами в Перемышле и Теребовле.


Главной формой эксплуатации земледельческого населения в конце X - середине XII вв. оставалась государственная дань - налог. В то же время к данному периоду относится начальный этап складывания на Руси индивидуальной крупной земельной собственности - вотчины. Княжеская вотчина (домен) начала оформляться еще во второй половине X в. - в этот период уже известны княжеские села и охотничьи угодья.Русь

В середине XI в. существование княжеской вотчины было законодательно закреплено в Русской Правде - юридическом кодексе ранне-средневековой Руси. В XI в. появляется земельная собственность у дружинников И церкви. Но вотчинная форма собственности не играла еще существенной роли - ее удельный вес был незначителен, основная часть территории находилась в кооперативной (государственной) собственности военно-дружинной знати, реализуемой через систему даней - налогов.


Корпорацией, в которую был организован господствующий слой Древней Руси в этот период, продолжала оставаться дружина. Существовали дружины у киевского князя и его родственников - вассалов. В дружинной организации была и внутренняя иерархия: верхушку дружинного слоя представляла старейшая дружина; ее члены именовались боярами. Низшим слоем была молодшая дружина.

Ее представители назывались отроками; со второй половины XI в. этот термин начинает употребляться преимущественно по отношению к военным слугам князей и бояр, рекрутировавшимся из молодшей дружины, а для менее зависимого от князей слоя - внутри этой последней начинает употребляться термин «детские». Привилегированное положение членов старейшей дружины нашло отражение в древнерусском праве.

В начале XII в. все ее представители получили повышенную правовую защиту - за их убийство был установлен штраф в 80 гривен, вдвое больший, чем штраф за убийство простого свободного человека, в том числе младшего дружинника.
С формированием к концу X в. структуры единого государства формируется централизованный и разветвленный аппарат управления. В качестве должностных лиц государственной администрации выступают представители дружинной знати. При князьях действует совет (дума), представленный старейшей дружиной.

Князья назначают из дружинников посадников - наместников в городах; воевод - предводителей различных по численности и назначению военных отрядов, тысяцких -- высших должностных лиц в так называемой десятичной системе деления общества, восходящей к догосударствен-ному периоду; сборщиков поземельных податей - данников; судебных чиновников - мечников, вирников, емцев, подъездных; сборщиков торговых пошлин - мытников, мелких должностных лиц - биричей, метельников. Из состава дружины выделяются и управители княжеского вотчинного хозяйства - тиуны (с XII в. они включаются и в систему государственного управления).


Лично свободное сельское население, обложенное данью, а также рядовые горожане именуются в источниках люди. Для лично зависимого населения вотчин, а также для несвободных слуг использовались термины «челядь» (челя-дин) и «холопы». Их неполноправное положение было закреплено законодательно: так, за убийство холопа штраф уплачивался всего лишь в 5 гривен, шедший господину убитого в качестве возмещения ущерба.

Особую категорию населения составляли смерды. Вопрос о ее сущности - предмет давнего спора в историографии; наиболее вероятно, что смерды - группа полувоенного-полукрестьянского населения, зависимого от князя. Во второй половине XI в. появляется категория закупов - людей, вступающих в зависимость от землевладельца за долги и вынужденных работать на господина до выплаты суммы долга. Их правовое положение было промежуточным между свободными людьми и холопами.русь

6 Распад Древнерусского государства: причины, политические центры после распада, последствия.

На рубеже XI-XII вв. Древнерусское государство распадается на отдельные княжества и земли. Этот процесс обозначен в истории как начало удельной раздробленности.

В 1097 г. Мономах стал инициатором съезда князей в Любече. Это была попытка спасти русское единство и прекратить братоубийственные войны, которые начались после смерти Ярослава Мудрого. Причиной таких войн послужило решение Ярослава разделить Русь между шестью наследниками (пятью сыновьями и племянником). Он установил порядок передачи власти не к старшему сыну, а к старшему в роду. Но после съезда усобицы не прекратились.

Началу раздробленности на Руси предшествовало ряд событий:

I. Смягчение международной обстановки – союзничество с Византией после крещения Владимира и его женитьбе на византийской принцессе Анне; Ярослав разбил печенегов.

II. Историческое развитие, процесс феодализации обнажил искусственность объединения "сверху" племенных союзов под эгидой Киева – регионы разделены бездорожьем, низкий уровень культурного и экономически-торгового развития.

III. В XII в. упрочивается институт вотчины. Появляется класс крупных землевладельцев – бояр (старшие княжеские дружинники и местная верхушка земельной аристократии). Усиливается привлечение к обработке вотчинных земель свободного населения через закуп.

IV. Принцип наследования власти усугубил раздробленность. Киев утратил значение столицы. В 1169 г. Киев был разграблен как вражеский город.

Процесс феодальной раздробленности начинается со второй половины XI века. Правившие отдельными землями князья из рода Рюриковичей стремятся ко все большей самостоятельности, противопоставляют себя великокняжеской власти, опираясь на местное боярство. В конце XI в., в 1097 г., в Любече на съезде русских князей был зафиксирован факт распада принято решение, чтобы каждая княжеская семья наследственно владела своими землями. По существу, это был переход к новой политической системе. На Руси образовался ряд крупных самостоятельных княжеств. Наиболее значительными были: Владимиро-Суздальское (Мономашичи, потомки Юрия Долгорукова, сына Владимира Мономаха), Черниговское (Ольговичи, потомки Олега Святославовича, отца героя «Слово о полку Игореве»), Смоленское (Ростиславичи), Галицко-Волынское (одна из линий Мономашичей) и т.д. Особый политический строй установился в Новгородской феодальной республике. Это время бурного роста городов. Летопись называет в IX - X вв. - 24; в XI в. - 62; в XII в. - 119.

Подобный период переживали все ведущие страны Европы. К середине XII в. на Руси сложилось 15 княжеств, к началу XIII в. – 50, а к XIV в. – 250.

Раздробленность государства говорит о том, что:

во-первых, старые институты власти больше не могут обеспечить внешней и внутренней безопасности страны;

во-вторых, развитие производительных сил отдельных районов, позволяет им существовать самостоятельно.

Собственно, на рубеже XII в. произошел не распад Древней Руси, а превращение ее в своеобразную федерацию городов и княжеств. Номинально киевский князь оставался главой государства. Отношения между князьями регулировались соглашениями и обычаями, экономически княжества не отгородились друг от друга, общими оставались религия и культура.

Попытка установления единоличной власти и объединения была предпринята Андреем Боголюбским (1157-1174), который представлял собой ярко-выраженный тип динамичного феодального правителя: удачливый и храбрый полководец, целеустремленный и жестокий государственный деятель, заносчивый и властолюбивый человек. Но его убийство в результате заговора только разожгло усобицы.

Распад Киевской Руси не сразу нарушил единство древнерусской народности, но различия накапливались, укреплялись местные особенности.

Наши рекомендации